«Кто хоть раз пройдёт вдоль наших рек, в синие глаза озёр заглянет, для того – проверьте сами! – станет край удмуртский памятный навек», - писал Флор Васильев. А как хорошо мы знаем свою малую Родину? Что можем рассказать о самой южной, самой северной точках Удмуртии, о том, где живет Баба-яга и какой адреналин испытываешь, проходя по подвесным мостам?
С 2020 года знакомство с Удмуртией стало не только проще, но и интереснее. К 100-летию государственности республики был запущен конкурс о 100 самых запоминающихся местах Удмуртии – «ДаУР!». Жители предложили достопримечательности, достойные попадания в список лучших. При помощи голосования отобрана сотня, которую и предстояло покорить участникам квеста - сфотографироваться на местности и выложить фото с описанием. Проехать по всем достопримечательностям на карте удалось трем участникам. Десяток туристических семей «собрали» по 98-99 точек.
О том, каким был первый сезон «ДаУР!», будет ли продолжение и что нужно учесть туристам, отправляясь в такое путешествие, мы пообщались с менеджером проекта Гульназ Гырдымовой.
- Какие у вас были ожидания, совпали ли они с реальностью? В чем проект оказался удачным, а в чем нет?
- Ты никогда не знаешь, сколько людей будут участвовать в проекте и насколько им будет интересно. Условия участия в проекте довольно сложные, но жители быстро поняли идею и охотно включились. На первом этапе у меня, конечно, был страх, что пришлют мало точек и их окажется даже не 100, а 50-80. В итоге нам прислали 350 заявок, из которых 200 точек нанесли на карту. Участников получилось намного больше, чем мы предполагали. Из тех, кто заполнил формы, мы зарегистрировали 5 тысяч: 1 заявка – 1 семья либо группа, то есть по факту гораздо больше.
Фото: Сергей Чирков
Перед стартом проекта началась пандемия и, конечно, она внесла свои коррективы. Первые два этапа перешли только в онлайн-формат, от офлайн-мероприятий пришлось отказаться. Практически до самого старта третьего этапа мы не знали, чего ожидать и возможно ли будет запустить квест, или проект закончится голосованием.
Вместе с жителями республики мы создали инструмент – карту, теперь любой желающий может отправиться в путешествие и открыть Удмуртию. Приятно, что работает и сарафанное радио, люди рекомендуют друг другу точки для отдыха.
- Расскажите об участниках «ДаУР!» на старте проекта?
- Это были путешественники-любители, фотографы, охотники и рыболовы, неравнодушные жители, которые хотят рассказать о своем родном крае. Например, мама с сыном решили рассказать о роднике в их деревне. В его благоустройстве участвовало много людей, они провели трубы, сделали беседку и даже освятили. Для них важна эта точка, куда они ходят всей деревней.
Кроме участников, были и специалисты, которые подключились к разработке карты, это сотрудники музеев, библиотек, туристических направлений. Они консультировали и подсказывали нам, что актуально, а что нет. И собрав всю информацию воедино, у каждой достопримечательности на карте есть фото, интересный факт, описание и что можно увидеть по дороге.
Фото: Роман Симаков
Да, есть некоторые точки, которые мы не отобразили. Некоторые путешественники рекомендовали потенциально опасные объекты или абсолютно абсурдные точки.
- Как думаете, с чем связан интерес к «ДаУРу»?
- Условия пандемии закрыли нас в пределах страны, то есть условия идеальные, чтобы узнать поподробнее о нашей Удмуртии, и мы предложили инструмент, который дает возможность планировать свой досуг, например, в выходные съездить в тот же питомник лаек. В местах достопримечательностей мы поставили указатели и информационные стенды.
Фото: Анна Корепанова
Путешествуя по Удмуртии, есть возможность открыть ее с разных сторон. Например, в местных магазинчиках Красногорского района есть огромные калачи, вы их в другом месте нигде не попробуете. Табани южных и северных удмуртов пекутся с разными добавками, на юге с луком, а на севере их делают с рыбой и другими начинками.
