Закрыть

Государство, православие, народность

14:56, 24 апреля, 2012
14:56, 24 апреля, 2012
4832
0
0

Эксперт по религиозным отношениям прокомментировал выступления группы Pussy Riot и ответ на них Русской Православной Церкви.

Ижевск. Удмуртия. Не успела Россия отойти от непростых выборов в Госдуму России и последовавших за ними акций, как по стране прокатилась новая волна общественного негодования. Связана она с акциями группы Pussy Riot, которая 21 февраля этого года устроила «панк-молебен» в храме Христа Спасителя в Москве. После этого «концерта» Сеть взорвалась негативными отзывами о Русской Православной Церкви и Патриархе Кирилле.
Свое мнение о том, что могло стать причиной для массового религиозного помешательства, высказал заместитель начальника отдела по взаимодействию с общественными объединениями Управления по внутренней политике Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики Сергей Ильинский.

- Сергей Игоревич, почему, по Вашему мнению, именно Русская Православная Церковь стала объектом для осуждения и провокаций?

- Во-первых, надо понимать, что в многообразной религиозной жизни России есть религиозные объединения, которые имеют приоритетное значение. Это было определено историей развития нашего Отечества, их вкладом в историю, культуру и менталитет русского народа. Ни для кого не секрет, что равенства конфессий в России в традиционном понимании быть не может. В наших условиях принципиальное значение имеет историческая укорененность религиозных традщиций, среди которых православие имеет приоритетное значение. Отсюда следует уважительное отношение государства к Русской Православной Церкви, православному старообрядчеству, традиционному исламу, традиционному иудаизму, буддизму и к традиционному протестантизму – тем направлениям, которые известны в России на протяжении веков.
В авангарде развития религиозной жизни России всегда была Русская Православная Церковь. Для органов власти она всегда была в центре государственной вероисповедной политики. Так было в самодержавной Российской империи, и при Советской власти, когда церковь сильно пострадала. А когда политика изменилась, государству стал нужен партнер. Потому что любое благое дело без сильной духовной составляющей – это ничто. В фундаменте государственного строительства необходима проверенная временем духовная опора.
Когда Русская Православная Церковь в период «перестройки» начала возвращать утерянные позиции (восстанавливать храмы, организационные структуры и др.), настало время для определения ее места и статуса в постсоветском конфессиональном пространстве. Тогда, в в 1990-е годы, когда изменилось отношение к религии со стороны общества и государства, когда у нас было самое либеральное в мире законодательство о свободе вероисповеданий, шла очень серьезная борьба за лидерство в религиозной сфере с помощью привлечения масштабных миссионерских ресурсов извне.
Нужно также учитывать то, что верующие люди составляют определенный процент от общей численности населения. По разным оценкам, приверженцев различных конфессий в России - от 15 до 50%. А остальные 50% - это люди, равнодушные к религии. Последние, в свою очередь, делятся на две категории: так убежденные атеисты, которые не верят в Бога и активно (или пассивно) выступают против всех религиозных традиций, а также люди с материалистическим мировоззрением, которые не верят в Бога, но уважительно относятся к верующим.
Что мы имеем сейчас? Продолжается глобальная борьба мировоззрений. Точно так же, как в 1990-е годы, когда со стороны западной идеологии наблюдались попытки оказать влияние на традиционные российские ценности в культуре, в духовности, в быту, навязать иные «культурные» ориентиры. Тогда эти усилия не увенчались успехом.
Сейчас идет новый этап этих идеологических акций. Мы вновь наблюдаем открытые выступления против традиционной российской духовности, основой которой, что бы ни говорили, является православие. По большому счету, крепость Российской державы держится не только на государственных, администпративных институтах, но и на духовных началах, традиционных верованиях, сильной церковной власти. Она является помощником органов власти в решении стратегических задач, и это четко понимают первые лица государства.
Поэтому, все выступления против Русской Православной Церкви имеют целью каким-то образом пошатнуть доверие к этим духовным основам, к Первоиерарху, заострить внимание не на позитивных моментах, а на отдельных негативных явлениях, представленных весьма тенденциозно.
Подобного акции, которая прошла 21 февраля в Храме Христа Спасителя, в России не было с 20-30-х годов прошлого века, когда пьяная молодежь приходила в храм, пела пахабные песни, издевалась над священниками и срывала богослужения. Но тогда был период борьбы с религией на государственном уровне. А сейчас совсем другое время, сейчас государство повернулось лицом к церкви. Но тут снова возникают попытки вернуться к тем временам воинствующего безбожия.

