Закрыть

Александр Соловьев: мост в одну сторону

15:20, 15 октября, 2020

Он родился в Алнашах, работал формовщиком-литейщиком на заводе, стропальщиком, прорабом. Позднее судьба накрепко связала его с дорогами, которые оказались для него губительны.

Александр Васильевич Соловьев. В 2014 году он занял кресло главы Удмуртии. Под началом опытного «дорожника» в республике продолжился масштабный проект государственно-частного партнерства стоимостью 13,9 млрд рублей – строительство мостов через реки Кама и Буй. Работы шли, а в кулуарах плелись свои интриги, о которых стало широко известно через 3 года.

4 апреля 2017 года в сопровождении правоохранителей Александра Соловьева увезли утренним авиарейсом «Ижавиа» в Москву. Хоть и в наручниках, но в бизнес-классе. За что и почему под конвоем, еще никто не знал, но догадывались.

Всего за 4 дня до часа «икс» глава лично заявлял, что президент назначил его работать до 2019 года, а все слухи о его уходе – всего лишь слухи. Однако уже 4 апреля, в день задержания, Владимир Путин отправляет Соловьева в отставку.

Приземлившись в Москве, экс-главу вывели из самолета последним. Дальнейшие события развивались по стандартному сценарию уголовного дела: СИЗО, допросы, обыски, ходатайство о домашнем аресте. На всем протяжении времени бывший глава не отпирался и активно сотрудничал со следствием.

606e10de6c908acbd939da844a76a2bd.jpg_765x560.jpg

ГУ СК РФ

До августа 2017 года Александр Соловьев, которому на момент задержания было 67 лет, находился под стражей в СИЗО «Лефортово». После, из-за слабого здоровья, его отправили под домашний арест. Как он потом расскажет в своем последнем слове, Лефортово было для него пыткой. «Каждый день нахождения в СИЗО мог стать для меня последним. Я не получал необходимые по моим заболеваниям лекарства, у меня не было связи с родными, каждый день в изоляторе я писал письма домой, но эти письма не отправлялись. Точно так же и мне не доходили письма моих родных», - выскажется подсудимый.

Ровно через год после неожиданного задержания Соловьеву предъявят окончательное обвинение в получении взятки в 139 млн рублей и доли участия в коммерческой организации на сумму 2,7 млн рублей. Следователя, который вел дело, наградят медалью «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

В декабре 2018 года экс-глава преподнесет «новогодний сюрприз» - признает свою вину, даст подробные показания по всем обстоятельствам, но уже в январе откажется от сказанного. Следующие полтора года Завьяловский районный суд Удмуртии будет исследовать все доказательства, допросит 144 свидетеля, в том числе членов чиновничьего аппарата и, конечно, посредника во взятке – бывшего замминистра транспорта Удмуртии Александра Михайловича Соловьева. «Главе отказать сложно», - скажет он в суде и признается, что до сих пор боится Александра Васильевича. Намеки на «нечистую руку» тезки выскажет в своем последнем слове сам глава. Он расскажет, что вопросы строительства мостов курировал замминистра, и за время воплощения проекта Александр Михайлович неплохо нажился - приобрел недвижимость в Испании, заимел солидный счет в испанском банке, в то время как сам экс-руководитель не совершал никаких крупных приобретений, которые бы он не смог объяснить.

В ходе исследования материалов дела прозвучит сумма в 300 млн рублей. Именно о такой сумме взятки, не стесняясь, в ресторане «Мариотт» в центре Москвы говорили Александр Васильевич, Александр Михайлович и представитель концессионера «Региональной инвестиционной компании» Игорь Бурштейн. Тогда замминистра взамен на покровительство и содействие в развитии дела на территории республики обозначил бизнесменам требования на салфетке: 40 млн рублей до 1 июля 2014 года, 130 млн рублей до окончания стройки, 130 млн рублей – после первого года эксплуатации моста. Передав информацию генеральному директору генподрядчика «Мостострой-12» Александру Забарскому, стороны в итоге сошлись на 139 млн рублей. Позднее в своё оправдание Забарский скажет, что отказ от дачи взятки обернулся бы для него потерей концессионного объекта и, возможно, крахом бизнеса.

 

 

 

Закончившаяся череда допросов свидетелей дала небольшую «передышку» процессу.

В силу возраста и ряда заболеваний, в том числе онкологии, за время судебных тяжб Соловьев не раз попадал в больницу. Его честь большую часть длительного процесса отстаивала Галина Сбоева. Напряженную «борьбу» на правовом поле она вела с гособвинителем Дмитрием Походиным. В ходе своей речи она парировала низким профессионализмом правоохранителей, «многочисленными нарушениями», допущенными в ходе следствия, поставила под сомнение законность изъятия 5 млн рублей, найденных на шкафу. Суд вышеперечисленные доводы защитника не примет.

Адвокат попросит оправдать подзащитного «по всем пунктам», в то время как прокурор запросит для подсудимого 13 лет в колонии строгого режима и штраф в 280 млн рублей.

К своему последнему слову экс-глава готовился. На заседание он пришел в деловом костюме. «Для меня эти годы стали периодом разочарований и веры, испытаний и надежд», - начал он свою речь. Много говорил о свидетеле Соловьеве, вспомнил и римское право: «Свидетельские показания должны быть истребованы преимущественно от тех лиц, честность которых является непоколебимой».

