Закрыть

«Ижмаш» на лезвии бритвы

14:32, 19 октября, 2012
14:32, 19 октября, 2012
7287
0
0

Интервью с заместителем председателя Правительства Удмуртии Ильдаром Бикбулатовым. 

Работники ижевского оружейного завода вышли на стихийный митинг из-за резко сократившейся зарплаты. Прокуратура и Госинспекция труда начали проверку на предприятии. О том, как видит сложившуюся ситуацию руководство республики, рассказал заместитель председателя Правительства Удмуртии Ильдар Бикбулатов.

- Какова ситуация на «Ижмаше» и чем она спровоцирована?
- Тема «Ижмаша» у нас на протяжении всех нескольких лет обсуждается в достаточно негативном свете. Все это, как вы помните, начиналось с финансовых проблем «Ижмашэнерго», которая отапливает весь Ленинский район – это 58 тысяч жителей, 10-ки детских садов, больниц.
Конечно, то, что позавчера прошел такой несанкционированный митинг, я думаю, что это последствия тех шагов, которые сегодняшний день осуществляются так называемым антикризисным управлением группы «Ижмаш».
Напомню, что более двух лет Президенту Удмуртской Республики Александру Волкову не удавалось убедить, что необходимо принимать серьезные меры по отношению к руководству «Ижмаш», тогдашнему руководству в лице Владимира Гродецкого, что предприятие находится в кризисе, что огромная кредиторская задолженность у предприятия, и что рано или поздно оно придет к очень тяжелым временам.
Не надо было 1,5 года новой молодой антикризисной команде заниматься изучением для того, чтобы эти вещи вскрыть и обнаружить. То, что на сегодня происходит в плане управления на Ижмаше, вызывает очень большую тревогу и у Правительства и у Президента. Если констатировать ситуацию, то она даже ухудшилась по сравнению с 2011 годом. Потому, что, как я уже говорил, объем производства предприятия снижен в разы по всем параметрам. Когда мы изучали, что происходит, общались с десятками людей, которые и ушли с предприятия, и продолжают работать, все в один голос нам говорили, что команда управления, которая находится на этом орденоносном предприятие, флагмане Удмуртской Республики, абсолютно непрофессиональна. Те шаги, которые предпринимаются для реформирования производства, когда элементарных людей не знаю люди, которые начинают управлять пятитысячным коллективом, не знают гособоронзаказ и какова ответственность за его невыполнение, как должно быть спланировано производство в оружейном бизнесе и диву даешься тем шагам, которые осуществляются руководством.
Надо констатировать, что большая часть управленческого персонала, которая сегодня работает, очень далека от оружейной тематики. Мы видим, что люди, которые десятками лет работали на Ижмаше, они оказались за пределами завода, пошли искать лучше доли, потому что с приходом так называемой антикризисной команды, почему то часть Ижмаша оказалась нечетными людьми, а вторая – непрофессиональными, ленивыми и прочими. С таким подходом наладить работу на предприятии, на мой взгляд, практически невозможно. Вместо того, что бы консолидировать коллектив в минуту тяжелых испытаний, мы видим, что абсолютно нет взаимодействия ни с профсоюзной организацией, ни с коллективом. Если руководитель завода общается со своими подчиненными посредством электронной почты и селекторных совещаний, ни к чему хорошему это привести не может. Президент Удмуртии неоднократно говорил руководству Ростехнологий, что нельзя назначать человека с таким послужным списком, который обошел 15-20 предприятий, не работая более года практически нигде, как ему можно доверить такой коллектив. То, что происходит на сегодня, видно, что это абсолютно идет вразрез с интересами дела.
Поэтому шаги, которые предприняло руководство «Ижмаша» привели к таким вещам, когда люди начали получать по 5-6 тысяч вместо 15-ти. Вызывает глубокую тревогу, что будет дальше с НПО «Ижмаш». Потому что, товарные запасы, которые были у завода наработаны за прошлые периоды времени, благополучно распроданы. Все гособоронзаказы практически сорваны. Что это означает для предприятия? Это вхождение в перечень недобросовестных поставщиков. То есть по гособоронзаказу как они будут работать, я трудно себе могу вообразить.

