Закрыть
Поиск по тегу: #Удмуртия #Ижевск #Можга

Что ждёт рынок такси в Удмуртии после принятия законопроекта о локализации таксопарков

17:52, 14 мая, 2025

По мнению некоторых экспертов, изменения могут привести к росту цен и ухудшению качества таксомоторных услуг.

Москва. 13 мая Государственная Дума сразу в двух чтениях приняла законопроект №481272-8 о введении обязательных требований по локализации легковых автомобилей в таксопарках.

Далее закон, разработанный сенатором РФ Андреем Кутеповым и депутатом Госдумы Владимиром Гетенёвым, должен пройти через Совет Федерации, после чего отправиться на подписание к президенту.

В случае прохождения всех этапов изменения должны будут вступить в силу с 1 марта 2026 года. Отмечается, что закон не будет иметь обратной силы, а значит, до этого времени можно вносить в региональные реестры автомобили любой степени локализации.

При этом для некоторых регионов будет действовать отсрочка по применению закона до 2028 или 2030 года, однако это не относится к Удмуртии.

Изменения ужесточают требования к перевозчикам. Согласно поправкам, для включения автомобиля в реестр такси, транспортное средство должно соответствовать хотя бы одному из двух критериев:

- совокупное количество баллов локализации должно быть не меньше 3200 (это минимальное число баллов, установленное для госзакупок на текущий момент). Для примера, по словам одного из составителя законопроекта, «Веста» имеет 5181 балл локализации, «Гранта» – 5125 баллов;

- автомобиль произведён по специальному инвестконтракту (СПИК) с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. Например, новый «Москвич» или бренд электромобилей «Эволют». Однако это требование будет действовать до 1 января 2033 года, после чего будут рассматриваться только баллы локализации.

С точки зрения авторов проекта, основными целями изменений являются: поддержка отечественных автопроизводителей, стимулирование переноса иностранных производств в Россию, обеспечение безопасности российского рынка такси в условиях санкционного давления. Однако предлагаемые изменения были неоднозначно восприняты общественностью, представителями таксомоторного бизнеса и даже самими депутатами.

Также председатель Госдумы Вячеслав Володин раскритиковал авторов законопроекта за его «сырость»: «Давайте отрабатывать нормы, а не вносить их сырыми. Тот, кто хочет подставить плечо и ускорить процесс, должен осознавать риски. Мы с этим столкнулись, вынуждены были практически с нуля заниматься подготовкой этого законопроекта».

Несмотря на масштабные доработки, законопроект всё равно подвергается критике с самых разных сторон.

Напомним, ранее «Сусанин» писал о том, что представители Общественного Совета по развитию такси в Удмуртии выступили против данных изменений.

По мнению общественников, отечественные автомобили, рассчитанные на семейное использование, хуже подходят для коммерческой, более интенсивной эксплуатации. Они чаще ломаются и требуют технического обслуживания, имеют проблемные узлы, что в совокупности будет понижать рентабельность таксомоторного бизнеса.

Фото: ИА «Сусанин»

Также отмечается, что принятие законопроекта может привести к снижению конкуренции автопроизводителей и доминированию на рынке фактически одного бренда. Это может негативно сказаться на технологическом развитии, а также привести к повышению стоимости поездок для конечного пользователя и, соответственно, к снижению доступности легального такси.

«Удмуртские перевозчики просят пересмотреть законопроект и исключить из него положения о локализации. Вместо ограничений они предлагают стимулировать спрос на отечественные автомобили за счёт субсидий, льготных программ и повышения надежности моделей. Представители отрасли выразили готовность к диалогу и предлагают провести открытое совещание с участием региональных органов власти и общественности», – подытоживает Общественный Совет в своём обращении.

О возможных рисках при принятии закона предупреждают и эксперты из Аналитического центра при правительстве России. В своём исследовании они обозначили ряд негативных последствий и предложили меры по их сглаживанию.

«Цены на новые отечественные модели, подходящие под требования законопроекта, растут быстрее цен на новые и подержанные иномарки. Расходы на приведение действующего парка такси в соответствие с законопроектом по карману далеко не каждому, и в результате при существующих условиях законопроекта отрасль может не досчитаться примерно половины работающих сегодня водителей», – говорится в докладе центра.

При этом отмечается, что сильнее других могут пострадать «частично занятые» водители, доля которых на рынке остаётся значительной. Всё это может привести к повышению цен на таксомоторные перевозки в перспективе 5-7 лет, подытоживают в исследовании.

Для нивелирования возможных негативных последствий эксперты предлагают расширить номенклатуру доступных автомобилей и включить в неё автомобили, произведенные или собранные в РФ и до 2022 года. «В перспективе до 2028 года это поможет сохранить работу более 240 тысячам водителей на собственном автомобиле», – считают аналитики. Также целесообразно рассмотреть возможные меры поддержки водителей такси. Например, льготный лизинг и субсидирование покупки автомобилей, соответствующих требованиям законопроекта.