Привыкший выступать перед публикой, Александр Васильевич Соловьев говорил уверенно, громко и четко.

«Я не признаю вину в инкриминируемых мне преступлениях. Я не совершал того, в чем меня обвиняют. Мне 70 лет, у меня тяжелые хронические заболевания, в случае назначения мне наказания в виде реального срока, из тюрьмы я уже навряд ли выйду. Прошу суд освободить меня от выплаты непомерного штрафа. У меня и моей семьи никогда не было таких денег. Большая часть имущества была приобретена задолго до этих событий, и если решили уничтожить меня, то дайте спокойно жить моей семье. Они ни в чем не виноваты», - завершил свою речь Соловьев.

S1360001.JPG

Спустя месяц после этого в суде начнется оглашение приговора. Александр Васильевич придет на заседание налысо побритым, взяв с собой один лишь пакет. В первый же день пережившему немалый стресс Соловьеву вызовут «скорую». На третий день экс-главе озвучат срок.

Путем частичного сложения назначенных наказаний по двум эпизодам части 6 статьи 290 УК России («Получение взятки в особо крупном размере») суд приговорит Александра Соловьева к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима и назначит 275 млн рублей штрафа. При этом суд, с учетом пенсионного возраста экс-главы, не найдет оснований лишать его права занимать определенные должности.

С учетом времени в СИЗО и под домашним арестом, Соловьеву придется отсидеть 6 лет и 6 месяцев в колонии.

UmueMoEL0zA.jpg

Согласно приговору, часть его имущества обратят в доход государства. Кроме того, под арест попадут жилой дом, земельные участки в деревне Каменное, автомобиль «Тойота Лэнд Крузер», золотые цепочки, два слитка золота, зажимы для галстука стоимостью от 5 до 31 тыс. рублей – более чем на 7 млн рублей, коллекция монет: «Георгий Победоносец», «К 450-летию добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства», «Наполеон», «Божья коровка», «Дом Чайковского в Воткинске», «Сочи-2014» и другие.

14 октября в зале суда Александра Васильевича взяли под стражу. Он надел кепку, куртку и пожелал оставшимся «Всего доброго». До вступления приговора в законную силу он будет находиться в СИЗО.

Ни одна из сторон исходом дела довольна не осталась. «Это безобразие, потому что никакие доводы защиты не были учтены», - рассказала адвокат экс-главы Галина Сбоева. В ближайшие 10 дней она намерена обжаловать приговор.

Своё мнение на этот счет высказал и представитель обвинения. «Суд в данном случае попытался соблюсти баланс между общественной опасностью и наличием у Соловьева смягчающих обстоятельств: возраста, заболеваний. Решение суда в этой части (срока – прим. ред.) требует вдумчивого изучения текстовой части приговора, и после этого в установленный уголовно-процессуальным законом срок сторона обвинения выскажет свое мнение», - пояснил Дмитрий Походин.

 

За немалый срок разбирательств в суде журналисты, наблюдающие за главой каждое заседание, успели к нему «прикипеть» и между собой стали называть Александра Васильевича «дедушкой». Улыбчивый, общительный и добрый. Несмотря на злодеяние, он остается человеком, со своими помыслами, со своими идеями, со своей жаждой красивой жизни.

 

Не он первый, не он последний

Взяточничество в правящих кругах за последние годы коснулось не только Удмуртии. Небезызвестный экс-губернатор соседней с Удмуртией области – Кировской, Никита Белых, был задержан с поличным в московском ресторане. Нет, не «Мариотт», «Lotte Plaza» на Новом Арбате.

Свою помощь, покровительство и попустительство бизнесменам он оценил в 24,1 млн рублей. В итоге за взятку Белых приговорили к 8 годам лишения свободы в колонии строгого режима, вместо запрашиваемых прокуратурой 10 лет, и штрафу в 48 млн рублей.

С момента задержания он успел объявить голодовку, жениться, поработать библиотекарем и заработать увольнение за нарушение режима. Теперь бывший глава Кировской области вместо губернаторского кресла наравне с другими осужденными шьет игрушки.

Тема взяток близка и недавно осужденному губернатору Сахалинской области Александру Хорошавину.

Как и Соловьева, под конвоем рейсовым самолетом его привезли в Москву. Хорошавина обвинили в получении взяток и легализации денег. Вместе с другими чиновниками он «отхватил» 522 млн рублей. За каждый крупный проект предприниматели коробками несли взятки прямо в администрацию губернатора.

Хорошавин чистосердечно заявлял, что не совершал преступлений, просил его оправдать. В итоге суд приговорил его к 13 годам в колонии строгого режима и штрафу в 500 млн рублей. Но на этом история не закончилась. Сидящего за решеткой Хорошавина обвиняют в получении еще 20 взяток на общую сумму более 100 млн рублей. По версии следствия, он и его сообщники обещали за кругленькие суммы помочь взяткодателям попасть в Гордуму Сахалина.

В настоящее время продолжается суд над бывшим главой Марий Эл Леонидом Маркеловым. Через доверенное лицо от руководителя одной из фабрик он получил взятку в размере более 235 млн рублей. Опять же, пообещав за это покровительство и содействие при имущественной выплате средств государственной поддержки на развитие сельскохозяйственного комплекса.

Как и Соловьев, Маркелов был задержан в апреле 2017 года и по сей день находится под арестом.

13171
0