Закрыть

От направлений к дорогам: Удмуртия делает ставку на развитие дорожной сети

14:58, 09 сентября, 2014
14:58, 09 сентября, 2014
4952
0
0

Интервью с заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Владимиром Афонькиным.

Ижевск. Удмуртия. В Удмуртии, как и в России всегда было две беды. И если дураков перевоспитать сложно, то дороги можно привести в порядок. В этом году существенные позитивные изменения дорожной ситуации заметили все жители республики. Дороги стали ровнее всего за одно лето. Как удалось добиться такого результата ИА Сусанин рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Владимир Афонькин.

- Владимир Иванович, сколько составлял дорожный фонд Удмуртии на начало года?
- Дорожный фонд на начало года был утвержден в размере 2,604 млрд рублей. Это на 40% меньше, чем в 2013 году. На сегодняшний день, включая начало сентября, дорожный фонд составляет 4,5 млрд рублей. Практически в два раза он увеличился по сравнению с началом года.

- На что хватило бы этих 2,6 млрд рублей?
- Этих денег хватило бы только на содержание автодорог и закрытие прошлогодней кредиторской задолженности. У нас содержание в этом году составляет 1,7 млрд, кредиторка с 2013 года перешла - более 550 млн рублей. Больше ни на что этих денег не хватило бы.
Дорожные предприятия республики в силах освоить порядка 6 млрд. рублей. И численность персонала позволяет, и техника, и заводы под это рассчитаны. Но в связи с тем, что намечалось секвестирование дорожного фонда, дошло до того, что предприятия готовы были предъявить людям уведомления о сокращении.
Но с приходом Александра Васильевича Соловьева в феврале месяце кардинально все поменялось. Те деньги, которые мы планировали получить с продажи акцизов в дорожный фонд Удмуртской Республики, практически все он нам отдал.

- То есть не все дорожные налоги поступали в дорожный фонд?
- Учитывая, что у нас бюджет консолидированный, все собирается в общую казну и потом распределяется. Из дорожного фонда, из тех планируемых денег, которые мы по налогу собирали, изымались средства и на зарплату бюджетникам, и на строительные объекты. Сейчас все собранные деньги идут напрямую в дорожный фонд на строительство, ремонт и содержание дорог территориального значения.

- Что удалось сделать с появлением дополнительных средств?
- В январе у нас был бюджет выживания. На сегодняшний день у нас деньги израсходованы по каким направлениям? Основное направление – это сокращение недоремонта существующей сети автомобильных дорог. В этом году у нас было выделено на это направление около 900 млн рублей. Прежде всего ремонт коснулся самых интенсивных республиканских трасс. Например, участков автодороги Ижевск-Воткинск (ремонт уже практически завершен). Ижевск-Глазов на участке Игра-Глазов два участка тоже закончили. В основном все крупные объекты уже завершены.
Осталась Окружная Ижевска 500 метров, Воткинск-Кельчино буквально в начальной стадии, и остался мост через реку Сива в районе Чайковского, но это переходящий объект на следующий год.
В дальнейшем ликвидацию недоремонта продолжим. Ежегодно с 2015 года на это планируем тратить до 1,5 млрд рублей.
Это, прежде всего, ремонт, капитальный ремонт, реконструкция основных направлений: Ижевск-Сарапул, Сарапул-Камбарка, обход Сарапула, Яр-Киров, Ижевск-Воткинск-Кельчино, Сосновый-Кировская область, Уфимское направление. Вот на такие крупные магистральные дороги, которые соединяют артерии наших районных центров, городов деньги были направлены. До сих пор работаем по этим направлениям.

- А что сделано в Ижевске?
- На сегодняшний день мы отдали городу 837 млн рублей в виде субсидий из территориального дорожного фонда. 725 млн рублей – это улично-дорожная сеть, 100 млн выделено на дворовые территории, 11,4 млн – это депутатские наказы. Да, объем был сделан большой по основным направлениям и улицам города, порядка 35 км на сегодняшний день.
Если перечислять самые значимые, то это Воткинское шоссе, это переходящий объект по Карла Маркса, который был в том году начат, наконец, открыли сквозное движение, это и Удмуртская. Объектов много. Все автовладельцы это на себе почувствовали.
Единственное, что следует отметить – в этом году мы приняли решение укладывать только нижние слои. В этом нас поддержал и Александр Васильевич Соловьев - учитывая сложную, подчас аварийную обстановку по городским дорогам на май месяц, такой вариант представляется самым разумным. На нижний слой подрядчики дают нам 2 года гарантии. После того как дороги перезимуют, весной мы их обследуем и примем решение. Часть будем перекрывать в следующем году верхним слоем, часть будем оставлять на 2016 год, где-то будем поднимать или менять бордюры.
Есть, конечно, участки, где работали и с верхними слоями. Это Удмуртская и Гагарина, за железнодорожным вокзалом. По городу улично-дорожную сеть нам необходимо еще приводить и приводить в порядок.

- Когда завершатся работы?

- В основном все ремонты уже закрыты. На капитальных ремонтах еще работают. Мы готовим приказ о том, что все работы, связанные с обустройством верхних слоев асфальтобетонного покрытия с 15 октября запретить. Все дорожники об этом знают, работа планируется таким образом, чтобы к началу холодов, когда температура воздуха не позволяет укладывать асфальт, все закончить.