Достаточно остро проходило обсуждение законопроекта в Государственной Думе во время первого чтения. Так, депутат Госдумы Алексей Куринный задался вопросом безопасности и цены отечественных автомобилей.

«Несмотря на заявление о том, что наши машины такие же безопасные, если мы возьмём сейчас статистику по ДТП, то окажется, к сожалению, что в авариях гибнут или получают тяжкие увечья в основном люди, которые находились, скажем так, в наших автомобилях, произведённых в Российской Федерации <...>. И второе, соотношение цены и качества. Ну не стоит сегодня, к сожалению, «Гранта» или «Веста» тех денег, которые за них запрашивает автозавод, вот что бы вы ни говорили. Или «Москвич» новый, который сегодня собирается и который у нас почему-то стоит в 1,5-2 раза дороже», – выражает своё мнение депутат.

В свою очередь один из составителей законопроекта Владимир Гутенёв отвечает на возражение: «Вы знаете, я думаю, что оценка стоимости машины должна базироваться не только на цене покупки, но и на стоимости обслуживания в рамках всего жизненного цикла. За демпингом при поставке того или иного оборудования затем следует поставка расходных материалов или комплектующих совсем по другим ценам. Тогда становится понятно, что, выиграв при покупке, на эксплуатации теряешь гораздо больше. Думаю, что с учётом увеличения валютных курсов мы наоборот снижаем издержки на всём этапе владения машиной», – рассказывает депутат.

Фото: ИА «Сусанин»

Ещё одной проблемой, считает Владимир Гутенёв, с которой могут столкнуться российские перевозчики, работающие на иностранных автомобилях, является возможность одномоментного прекращения поставок автокомпонентов из-за рубежа. По его мнению, обеспечить транспортную связность страны – это задача не менее важная, чем получить небольшие экономические преференции во время закупок.

«Что касается безопасности для пассажиров, мой подход здесь очень простой. Если автомобиль может перевозить семьи, детей, использоваться в качестве автомобиля, например, медицинской помощи, то, разумеется, здесь он также может использоваться, нет отдельных требований, пока законодательно не определены отдельные, повышенные требования по безопасности», – завершил ответ на возражения Владимир Гутенёв.

Ещё один важный вопрос задаёт депутат Госдумы Николай Алексеенко. Он опасается, что в случае принятия законопроекта последует рост цен на отечественные автомобили из-за возросшего спроса.

«Объём безубыточности для «АвтоВАЗа» наступает при выпуске 350-370 тысяч автомобилей. В этом году благодаря, в том числе, и нашим мерам поддержки этот рубеж был преодолён, а дальше – чем больше объём, тем меньше издержки. Я абсолютно уверен, что при наращивании объёмов производства мы с вами будем видеть более конкурентоспособную цену, потому что доля постоянных издержек сокращается, а поставщики отдельных компонентов при увеличении объёмов поставок дают определённые скидки. Так что чем больше будет произведено автомобилей, чем больше мы сформируем спрос, тем медленнее будут расти цены и тем лучше будет качество автомобилей», – отвечает на это составитель законопроекта Владимир Гутенёв.

Однако на этом критика законопроекта во время обсуждения не закончилась. Вновь поднимались вопросы того, как предлагаемые нововведения могут негативно повлиять на цену и безопасность перевозок. О том, что программа импортозамещения не реализована автопроизводителями в том объёме, в каком обещалось. Отдельно озвучивались опасения, что конечному потребителю вновь придётся расплачиваться за недочёты технологий производства и неэффективность работы чиновников, которые выступают за принятие законопроекта.

В том числе поднимался вопрос создания полноценной стратегии развития автомобильной промышленности в стране: «Ну давайте выработаем, заставим выработать нормальную стратегию, потому что всякая уважающая себя страна, держава, обязана иметь конкурентную автомобильную промышленность. Почему Швеция её имеет, а мы не можем? Всё время мучаемся, спасаем всё время наш «АвтоВАЗ». От чего мы спасаем, коллеги? Ну столько лет пошлинами защищён наш рынок! Посмотрите, китайские автомобили в 2 раза дешевле продают в Китае, а когда сюда привозят, в 2 раза накручивают. И при этом они более конкурентные относительно того, что производится у нас. Ну сколько это можно терпеть?! Сколько мы можем говорить о внешних врагах… и так далее? Давайте мы разберёмся, где внешние враги, а где мы сами себя загнали в эту ситуацию и загоняем дальше», – выразил своё мнение депутат Андрей Кузнецов.

Несмотря на все возражения, законопроект после множества доработок был принят в Госдуме. Далее поправкам необходимо пройти через Совет Федерации и стол президента. При этом, даже в случае его окончательного утверждения, позитивные или негативные последствия закона проявятся только в перспективе нескольких лет.


Фото: ИА «Сусанин»

9
0