- Будет ли продолжение «ДаУРа»? Когда и что ожидать?
- Да, есть планы на лето. Карта собрана, мы создали информационную инфраструктуру. Сейчас можно дополнять карту, также участники просят интересные задания.
- Люди смелее будут заявляться и участвовать?
- Мне кажется, сами держатели точек станут смелее. У нас немало популярных мест, которых пока нет на карте. Проект был новый, никто о нем не знал, например, у нас нет Чекерила и Нечкино на карте. Сейчас у людей уже есть какая-то степень доверия, и они охотнее включатся в проект.
Фото: Сергей Грачев
- Планируется ли как-то благоустраивать туристические точки?
- Хорошо, что в работу начинают включаться местные сообщества. Например, когда я была у Пумсинского моста, мне было очень приятно, что там скошенная трава, свежепосаженные цветы, не знаю, были ли они там раньше. Действительно, кто-то присматривает за этим местом - аккуратно стоят скамейки, столы. Чувствуется забота, не на каждой точке есть такое.
Фото: Анатолий Шмыков
- Как обстоят дела с транспортной инфраструктурой? Наверняка, основной проблемой у людей было – как добраться?
- В основном все путешественники «ДаУРа» – это люди со своим личным транспортом. Мы учитывали, что люди будут на самоизоляции, и нужно соблюдать меры безопасности в условиях коронавируса. Хотелось обезопасить участников, поэтому участвовать можно было только индивидуальным путешественникам или семьям. Мы намеренно никого ни с кем не сталкивали, не знакомили, не предлагали поучаствовать друг с другом, не отправляли организованные автобусные маршруты.
- Появилась ли уже обратная связь? Начал ли расти внутренний туризм?
Очень показательно: в Воткинском районе есть храм на берегу Камы. Когда я была там последний раз, батюшка рассказал, что каждые субботу, воскресенье приезжают по 2-3 машины. Раньше у них были регулярные автобусные туры, они, в принципе, принимали туристов, но индивидуальных путешественников практически не было. Это место на берегу Камы знал далеко не каждый, там открываются прекрасные виды на реку и поля, теперь облюбовали эту точку и фотографы.
Еще один пример – Оленья ферма, они не справлялись с потоком туристов в новогодние праздники. За период квеста это также был один из лидеров по посещаемости.
- Есть ли отклик из других регионов?
- Да, идеей заинтересовались коллеги из Ульяновской области. У них был подобный проект, но не такой масштабный. Это была организованная группа, которая путешествовала по неизведанным точкам, они тоже проходили квест, но не в формате свободных путешествий, как у нас. Они загорелись нашим проектом, и было бы здорово нам объединиться в будущем.
Фото: Светлана Морозова
- Было ли такое, что некоторые точки остались без внимания?
- Нельзя сказать, что некоторые места были обделены вниманием, просто посещались реже, чем остальные. Например, на исток Вятки не было такого потока, как на искусственный водопад на реке Старая Кенка. Туда поехал немного другой турист, к водопаду отправлялись те, кто хочет пофотографироваться, сходить на пикник и не потратить на дорогу много времени, потому что это близко к городу и дорога до самого водопада в идеальном состоянии.
Если мы говорим про исток Вятки – это самая северная точка на карте Удмуртии. Сначала вы едете на машине не один час, затем пересаживаетесь либо на другой транспорт, либо идете пешком, также можно доехать на поезде. Затем идете по болоту до самого истока. Это непередаваемые ощущения приключения, когда ты бредешь по клюквенному болоту. Люди отправлялись туда на квадроциклах, им в кайф, что это далеко, что добраться не так-то просто, им интереснее покорить такую точку нежели съездить к водопаду Старая Кенка.
