Закрыть

На слиянии трёх миров: жизнь бесермянской семьи у края Удмуртии

15:47, 18 октября, 2024
Юрий Абашев
Выпускающий редактор
На слиянии трёх миров: жизнь бесермянской семьи у края Удмуртии
15:47, 18 октября, 2024
Юрий Абашев
Выпускающий редактор
2114
0
Источник фото: ИА «Сусанин»
0

Бесермяне являются одним из самых загадочных по происхождению народов Удмуртии. Ещё в дореволюционных источниках о них писали, что пришли бесермяне на территорию современного Родникового края вместе с татарами, после разгрома Казанского ханства и занятия Арской земли. В учебнике «Родиноведение» за 1916 год о бесермянах писали следующее:

«Бесермяне не считаются отдельным племенем от татар, а по старым грамотам они считаются новокрещёными из татар. Тем не менее, не сохранив в себе ни сходства по наружности, ни сходства в суевериях и в остатках обрядности с татарами, бесермяне говорят в настоящее время языком вотским (удмуртским, - прим. ред.), с примесью татарских слов. Одеваются бесермяне по-вотски, с некоторым изменением, приближающим их к татарам».

3823784.jpg
Фото: Девушка в наряде бесермянки. 1923 год.
Источник: Национальный музей Удмуртской Республики

В этой же книге указывалось, что бесермяне по вере официально числились православными, но народная религия была очень близка к удмуртской, с вкраплениями мусульманских традиций. Отмечалось, что живёт этот народ большими и крепкими семьями и что среди них крайне редки разводы. Вследствие этого жили они достаточно зажиточно.  

Сейчас бесермяне проживают в основном на северо-западе Удмуртии: в Глазовском, Юкаменском, Ярском и Балезинском районах. Здесь по сей день есть целые бесермянские деревни, где сохраняется традиционная культура этого немногочисленного народа и строятся крепкие семьи.

Продолжая серию материалов о семьях многонациональной России, корреспондент «Сусанина» отправился в деревню Жувам Юкаменского района к семье Сергея и Елены Невоструевых, которые живут в браке уже 20 лет. Сергей — бесермянин и коренной житель деревни Жувам.

Сама деревня образовалась на рубеже XVII-XVIII веков. В первых переписях начала 1700-х годов уже есть упоминания предков Сергея Невоструева, которые до принятия православия носили фамилию Сабрековы.

Елена же родилась вдали от Жувама — в посёлке Дзякино Глазовского района, известного своим предприятием по добыче и переработке торфа.

«Я, как Иван-царевич, запустил стрелу, а та упала на болота, где и нашёл себе жену. Но если серьёзно, то Лена приезжала к нам в деревню к своей тёте. А мы как раз в 1990-е годы помогали строить ей дом. Помню, уже крышу заканчиваем класть. Смотрю сверху, вижу — девушка длинноволосая ходит. Волосы мне тогда показались рыжими-рыжими, чуть ли не красными. В этот день и познакомились, а вечером пошли гулять», — рассказал Сергей.

Долгое время Сергей и Елена встречались, а в 2004 году решили пожениться. За годы семейной жизни на свет у них появились две дочери. Младшая ещё учится в школе, а старшая работает медсестрой в Юкаменской больнице.

IMG20240915185817.jpg
Источник: архив семьи Невоструевых

Время для семьи Невоструевых в браке, по их собственному признанию, пролетело как миг, будто свадьба была только вчера.

«С женой по-всякому живём, где любовь, где ссора. Вот перед вашим приездом поругались, даже не разговаривали. Но всегда миримся. Семейная жизнь она ведь такая, не всегда складывается просто. Главное — всегда идти на уступки и вместе решать насущные вопросы», — рассказал Сергей.

Быт в семье Невоструевых устроен традиционно: жена следит за хозяйством, муж работает. Сергей уже восемь лет руководит деревенским клубом, и Елена часто помогает ему в оформлении различных мероприятий, супруг в свою очередь помогает жене по дому и в огороде. Вместе ходят за грибами.

Дома семья Невоструевых разговаривает на русском языке. Родители Сергея дома тоже общались на русском, поскольку носителем бесермянского языка был только отец.

«Правильно говорят: первый язык — это язык матери. Со мной с детства в основном общались на русском, поэтому он и стал для нас основным средством общения. Сейчас вот моя старшая дочь ещё понимает бесермянский и даже немного говорит на нём, так как в школе они изучали близкий к нему удмуртский язык, да и в деревне она застала старшее поколение, которое в основном общалось на родном языке. А младшая не владеет совсем», — рассказал глава семейства.