- Как Вы оцениваете ответную акцию Русской православной церкви 22 апреля?

- Чтобы показать истинную силу российской духовности, по призыву Патриарха в Москве была организована масштабная акция — молитвенное стояние в защиту веры, поруганных святынь и доброго имени Церкви. На площади перед храмом Христа Спасителя собралось более 65 тысяч человек. Разве можно такое количество людей купить или одурманить? Верующие приехали из 17-ти епархий, чтобы продемонстрировать свою солидарность в защиту православных ценностей. Некоторые думают, что все это было спланировано, но 65 тысяч человек собрать на площади по приказу невозможно.

- Если исторические сценарии повторяются, то можно ли говорить об очередной попытке повлиять с помощью провокаций на политическую ситуацию в стране? Кому выгодны эти акции?

- Выгодно это тем силам, которым не нужна стабильность российского государства, сильная власть, имеющая сильную духовную основу. А сильная духовная основа - это наши истинные ценности, исторические традиции Русской Православной Церкви. Точно также в 1990-е годы пытались разрушить нашу национальную культуру, подкладывая вместо нее западные псевдоценности, но мы все это смогли преодолеть.
Точно также как в 80-90 годы, организаторы этих выступлений пытаются поставить в центре критики православных иерархов. О нынешнем Патриархе были публикации, которые пытались его опорочить. Но надо понимать, что Патриарх Московский и Всея Руси был легитимно избран на Архиерейском Соборе. Если бы он был человеком недостойным, архиереи РПЦ не взяли бы на себя такую ответственность и не поставили бы его Первоиерархом Русской Православной Церкви - одной из самой влиятельной православных церквей в мире. Второе: если бы Патриарх был человек недостойный, с ним бы никогда за один стол не сели первые лица нашего государства, он бы не сидел на официальных приемах в первых рядах приглашенных.

- Как на прошедшие акции отреагировали в конфессиональном сообществе Удмуртии?

- У нас к этим вещам отнеслись негативно. Сразу пошла реакция на эти выступления, поскольку глумление в храме – это просто недостойно. Поэтому, когда Высший Церковный Совет РПЦ призвал 22 апреля провести эту акцию, Ижевская епархия тоже откликнулась. В Свято-Михайловском соборе после Божественной литургии митрофорный протоирей Виктор Костенков провел проповедь на эту тему. Кроме того, был совершен крестный ход. Ижевская и Удмуртская Епархия достойно ответила на этот вызов.
Главная задача наших проивников — подмена истинных ценностей ложными, стирание граней дозволенного и недозволенного. Но в менталитете русского народа есть незыблемые основы: уважение к нашим главным святыням, к истории, к культуре, милосердие и добротолюбие.

- По Вашему мнению, духовность в России настолько сильна, что такими акциями ее сломать?

- Конечно. Никакие панк-группы, акции и вандалы с топорами духовность нашу порушить не смогут. Русь-матушка тысячу лет отстояла, стерпела крестовые походы, гонения со стороны врагов и своих, и в этот раз выстоит однозначно. Просто это стояние должно быть общее. Здесь главное - правильно оценить происходящие события.
Отмечу, что государство в этом противоборстве будет поддерживать традиционные конфессии. Не случайно же в акции 22 апреля в Москве участвовали первый заместитель Председателя Госдумы РФ А.Д.Жуков и другие представители государственной власти. 
4832
0