Фото: Центр развития культуры и туризма Ярского района, Ася Тепляшина
Был некий соревновательный момент. Одни из участников рассказывали, что наблюдали за знакомой бабушкой, удивлялись, как она проходит точку за точкой. Это давало мотивацию не отставать.
- Какой совет вы дадите путешественникам, решившим проехать по точкам «ДаУРа»?
- В целях безопасности не стоит путешествовать одному. Опять же, на примере истока Вятки, где нужно было идти по болоту. Оно плотное, шагаешь, как по батуту. Там условная тропинка, если не туда наступишь, бывает, что и проваливаешься. Без помощи я бы точно там оставила обувь, вылезла бы, но без сапог.
Второе – важно посмотреть зону покрытия оператора сотовой связи. В дороге всякое может случиться.
Третье – не стесняйтесь общаться с людьми, когда вы приезжаете куда-то. Спрашивайте, как пройти, проехать. Жители охотно отвечают, советуют, где нужно правильно повернуть. Была смешная ситуация. Одни из финалистов квеста рассказывали, что ездили в родовое святилище удмуртов - куалу, и в деревне, куда они приехали, все говорят в основном на удмуртском. Они спросили, как им проехать, показали фотографию. Два местных жителя начали на удмуртском между собой громко спорить. Оказалось, что там две родовые рощи и они спорили, куда их отправить.
http://istochnic.org
- Какие места оказались самыми посещаемыми в рамках квеста?
- Это были те достопримечательности, которые находятся недалеко от Ижевска и в самом городе. Можно просто прогуляться по центру и набрать немало точек. Если не считать пешую доступность, то самые популярные – Оленья ферма, Лудорвай, открытием стал водопад на реке Старая Кенка, там очереди выстраивались из машин.
Фото: Ангелина Кадрова
Был, конечно, и минус. Не все понимают как правильно организовывать самостоятельные путешествия и что делать не нужно, например, есть те, кто устраивают пикник и оставляют все там же – это неправильно. В районе водопада, к сожалению, так и происходило. Мы через видеоролики, по радио, в соцсетях рассказывали, что нельзя оставлять мусор и нужно беречь природу. Путешественники прислушались, и мусора стало меньше.
Проект «ДаУР!» завоевал Гран-при региональной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» – Приволжье». Финал проходил в Нижнем Новгороде. На премию было заявлено 52 проекта из регионов ПФО. Теперь проект «ДаУР!» представит округ в финале национальной премии «Серебряный Лучник» в Москве.
О том, каким был первый сезон «ДаУР!», будет ли продолжение и что нужно учесть туристам, отправляясь в такое путешествие, мы пообщались с менеджером проекта Гульназ Гырдымовой.
- Какие у вас были ожидания, совпали ли они с реальностью? В чем проект оказался удачным, а в чем нет?
- Ты никогда не знаешь, сколько людей будут участвовать в проекте и насколько им будет интересно. Условия участия в проекте довольно сложные, но жители быстро поняли идею и охотно включились. На первом этапе у меня, конечно, был страх, что пришлют мало точек и их окажется даже не 100, а 50-80. В итоге нам прислали 350 заявок, из которых 200 точек нанесли на карту. Участников получилось намного больше, чем мы предполагали. Из тех, кто заполнил формы, мы зарегистрировали 5 тысяч: 1 заявка – 1 семья либо группа, то есть по факту гораздо больше.
Фото: Сергей Чирков
Перед стартом проекта началась пандемия и, конечно, она внесла свои коррективы. Первые два этапа перешли только в онлайн-формат, от офлайн-мероприятий пришлось отказаться. Практически до самого старта третьего этапа мы не знали, чего ожидать и возможно ли будет запустить квест, или проект закончится голосованием.
Вместе с жителями республики мы создали инструмент – карту, теперь любой желающий может отправиться в путешествие и открыть Удмуртию. Приятно, что работает и сарафанное радио, люди рекомендуют друг другу точки для отдыха.