Однако, по мнению Сергея, жизнь в районе всё равно обязывает знать языки коренных народов. Приводя в пример ситуацию старшей дочери, которая работает в Юкаменской больнице, он отмечает, что её знание удмуртского и бесермянского языков является большим плюсом для работы в районе. Ведь в основном пациенты здесь — это пожилые люди, которым проще рассказать о своих проблемах со здоровьем на родном для них языке. Это напрямую влияет на повышение качества жизни пожилых граждан, что прямо соответствует целям и задачам национального проекта «Демография».

Также чета Невоструевых сохраняет традиции, которые передавались в их семье из поколения в поколение. В качестве одного из примеров Сергей привёл поминальный обряд Виро, в ходе которого умершим предкам приносилась жертва.

«Перед поминками мы «пускали кровь». На углу двора приносился в жертву баран. Перед тем, как резать животное, на стол обязательно клался нож, хлеб, соль, читалась молитва Инмару, просили помощи у Ильи-пророка. Во время приношения жертвы обязательно зовёшь своих предков, просишь, чтобы во дворе вся скотина была здоровая и в доме было всё хорошо. Также за день перед поминками обязательно топили баню, чтобы предки могли помыться перед праздником», — рассказал Сергей.

Интересен обряд народного крещения у бесермян, свидетелем которого был Сергей. Это было в советские годы, когда в округе не было ни церквей, ни священников, но вера жила.

«Выбирались от одного до пяти крёстных родителей. Зависело это, судя по всему, от достатка семьи. Кумовья уже становились настоящими родственниками. Приносили отрез обычной ткани. На этот отрез клали ребёнка, затем его передавали через стол, молились и выпивали по рюмке. Так проводилось крещение в начале 1980-х годов», — рассказал Сергей.

Бесермянские традиции Сергей привносит и в организацию мероприятий. Так, в деревне Жувам начал проводиться бесермянский праздник «Ваньбуро», что в переводе на русский означает «достаток». Сначала участие в нём принимали только бесермяне, а потом праздник стал республиканским, и на него стали приезжать русские, татары, удмурты.

На празднике участники с разных концов республики демонстрировали театрализованные постановки, в которых рассказывалось о народных обрядах, сказках, легендах, традиционных ремёслах и семейных традициях.

В семье Невоструевых чтят память о предках-участниках Великой Отечественной войны. Оба деда Сергея — Елизар Павлович и Дмитрий Иванович (кстати, оба были Невоструевыми) ушли в армию ещё в конце 1930-х – начале 1940 годов. Елизар Павлович не любил рассказывать о войне, за его плечами было заточение в нацистском концентрационном лагере. Известно, что на фронте до пленения он был около года, за проявленную в боях храбрость имел награду — орден «За боевые заслуги».

О судьбе Дмитрия Ивановича известно больше. Он служил механиком в 236-й истребительной авиационной Львовской Краснознамённой дивизии. В этом соединении за годы войны звание Героя Советского Союза получили пять лётчиков. Известно, что Дмитрий Иванович Невоструев обслуживал самолёт одного из них. За участие в Великой Отечественной войне он получил два ордена «Красной Звезды», а также медали «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией».     

1.jpg2.jpg      

Источник: архив семьи Невоструевых

И сегодня семья Невоструевых продолжает служить своей стране, сохраняя память о своих предках, помогая другим и преображая мир вокруг себя. Так, Сергей, будучи руководителем Жувамского дома культуры, реализует просветительско-патриотический проект «Мы помним», рассказывая подрастающему поколению о подвигах своего земляка, единственного бесермянина, удостоенного звания Героя Советского Союза, Анатолия Архиповича Попова. У Дома культуры в Жуваме установлен бюст красноармейца. Здесь же в январе 2025 года состоится главное событие проекта — патриотический фестиваль-конкурс, в котором примут участие дети и подростки.

Так живёт простая бесермяно-удмуртская семья Невоструевых, с глубокой историей и связью с родной землёй. Всего, по данным переписи 2021 года, в Удмуртии проживают 2 036 бесермян. Несмотря на малочисленность, в республике активно поддерживается наследие этого малого народа. В этом направлении работает «Центр возрождения бесермянской культуры», целью которого является не только сохранение уже имеющейся культурной базы, но и её развитие, в том числе с широким привлечением бесермянской молодёжи.

С 2018 года в Удмуртии по инициативе Центра возрождения проводится Межрегиональный фольклорный этно-фестиваль национальной бесермянской культуры «Наследие бесермян: от прошлого к настоящему», создано бесермянское молодежное объединение. Сейчас объединение надевается «Легитьёс».

В основе этого движения — простые люди, осознавшие ценность традиций своего народа и важность передачи их будущим поколениям. Такие люди, как Сергей Невоструев, понимают, что культура своего народа — это не просто пыль веков, это — основа самосознания человека, основа для жизни и труда на своей земле. 



2114
0