Финалист бизнес-акселератора Удмуртии об успехах проекта.
В Ижевске разработали рабочий инструмент для проектировщиков и заказчиков. Он позволяет создавать команды, управлять процессами и сроками выполнения строительства объектов, а также закладывать материалы и оборудование. Пока всё это можно сделать бесплатно внутри одной системы — платформы «ПИРС» от ООО «Технология». Корреспондент «Сусанина» встретился с собственником компании, которая занимаемся проектированием промышленных объектов с 2008 года, Александром Репиным, чтобы узнать подробнее о возможностях данной системы.
* * *
«В какой-то момент времени мы задумались о том, как нам масштабировать бизнес, как переходить на какой-то другой формат, — признаётся Александр Репин. — Линейное развитие казалось недостаточным. При этом, учитывая специфику деятельности, в каждый момент времени невозможно в равной степени учесть загрузку всех специалистов компании. Проектировщики — это своеобразный народ, они ближе к программистам, может быть. Но наша отрасль более консервативна и элементы современных тенденций, цифровизации заходят к нам медленно».
В компании задумались о том, как равномерно распределить работу, чтобы людям не назначали жёсткие требования по условиям работы; так, чтобы каждый находился в предпринимательской позиции, имел возможность взять тот объём работ, который он способен выполнить и, соответственно, заработать столько, сколько хочет.
— Как и когда вам пришла идея создания «ПИРСа»?
— Была необходимость в какой-то внутренней системе перераспределения. Мы стали задумываться, как это сделать через IT, у нас тогда не было программистов. Вопрос внутри стали продумывать, и в 2019 году нас пригласили на первый поток Бизнес-акселератора Удмуртии. Мы попали в финал с нашим проектом — сервисом «ПИРС».
После акселератора Фонд содействия инновациям нам предложил с этим проектом поучаствовать в грантовом конкурсе по цифровизации экономики. Мы подали заявку и выиграли грант на 20 млн рублей. Он явился тем подспорьем, благодаря которому сейчас мы развиваем наш сервис. Этот грант даётся на два года, и мы оплачиваем работы разработчиков системы в том числе из средств гранта.
— Что сервис представляет из себя на сегодняшний день?
— Это цифровая платформа по управлению и контролю проектными работами, говоря о первом этапе. Следующий этап — выход на стройку, работу с поставщиками материалов и оборудования. На сегодняшний день на сервисе более 2800 участников. В основном это проектировщики и главные инженеры проектов (ГИПы), заказчики. Отмечу, что поставщики — новая роль на платформе. Они возникли в последнем обновлении в январе 2021 года.
— В чём же особенность платформы «ПИРС»?
— В строительной индустрии ещё очень много неэффективности. Она заключается в большом количестве участников реализации любого проекта. Например, условный проект разрабатывают 20 проектировщиков со сложной схемой взаимодействия внутри. Плюс итерации, и всё это управляется вручную. Мы хотим в системе сделать понятную загрузку каждого специалиста и управление этим проектом. Построить критический путь, который даст сокращение сроков проектных работ, повышение качества и эффективности.
На сегодняшний день в сети есть просто услуги — биржа. Есть спрос и предложение какой-то конкретной работы. Самое сложное — выстроить организационную структуру эффективного взаимодействия. Подобной системы, насколько я знаю, в России нет. Исключение — закрытые системы для внутренних процессов крупных компаний. Например, в компании «Пик» в Москве или в Росатоме.
Мы делаем как раз специализированную вещь — единая целостная система для проектировщиков. Дальше всё это мы наложим на процесс строительно-монтажных работ.
В чём ещё особенность нашей системы? Мы формируем предпринимательское мышление в каждом проектировщике. Он берёт тот объём работ, стоимость которой ему необходима. В предпринимательстве должна быть быстрая адаптивность. Наш сервис даёт проектным организациям персонал по требованию, управление и контроль процессами, подбор материалов и оборудования. Проектировщик получает возможность иметь дополнительную работу, а также зарабатывать себе высокий рейтинг в рамках нашей системы. Он начинает сам управлять своим процессом. Рейтинг остаётся с ним практически на всю жизнь. Отмечу, что весной 2021 года планируется подключить сервис «Безопасная сделка», чтобы исключить факты мошенничества.
