Закрыть

Виктор Кушко: находим пропавших без вести

15:15, 04 апреля, 2024
15:15, 04 апреля, 2024
656
0
Фото: Удмуртская правда
0

Любая область человеческих отношений так или иначе регулируется законом, но иногда жизнь ставит в такие обстоятельства, которые норма права не в силах предусмотреть. За тем, чтобы закон в равной мере приносил пользу всем, для кого он был написан, в Удмуртии следит Уполномоченный по правам человека Виктор КУШКО.

После начала специальной военной операции одним из приоритетных направлений работы Уполномоченного стала помощь и поддержка военнослужащих и членов их семей. Виктор Кушко рассказал о том, сколько бойцов удалось вернуть из украинского плена, как сегодня обстоят дела с выплатой участникам СВО денежного довольствия и в каких ситуациях члены семей военнослужащих обращаются к Уполномоченному.

– Виктор Михайлович, в начале февраля в аппарате Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике сообщили о том, что двое военнослужащих из Удмуртии вернулись домой из украинского плена. Одного из них ВСУ удерживали больше трёх месяцев, а другой находился в плену у противника год и 4 месяца. Объясните, почему такая разница? Как происходит обмен? Какова ваша роль в этом процессе?

– С начала 2024 года состоялось три обмена военнопленными, в ходе которых в Удмуртию вернулись пятеро военнослужащих. За период СВО удалось освободить из плена ВСУ 17 военнослужащих из Удмуртской Республики. Процесс этот очень сложный и длительный. В освобождении военнопленных задействованы компетентные должностные лица и органы власти – Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Минобороны России, Международный комитет Красного Креста, представители других государств, выступающих в роли посредника. Нас не посвящают в детали. Мы не знаем, каким образом те или иные военнослужащие попадают в списки на обмен.

26 марта я выступил на сессии Государственного Совета Удмуртской Республики с ежегодным докладом по итогам работы за 2023 год. Пятая часть всех обращений, поступивших в прошлом году, касалась вопросов поддержки участников специальной военной операции и членов их семей, половина этих обращений содержала в себе просьбу разыскать родственников, участвующих в СВО, или освободить их из плена.

Первоначально родственники военнослужащих обращаются к нам в связи с тем, что их мужья или сыновья перестают выходить на связь. Мы делаем запрос в войсковую часть, где непосредственно проходит службу участник специальной военной операции, и в штаб округа, где эта войсковая часть расположена, а если у близких параллельно возникают вопросы, касающиеся выплаты денежного довольствия, то ещё и в военную прокуратуру.

Перед Новым годом российская и украинская стороны обменялись посылками для военнопленных. Мы извещали родных и близких военнослужащих, которые находятся в плену, о том, что они могут передать бойцам письма и необходимые им вещи.

– Как родственники военнослужащих узнают, что те попали в плен?

– Бывают случаи, когда близким родственникам военнослужащих звонят с украинской стороны и сообщают о том, что их сын или муж в плену. Бывает, что звонят с требованием о выкупе, и мы настоятельно рекомендуем не реагировать на такие звонки, потому что так действуют мошенники, которые выманивают деньги, играя на чувствах людей. В социальных сетях и мессенджерах есть сообщества и чаты по поиску пропавших бойцов. Родственники военнослужащих постоянно отслеживают информацию, которая там появляется, и иногда по фотографиям узнают, что их муж или сын находится в плену. Мы извещаем об этом Минобороны, что, конечно, помогает в поисках военнослужащего.

В ряде случаев удавалось установить, что военнослужащий находится в госпитале и не может сообщить о себе в силу своего состояния. Аналогичные результаты давал поиск бойцов, которые считались пропавшими без вести.

– Отправляясь служить в зону СВО, мужчина должен быть уверен, что в случае чего его семья не останется без средств к существованию. Как сейчас обстоят дела с выплатой военнослужащим денежного довольствия? Много ли обращений на эту тему?

– Обращений по поводу денежного довольствия достаточно много…

Полную версию интервью читайте в новом номере газеты «Удмуртская правда» (12+) от 4 апреля или на сайте (16+).

656
0