- Расскажите об участниках «ДаУР!» на старте проекта?
- Это были путешественники-любители, фотографы, охотники и рыболовы, неравнодушные жители, которые хотят рассказать о своем родном крае. Например, мама с сыном решили рассказать о роднике в их деревне. В его благоустройстве участвовало много людей, они провели трубы, сделали беседку и даже освятили. Для них важна эта точка, куда они ходят всей деревней.
Кроме участников, были и специалисты, которые подключились к разработке карты, это сотрудники музеев, библиотек, туристических направлений. Они консультировали и подсказывали нам, что актуально, а что нет. И собрав всю информацию воедино, у каждой достопримечательности на карте есть фото, интересный факт, описание и что можно увидеть по дороге.
Фото: Роман Симаков
Да, есть некоторые точки, которые мы не отобразили. Некоторые путешественники рекомендовали потенциально опасные объекты или абсолютно абсурдные точки.
- Как думаете, с чем связан интерес к «ДаУРу»?
- Условия пандемии закрыли нас в пределах страны, то есть условия идеальные, чтобы узнать поподробнее о нашей Удмуртии, и мы предложили инструмент, который дает возможность планировать свой досуг, например, в выходные съездить в тот же питомник лаек. В местах достопримечательностей мы поставили указатели и информационные стенды.
Фото: Анна Корепанова
Путешествуя по Удмуртии, есть возможность открыть ее с разных сторон. Например, в местных магазинчиках Красногорского района есть огромные калачи, вы их в другом месте нигде не попробуете. Табани южных и северных удмуртов пекутся с разными добавками, на юге с луком, а на севере их делают с рыбой и другими начинками.
- Будет ли продолжение «ДаУРа»? Когда и что ожидать?
- Да, есть планы на лето. Карта собрана, мы создали информационную инфраструктуру. Сейчас можно дополнять карту, также участники просят интересные задания.
- Люди смелее будут заявляться и участвовать?
- Мне кажется, сами держатели точек станут смелее. У нас немало популярных мест, которых пока нет на карте. Проект был новый, никто о нем не знал, например, у нас нет Чекерила и Нечкино на карте. Сейчас у людей уже есть какая-то степень доверия, и они охотнее включатся в проект.
Фото: Сергей Грачев
- Планируется ли как-то благоустраивать туристические точки?
- Хорошо, что в работу начинают включаться местные сообщества. Например, когда я была у Пумсинского моста, мне было очень приятно, что там скошенная трава, свежепосаженные цветы, не знаю, были ли они там раньше. Действительно, кто-то присматривает за этим местом - аккуратно стоят скамейки, столы. Чувствуется забота, не на каждой точке есть такое.
Фото: Анатолий Шмыков
- Как обстоят дела с транспортной инфраструктурой? Наверняка, основной проблемой у людей было – как добраться?
- В основном все путешественники «ДаУРа» – это люди со своим личным транспортом. Мы учитывали, что люди будут на самоизоляции, и нужно соблюдать меры безопасности в условиях коронавируса. Хотелось обезопасить участников, поэтому участвовать можно было только индивидуальным путешественникам или семьям. Мы намеренно никого ни с кем не сталкивали, не знакомили, не предлагали поучаствовать друг с другом, не отправляли организованные автобусные маршруты.
- Появилась ли уже обратная связь? Начал ли расти внутренний туризм?
Очень показательно: в Воткинском районе есть храм на берегу Камы. Когда я была там последний раз, батюшка рассказал, что каждые субботу, воскресенье приезжают по 2-3 машины. Раньше у них были регулярные автобусные туры, они, в принципе, принимали туристов, но индивидуальных путешественников практически не было. Это место на берегу Камы знал далеко не каждый, там открываются прекрасные виды на реку и поля, теперь облюбовали эту точку и фотографы.
Еще один пример – Оленья ферма, они не справлялись с потоком туристов в новогодние праздники. За период квеста это также был один из лидеров по посещаемости.