- Есть ли уже планы на 2015 год?
- С точки зрения финансирования, рассчитываем мы на 5,5 млрд рублей. Это те средства, которые мы планируем собрать в виде акцизов от продажи бензина, транспортного налога и небольших налогов земельных.
Прикидываем около 1,7 млрд будет у нас содержание и около 3 млрд мы начинаем уже делить на капремонты, на ремонты и мосты. Вот три основных направления, по которым мы будем работать дальше в ближайшие пять лет по плану действий 2015-2020 года.
Ремонты мы будем проводить по тем республиканским дорогам, которые отработали уже свой ресурс, но в связи с отсутствием денежных средств не ремонтировались вовремя. Образовавшийся таким образом недоремонт на сегодняшний день составляет около 82%. На решение этой проблемы ежегодно предполагаем направлять по 1,5 млрд. Это по 5-10 км в каждом муниципальном образовании.
Около 700 млн мы рассчитываем тратить на капитальный ремонт и строительство новых дорог.
Большой проблемой для Удмуртии является состояние мостовых сооружений. По нашему родниковому краю протекает большое количество рек и ручейков, поэтому на дорогах как республиканского, так и местного значения находится немало искусственных сооружений. Многие из них сегодня в плачевном состоянии. Необходимо навести порядок в этом хозяйстве. Для этого в соответствии с планом действий до 2020 года около 500 млн мы планируем выделять ежегодно на ремонт и капитальный ремонт искусственных сооружений.

- Дорожники с такими объемами работ справятся?
- У нас есть два крупных мощных предприятия – Удмуртавтодор и Удмуртдорстрой. С техникой есть небольшие проблемы. А по людям, по специалистам я думаю, справимся, хотя штат расширять, конечно, придется.
По городу хорошо помогают другие частные предприятия. Мы, согласно нашего 44 закона (федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок – прим. ред.), никому не запрещаем выходить на наш рынок. Но у нас есть определенные требования. И прежде всего к качеству, что с нас особо требует глава республики. Подрядчик должен обладать современной техникой, иметь в своем распоряжении достаточное количество специалистов, собственную лабораторию, чтобы качество смеси было на высоте и технологии укладки соблюдались.

- С появлением таких требований изменилось качество дорог?
- По республике буквально за эти 2-3 года к качеству отношение не только у заказчика, но и у подрядчика сильно поменялось. На сегодняшний день мы как заказчики стали с подрядчиков требовать исполнения гарантийных обязательств на тех участках дорог, которые они отремонтировали в прежние годы. И не просто формально подходим к этому вопросу, а ежегодно проводим инвентаризацию тех участков дорог, которые были сданы в 2011, 2012, 2013, 2014 году, так как у нас гарантийный срок на асфальтобетон составляет 4 года. В течение 4 лет подрядчика заставляем за свой счет производить ремонты и исправления дефектов.
Подрядчики, когда поняли, что с них не слезут, посчитали свои плюсы и минусы, свою маржу посчитали, сказали: нет, нам лучше сделать один раз, но качественно, чтобы дорога стояла без нареканий.
В Миндортрансе сейчас у нас мощная лаборатория с импортным оборудованием, которая мобильно может по требованию выехать на объект. На месте тут же взять пробы, дать какое-то заключение, и пока подрядчик не приведет данный участок дороги в нормативное состояние, никаких оплат мы не производим.

- В республике сегодня реализуется первый в России региональный концессионный проект – строительство моста через Каму. Расскажите, как идут работы, что уже удалось сделать?
- Как вам известно, в рамках проекта мы строим там 4 искусственных сооружения. Общая сумма концессионного соглашения составляет 13,9 млрд рублей. На сегодняшний день по реке Кама выполнены 4 береговые опоры, работают на двух русловых. Готовятся пролетные строения, которые привозятся с Тюмени. С левого берега Камы отсыпан стапель для того, чтобы начинать уже сборку пролетных сооружений надвигать на опоры. По реке Буй уже все опоры залиты, идет надвижка пролетных строений.
Стоит задача на реке Буй закончить в этом году мост с подходами. Получится сдать или нет, но мы технический проезд обеспечим. Река Кама: на следующий год мост должен быть уже собран. На мосту через Вагановку основные работы практически в этом году будут сделаны. На Камбарке мост готов.
В основном беспокоят подходы. Там нужно десятки миллионов кубических метров грунта намывать. На сегодняшний день есть отставание по намыву этого грунта. Мы планируем туда еще подключить подрядные организации. Мостовики грозились своими силами подходы сделать. Но мы приняли решение, 10 км подходов со стороны Камбарки мы у них заберем и будем делать нашими подрядными организациями, чтобы наверстать график работ.

- В бюджете этого года были заложены средства на строительство моста. Однако позже их направили на другие цели. Для чего это было сделано?
- По концессионному соглашению 10 млрд рублей инвестор выплачивает, 2,5 млрд рублей – Минрегион, 1,3 млрд рублей – из нашего бюджета. Мы в этом году предусмотрели 500 млн рублей на оплату своей доли в рамках концессионного соглашения. Эти 500 млн у нас ушли на увеличение дорожного фонда. Но это не означает, что мы не будем оплачивать свою долю - будем, но уже в 2015 году, и может быть часть перейдет на 2016 год.

- Какую сумму предстоит заложить в 2016 году на строительство моста?
- Все зависит от того, на какую сумму отработает концессионер. Наше концессионное соглашение оригинально тем, что 70% денег в данный объект вкладывает концессионер, частник. И 30% наши. И в соглашении расписано: когда вы 700 млн освоите, мы вам 300 млн даем. Если концессионер наработает на следующий год, допустим, 5 млрд, мы должны будем выделить ему 1,5 млрд вместе с деньгами инвестфонда. А какую сумму они наработают, пока трудно сказать.

- Успеют ли сдать мост в срок к 1 октября 2016 года?
- Со стороны мостовиков опасений нет, были со стороны дорожников. Но я думаю, что если наши предприятия подключатся, особых вопросов не будет. Сдадим.
4952
0