- Что республика делает, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию?
- Мы подготовили информацию, проведена встреча с руководством Ростехнологий, что ситуация критическая, надо ситуацию менять и, прежде всего, начинать с генерального директора. Мы об этом говорили и будем говорить. Конечно, есть определенные силы, которые хотели бы, чтобы подобный сценарий предприятию был уготован, чтобы оно, возможно остановилось. Но 205 лет истории Ижевска никуда не выкинешь. Если мы видим, что абсолютно с нами не хотят взаимодействовать генеральный директор. По информации, которую мы запрашиваем с любого предприятия по объемам реализации, по выручке, по налогам, нас просто игнорируют. Я не думаю, что эта позиция позволит в дальнейшем как-то ситуацию удержать.
Правительство можно не слушать, но извините, оружейники эта элита рабочего класса. Рабочий класс, я думаю, должны будут услышать. То, что после нашего визита группой компаний Ростехнологии было принято решение направить сюда комиссию. Комиссия поработала, по итогам работы комиссии нам было высказано, что частично подтверждаются факты, хотя я думаю, что реальность немножко говорит о другом. К сожалению, на мой взгляд, в госкорпорации не хотят видеть реальную картину того, что происходит здесь, в Ижевске.
На сегодня госкорпорацией принято решение о проведении конкурса по замещению должности генерального директора. Сейчас там временный генеральный директор. Мы надеемся, что все-таки здравый смысл возобладает. Тогда для республики это будет, хоть и тяжелое время, но ситуацию можно будет выправлять. Я удивлен позицией, когда бестолковость в организации работ, как ситуация годичной данности когда вдруг всплыли автоматы где-то на свалке – на само деле это генеральный директор организует работу режима на предприятии и делает все, чтобы таких инцидентов не происходило. Если он хоть когда-то имел допуск к гостайне и на эту тему получал образование. Но сейчас говорить (порой в СМИ возникают такие комментарии), что это происки каких-то злодеев, которые все это подстроили, это полный бред и полная ерунда.
К сожалению, период, когда Владимир Павлович Гродецкий в свое время использовал линию «Гермес-Финанс» для того, чтобы выскочить из-под контроля республики, а в то время, правительство республики давало гарантию под кредитные ресурсы, которые должны были быть направлены на модернизацию Ижевского автозавода. Получилось так, что и денег нет, вроде и кризис помешал, а в итоге акции перекочевали из ведения Удмуртской Республики в Минпромторг. И, соответственно, наши контрольные функции по предприятиям, которые мы имеем или имели в своем ведении, конечно, были утрачены.
Если у нас в концерне «Ижмаш» было около 30%, в самом «Ижмаше» - около 10%, на сегодня - ноль. Поэтому влиять на эту ситуацию влиять с точки зрения присутствия в составе акционеров у нас нет возможности.
У меня очень много возникает вопросов к новой антикризисной компании. Когда после визита г-на Кузюка в Америку, появляется вновь испеченная компания американская, которая отдается на 4 года право эксклюзивной продажи оружия на американском рынке, и соответственно, объемы продаж падают в несколько раз, это конечно, большой вопрос. И не только не риторический, а вопрос, наверное, к правоохранительным органам, которые должны эту ситуацию понять.

- Появилась информация о четырех кандидатах на пост генерального директора и только один из них имеет опыт работы в оборонке. Как вы оцениваете возможность кандидатов управлять таким предприятием, как «Ижмаш»?
- Все кто работал на заводе реально, того мы будем поддерживать. Если человек не отличит токарный станок от фрезерного, что ему там делать? Оружие – тема очень специфичная. Специалисты выращиваются там, они выращиваются десятилетиями. Когда с предприятия за неделю уходит по 40-50 человек высококлассных специалистов, то это уже вызывает большие опасения, потому что станки можно купить, а вот человека вырастить – потребуются десятилетия. Не ведают что творят, на мой взгляд.

- То есть республика надеется, что пост гендиректора займет человек, который имеет отношение к оборонке?
- Конечно, а по-другому не получится.

- Когда ждать назначения нового генерального директора?
- Конкурс состоится 5 ноября, насколько я знаю.

- Если ситуация все-таки начнет развиваться по негативному сценарию и новый человек, будет продолжать политику нынешнего руководства, какой прогноз для предприятия вы видите?
- Я думаю, что такого не будет. Народ ведь поедет не к проходной, а дальше. Мы это тоже понимаем. Я думаю, что должны прислушаться к работкам.

- Не считаете ли вы, что республика должна помочь предприятию?
- Когда у администрации завода нет желания общаться с органами власти и не предоставлять информацию, которое каждое предприятие обязано нам давать, то о каком сотрудничестве чтобы мы вели речь?

- Вы сказали о том, что в госкорпорации не совсем поддерживают точку зрения республики. В чем разногласия?
- У нас нет разногласий, если завод работает, если люди получают зарплату. Мы никогда не вторгаемся ни в какой бизнес Но когда ситуация становится критической, помните, так было с Сарапульским радиозаводом, тогда нам приходиться вмешиваться. Если люди готовы перекрывать железнодорожную магистраль, тогда что мы должны делать? Пока пытаемся на уровне переговоров убедить, что нельзя таким образом управлять предприятием. Если бы были отличные результаты, я бы сказал, что молодцы, но факты говорят о другом, к сожалению.

Ильдар Бикбулатов добавил, что отчеты, подаваемые «Ижмашем», вводят в заблуждение «Ростехнологии», потому что при реальном падении производства, в докладах руководства звучат данные о его росте и процветании заводов. 
7287
0