- Есть ли отклик из других регионов?
- Да, идеей заинтересовались коллеги из Ульяновской области. У них был подобный проект, но не такой масштабный. Это была организованная группа, которая путешествовала по неизведанным точкам, они тоже проходили квест, но не в формате свободных путешествий, как у нас. Они загорелись нашим проектом, и было бы здорово нам объединиться в будущем.
Фото: Светлана Морозова
- Было ли такое, что некоторые точки остались без внимания?
- Нельзя сказать, что некоторые места были обделены вниманием, просто посещались реже, чем остальные. Например, на исток Вятки не было такого потока, как на искусственный водопад на реке Старая Кенка. Туда поехал немного другой турист, к водопаду отправлялись те, кто хочет пофотографироваться, сходить на пикник и не потратить на дорогу много времени, потому что это близко к городу и дорога до самого водопада в идеальном состоянии.
Если мы говорим про исток Вятки – это самая северная точка на карте Удмуртии. Сначала вы едете на машине не один час, затем пересаживаетесь либо на другой транспорт, либо идете пешком, также можно доехать на поезде. Затем идете по болоту до самого истока. Это непередаваемые ощущения приключения, когда ты бредешь по клюквенному болоту. Люди отправлялись туда на квадроциклах, им в кайф, что это далеко, что добраться не так-то просто, им интереснее покорить такую точку нежели съездить к водопаду Старая Кенка.
Фото: Центр развития культуры и туризма Ярского района, Ася Тепляшина
Был некий соревновательный момент. Одни из участников рассказывали, что наблюдали за знакомой бабушкой, удивлялись, как она проходит точку за точкой. Это давало мотивацию не отставать.
- Какой совет вы дадите путешественникам, решившим проехать по точкам «ДаУРа»?
- В целях безопасности не стоит путешествовать одному. Опять же, на примере истока Вятки, где нужно было идти по болоту. Оно плотное, шагаешь, как по батуту. Там условная тропинка, если не туда наступишь, бывает, что и проваливаешься. Без помощи я бы точно там оставила обувь, вылезла бы, но без сапог.
Второе – важно посмотреть зону покрытия оператора сотовой связи. В дороге всякое может случиться.
Третье – не стесняйтесь общаться с людьми, когда вы приезжаете куда-то. Спрашивайте, как пройти, проехать. Жители охотно отвечают, советуют, где нужно правильно повернуть. Была смешная ситуация. Одни из финалистов квеста рассказывали, что ездили в родовое святилище удмуртов - куалу, и в деревне, куда они приехали, все говорят в основном на удмуртском. Они спросили, как им проехать, показали фотографию. Два местных жителя начали на удмуртском между собой громко спорить. Оказалось, что там две родовые рощи и они спорили, куда их отправить.
http://istochnic.org
- Какие места оказались самыми посещаемыми в рамках квеста?
- Это были те достопримечательности, которые находятся недалеко от Ижевска и в самом городе. Можно просто прогуляться по центру и набрать немало точек. Если не считать пешую доступность, то самые популярные – Оленья ферма, Лудорвай, открытием стал водопад на реке Старая Кенка, там очереди выстраивались из машин.
Фото: Ангелина Кадрова
Был, конечно, и минус. Не все понимают как правильно организовывать самостоятельные путешествия и что делать не нужно, например, есть те, кто устраивают пикник и оставляют все там же – это неправильно. В районе водопада, к сожалению, так и происходило. Мы через видеоролики, по радио, в соцсетях рассказывали, что нельзя оставлять мусор и нужно беречь природу. Путешественники прислушались, и мусора стало меньше.
Проект «ДаУР!» завоевал Гран-при региональной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» – Приволжье». Финал проходил в Нижнем Новгороде. На премию было заявлено 52 проекта из регионов ПФО. Теперь проект «ДаУР!» представит округ в финале национальной премии «Серебряный Лучник» в Москве.