Заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Ильдар Бикбулатов дал интервью для газеты «Известия Удмуртской Республики».
В состав Правительства Удмуртской Республики входит 19 министерств. Координировать их деятельность, которая охватывает буквально все сферы жизнедеятельности населения республики, Председателю Правительства помогают пять вице-премьеров. Один из этой пятёрки – заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Ильдар Бикбулатов дал интервью для газеты «Известия Удмуртской Республики».
– Ильдар Ильшатович, что входит в сферу вашей деятельности? Какие направления работы Правительства республики вам поручено курировать?
– В круг моих обязанностей входит координация деятельности министерств и ведомств, работающих с промышленностью, энергетикой, нефтедобычей, лесным хозяйством, природой и транспортом. Кроме того, я возглавляю комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Удмуртской Республики.
Самое главное в работе Правительства – чтобы население республики в холодное время года было обеспечено теплом и электроэнергией, чтобы наши предприятия успешно работали, пополняли государственную казну, а люди могли получать достойную зарплату. Устойчивая работа промышленности и топливно-энергетического комплекса – необходимое условие развития социальной сферы. И, конечно, обеспечение безопасности: предотвращение природных и техногенных катастроф. Если говорить образно, то Правительство можно сравнить с пожарной службой: пока всё нормально – о нас не вспоминают. А когда где-то возникают проблемы, а они возникают каждодневно, – мы должны прийти на помощь.
– И как вы можете оценить работу нашей республиканской «пожарной службы» в целом?
– Начиная с 2000 года, когда и в России, и в Удмуртии началось формирование крепкой, надёжной, централизованной системы власти, дела пошли на лад. За 11 лет мы добились реальных улучшений во всех сферах общественной жизни. Это рост промышленного и сельскохозяйственного производства, и реализация важнейших социальных программ.
– Ильдар Ильшатович, вы по должности курируете топливно-энергетический комплекс республики. Можно ли говорить о том, что эта отрасль находится в предкризисном состоянии? Ведь наша энергосистема дефицитна, мы генерируем только около трети необходимой республике электроэнергии.
– Нет, предкризисного состояния нет, хотя наша генерация сегодня производит не так много, около 580 МВт электроэнергии. Энергетический узел Удмуртии ещё в советские времена был сформирован таким образом, что большая часть энергии к нам поступает извне. И мы учитываем этот фактор. Поэтому сегодня мы совместно с ОАО «ТГК-5» реализуем проект по вводу новых генерирующих мощностей. Они к 2013 году дадут прибавку в 230 МВт, и тогда доля собственного производства электроэнергии в Удмуртии дойдёт до 40% от потребляемых объёмов. Но обеспечение надёжности энергоснабжения зависит от состояния всей инфраструктуры: подстанций, линий электропередачи. В республике сегодня реализуется соответствующая программа. Год назад введена в строй подстанция им. М. Т. Калашникова, в ближайшие дни состоится пуск подстанции «Союзная». Будет проведена и реконструкция подстанции 220 кВ, питающей Ижевск. Так что всё развивается по плану, и сбоев в энергоснабжении в Удмуртии не предвидится. Конечно, износ энергетического хозяйства республики ещё очень велик, он составляет сегодня около 60%. Но если учесть, что три года назад этот показатель составлял более 70%, – прогресс налицо.
– Конечно, такие перспективы не могут не радовать. Но ведь реализация проектов по модернизации той же энергосистемы стоит немалых денег. Откуда они возьмутся? Не грозит ли нам очередной виток роста тарифов?
– Полномочиями по регулированию тарифов на тепловую и электрическую энергию обладает Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики (РЭК). Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные индексы тарифов, а РЭК в этих пределах уже фиксирует конкретные значения. При этом по просьбе предприятий в тариф может быть включена инвестиционная составляющая, то есть деньги, которые можно тратить только на модернизацию. Это очень тонкая работа. Нам постоянно приходится думать о том, чтобы учесть интересы потребителей, с одной стороны, и интересы производителей и поставщиков энергоресурсов – с другой. Приведу один пример. Тарифы на снабжение холодной водой и водоотведение (канализацию) в Ижевске – самые низкие в ПФО. Потребителям, конечно, хорошо. Но в том же Ижевске существуют серьёзные проблемы c сетями водоснабжения и канализации, с очистными сооружениями. А вот в Сарапуле в течение нескольких лет планомерно поднимали тариф на водоснабжение. Сейчас он один из самых высоких в республике. Вроде бы, в платёжке за коммунальные услуги эта строка не самая страшная. Населению пришлось платить больше, но полученные таким образом средства позволили городу провести реконструкцию водоканала, заниматься сетями. А жители Сарапула стали активнее устанавливать счётчики расхода воды и экономить её. В результате объёмы стоков сократились примерно на треть. «Дармовому» тарифу, конечно, можно радоваться. Год, другой… А потом всё может рухнуть. Поверьте, РЭК, орган Правительства Удмуртии, работает очень аккуратно, мы стараемся, чтобы интересы населения учитывались в полной мере. Но нужно думать и о будущем состоянии ресурсоснабжающих организаций.