Если резюмировать, то «ПИРС» — оперативный подбор персонала по требованию и организация процесса сложного взаимодействия всех участников проектных работ. Это тенденция современности. Естественно, платформа даст нам и возможность работать с самозанятыми, что повысит маржинальность нашей работы.
В идеальной схеме выигрывает в итоге как заказчик, так и исполнитель. Исполнитель получает больше денег, заказчик тратит меньше. И всё за счёт платформы.
— Почему же при такой актуальности раньше в стране не было подобного?
Стоимость проектных работ в России сильно недооценена. Она составляет от 1 до 3%, а в среднем по миру — около 7%. Поэтому проектные организации всегда находятся в жёсткой конкурентной среде и нехватке свободных ресурсов. Нам бы тоже это было сделать не под силу, если бы не средства гранта, которые помогли нам стартовать.
В следующем обновлении у нас выйдет модуль автоматизированного заключения договора с привлекаемыми субподрядчиками, что значительно сократит сроки оформления документов. Участникам нужно иметь только электронную цифровую подпись. По сути, всё происходит в один клик. Так, постепенно цифруя каждое действие, к 2025 году, по нашей оценке, процесс автоматизации проектирования достигнет 80%.
Параллельно мы разрабатываем программный продукт «Бимит». Это система управления цифровым двойником объекта строительства. Он предполагает разработку информационной модели здания (BIM), определение коллизий (не согласований между разделами), навигацию по объекту, автоматический расчёт сроков строительства и дальнейшей эксплуатации. Цель, к которой мы идём, — автоматическое получение стоимости строительства объекта. Эту цель планируем достигнуть в 2022 году.
— На каких же условиях вы работаете с предприятиями?
— Платформа должна давать ценность, тогда люди туда будут приходить. Предыдущие версии ПИРСа были подобием биржи — готовые решения, которые мы пытались адаптировать под проектные работы. Но практика показала, что это не очень востребовано. Ценности, чтобы найти специалиста — это слишком мало. Нужно встроить его в нужное время и место с его нужными компетенциями. Самая большая ценность - выстроить и организовать процесс взаимодействия участников и контроль за исполнением в автоматическом режиме.
— Несколько технических вопросов. Чем «ПИРС» отличается от привычной CRM-системы?
— CRM-система в моём понимании — программа для управления продажами и взаимодействия с клиентами, чтобы оставался цифровой след. Это повышает продажи, осведомлённость всех участников, уменьшает затраты на маркетинг. У нас это более широкое понятие. Для нас самое важное — организовать эффективное взаимодействие всех участников, платформа «ПИРС» как раз решает эту проблему. Считается, что строительная индустрия оцифрована пока не больше, чем на 5%. Каждый пытается оцифровать свою часть. Мы идём по верхней логике процесса от начала создания проектного решения по какому-то объекту строительства до передачи его в эксплуатацию.
— Сейчас действует версия 3.0, ожидается новая. Какие готовые решения она будет использовать?
— Новая версия 4.0 будет более динамичная. Интерфейс у нас пишется на JavaScript-библиотеке React. Отдельного блока по отчётности, например, по бухгалтерии мы не планируем. Лишь в рамках электронного документооборота будет интегрироваться готовое решение от СКБ «Контур». Вообще, документооборот в стройке практически не отличается от другого, если говорить о «верхнем уровне». Нюансы касаются лишь проектной документации.
— Если говорить о границах, может ли заказчик из одного субъекта России принимать исполнителей из других регионов? Например, чтобы спроектировать себе дачный домик, условно.
— Да, такие объекты были. Например, заказчик из Ижевска, который нашёл исполнителя в Новосибирске. Обозначил параметры, планировку. Отозвались 17 участников, одного выбрал.
— Сейчас у вас в работе порядка 110 проектов и более 2000 исполнителей. Кого не хватает больше, заказчиков или исполнителей? И можете ли привести статистику по своим проектам, уже реализованным через «ПИРС»?
— Пока наблюдается дефицит заказов. Их бы раз в пять больше. Своих объектов от ООО «Технологии» выполнено 23. За время работы платформы с неё привлекалось 40 исполнителей. Наши проекты, размещаемые на «ПИРСе», это, в основном, промышленные объекты, расположенные в Казани, Набережных Челнах, Перми, Хакасии, Челябинске.
Среди заказчиков на сервисе «ПИРС» — компании из Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга, Уфы, Челябинска, Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Иркутска, Краснодара, Республики Крым и многие-многие другие, со всех регионов страны.