В апреле 2018 года информационное агентство «Синьхуа» сообщило, что китайские ученые в ходе исследовательской экспедиции выявили в юго-восточной части Тихого океана глубоководные залежи редкоземельных элементов на площади в 1,5 млн кв. км.
Тему тут же подхватили японцы, которые еще в 2011 году заявили об обнаружении «редких земель» на дне океана. В этом году они представили уточненные данные: огромное месторождение, которого хватит на сотни лет, находится в японских территориальных водах к юго-востоку от Токио. Это месторождение расположено на глубине 2-4 км, но по концентрации редкоземельных элементов оно в 20-30 раз превосходит крупнейшее в мире из разрабатываемых месторождений, которое находится на территории Китая. Технико-экономическое обоснование японцы обещают подготовить в течение пяти лет. Добыча, очевидно, будет делом чрезвычайно затратным, но на инвестиции никто не скупится. Редкоземельные металлы – это ресурс, без которого невозможен переход на шестой и последующие технологические уклады. Контролировать их рынок в ближайшем будущем практически то же самое, что контролировать рынки углеводородов в настоящем.
Китай – крупнейший мировой производитель редкоземельных металлов, которому фактически «подарили» эту монополию в начале 2000-х. А Япония – крупнейший импортер РЗМ, который сразу после того как Китай ограничил свой экспорт в 2010 году, вложил более 280 млн долларов в проект по созданию флота и глубоководной техники для исследования донной части своих территориальных вод. Сегодня оба государства четко дают понять, что готовы делать высокие ставки в этой гонке за лидерство. Но борьба пойдет не только между ними. Есть еще два ключевых игрока. Первый – США, которые по своей привычке гегемона предпочитают действовать силовыми методами. Второй – Россия, которая пока еще «спит» на подушке объемом в 19-22% мировых запасов редкоземельных элементов.
Прецедент роста
Редкоземельные металлы – это 17 элементов таблицы Менделеева, без которых были бы невозможны научно-технические достижения и технологические прорывы последних десятилетий. В мировой промышленности практически не осталось отраслей, которые не используют их в качестве важнейших компонентов, входящих в состав инновационных материалов и продукции с уникальными характеристиками.
Глобальный рынок редкоземельной продукции сформировался фактически за последние 50-55 лет, показав мощнейшую динамику роста. В 1965 году в мире добывалось всего 4 тыс. тонн РЗМ и их соединений. В 1980-м – уже более 25 тыс., а в 2003-м – 85 тыс. тонн. По данным Геологической службы США, в 2011 году этот показатель составил 133 тыс. тонн в пересчете на оксиды «редких земель» (РЗО). По разным прогнозам (а точных оценок никто не дает), в ближайшие 5-10 лет этот показатель может увеличиться примерно вдвое – «Росатом», например, оценивает мировую потребность в 250 тыс. тонн после 2020 года, а Китайское общество редкоземельных металлов – в 278 тыс. тонн.
При этом нужно учитывать, что половину этого объема составит не находящий полного сбыта церий. Сегодня важен не объем запасов и не общий уровень концентрации РЗЭ, а содержание наиболее ценных элементов средней и тяжелой подгрупп, ситуация с которыми становится все более дефицитной.
Ресурсная база
По оценкам Геологической службы США, на группу редкоземельных элементов приходится примерно 0,02% массы земной коры. При этом редкоземельные не означает редкие. Это просто исторически сложившееся название и его появление связано с тем, что все они находятся в природе в рассеянном состоянии и образуют тугоплавкие, практически не растворимые в воде оксиды, из которых сложно выделить чистый металл. По распространенности же редкоземельные металлы превосходят такой давно известный и широко используемый элемент, как свинец, а удельное содержание лютеция в земной коре, например, в 125 раз выше, чем золота.
В настоящее время известно около 160 типов минералов, содержащих РЗМ в заметных или высоких концентрациях. Из них около 50 имеют промышленное значение. К основным типам такого сырья относятся бастнезит, монацит, ксенотим, лопарит и ионно-абсорбционные руды. Месторождения редкоземельного сырья имеются в 34 странах мира. В 2010 году Геологическая служба США, Китайское общество редкоземельных металлов и британская консультативная группа Roskill произвели оценку состояния этих ресурсов. Согласно их выводам, совокупный мировой объем выявленных ресурсов составляет около 163 млн тонн соединений РЗМ. Самые большие природные запасы сконцентрированы в Бразилии (более 32% сырьевых ресурсов), Китае (22%) и странах СНГ (11,7%).
Что касается разведанных запасов, то в географической структуре лидирует Китай (40-45%), страны СНГ (19-22%) и США (13%).
Крупнейшими запасами бастнезита – сырья, отличающегося наивысшим содержанием оксидов редких земель, располагают Китай и США. До середины 1980-х основной объем РЗМ на мировой рынок поступал с месторождения Mountain Pass (Калифорния), но в 2002 году добыча там была остановлена из-за агрессивной маркетинговой политики Китая, падения цен и ужесточения экологического законодательства в США. Сегодня главным источником бастнезитового сырья, из которого производится 80-90% поступающих на мировой рынок редкоземельных металлов и их соединений, является месторождение Bayan Obo (Внутренняя Монголия), открытое в начале 1980-х, где залегает основная доля всех природных запасов Китая и до половины мировых.
В Австралии, Индии и Бразилии есть крупные запасы монацита. Но эти месторождения значительно уступают по рентабельности бастнезитовым из-за меньшей концентрации РЗМ и высокого содержания радиоактивных элементов, что требует дополнительных затрат на дезактивацию.
Объем российской добычи редкоземельных соединений сегодня составляет примерно 2,4% от общемирового. При этом оценки российских запасов сильно варьируются. Отечественные геологи в 2011 году оценивали их примерно в 30% мировых, в то время как Геологическая служба США считает, что Россия обладает совокупными запасами в 19 млн тонн, или примерно 14% от мировых.
Полную версию читайте в «Деловом квадрате».