– Ильдар Ильшатович, вы держали руку на пульсе событий во время трагического происшествия в селе Пугачёво. Какие уроки следует извлечь из этого?
– События в селе Пугачёво показали, с одной стороны, что система предотвращения чрезвычайных ситуаций в нашей республике действует надёжно. Нам удалось организовать за два часа эвакуацию около 12 тысяч человек, мы обеспечили их горячим питанием, создали места для временного размещения. С другой стороны, мы в очередной раз убедились: как дорого обходится обществу безответственность руководителей и должностных лиц. Спасательные службы готовы были выдвинуться к месту событий в кратчайшее время после оповещения о происшествии. И хотя пожар на территории войсковой части начался за три часа до момента детонации боеприпасов, руководство воинской части не обратилось ни к МЧС, ни к пожарным за помощью, а реагировать мы начали по факту взрыва. У нас в республике существует свыше 100 потенциально опасных объектов, нами разработан план мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций на каждом из них: маршруты эвакуации, порядок выдвижения соответствующих спасательных служб. Мы также проводим мониторинг состояния дел на наиболее опасных объектах, таких как, например, объект по ликвидации химического оружия в Кизнере. Но, к сожалению, существуют такие факторы, как непрофессионализм и безответственность. И в Пугачёво они сыграли негативную роль.
– Недавно СМИ распространили информацию о том, что Министерство обороны отказывается от приобретения автоматов Калашникова. Как в связи с этим выглядят перспективы завода «Ижмаш»?
– Завод, как всем известно, находится в непростом положении. Процедура банкротства дала передышку предприятию, которая необходима для его оздоровления. И с приходом новой команды управленцев ситуация постепенно улучшается. Что касается решения Министерства обороны, то, мне кажется, что в таком деле, как обеспечение безопасности страны, нельзя руководствоваться исключительно коммерческими интересами. Мы всегда производили надёжное и качественное стрелковое оружие. В настоящее время у завода имеются заказы, в том числе и зарубежные, госконтракты. Надо работать и дальше. Тем более что перспективы есть. Активы предприятия собираются в НПО «Ижмаш», задолженности по зарплате отсутствуют, выручка за последние полгода выросла на 84%. Кстати, нам с новым руководством завода удалось решить проблему реструктуризации задолженности ОАО «Ижмашэнерго», согласовать график погашения долгов. Так что в этом отопительном сезоне проблем с теплом у жителей Ленинского района Ижевска не будет.
– Как вы отнеслись к известию о том, что Владимир Путин возвращается на пост главы государства?
– Я очень рад этому известию. Вспомните, что представляла собой наша страна до прихода к власти Путина? Я уверен, что это – настоящий национальный лидер, сильный, опытный, ответственный руководитель. Он и его команда смогут решить стоящие перед Россией задачи. Наша страна должна быть сильной, иначе нам просто не выжить. Отрадно, что на таком непростом этапе исторического развития, который предстоит преодолеть нашему государству, его будет возглавлять Владимир Путин. Роль личности в истории отрицать просто глупо. Советский Союз был могучим государством, КПСС служила отличным идеологическим инструментом, который цементировал наше общество. Но, к сожалению, в конце 80-х годов страну и партию возглавил слабый лидер. Страна просто развалилась. Возвращение Путина на пост Президента РФ исключает повторение подобного сценария развития для России.
– Ильдар Ильшатович, что входит в сферу вашей деятельности? Какие направления работы Правительства республики вам поручено курировать?
– В круг моих обязанностей входит координация деятельности министерств и ведомств, работающих с промышленностью, энергетикой, нефтедобычей, лесным хозяйством, природой и транспортом. Кроме того, я возглавляю комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Удмуртской Республики.
Самое главное в работе Правительства – чтобы население республики в холодное время года было обеспечено теплом и электроэнергией, чтобы наши предприятия успешно работали, пополняли государственную казну, а люди могли получать достойную зарплату. Устойчивая работа промышленности и топливно-энергетического комплекса – необходимое условие развития социальной сферы. И, конечно, обеспечение безопасности: предотвращение природных и техногенных катастроф. Если говорить образно, то Правительство можно сравнить с пожарной службой: пока всё нормально – о нас не вспоминают. А когда где-то возникают проблемы, а они возникают каждодневно, – мы должны прийти на помощь.
– И как вы можете оценить работу нашей республиканской «пожарной службы» в целом?
– Начиная с 2000 года, когда и в России, и в Удмуртии началось формирование крепкой, надёжной, централизованной системы власти, дела пошли на лад. За 11 лет мы добились реальных улучшений во всех сферах общественной жизни. Это рост промышленного и сельскохозяйственного производства, и реализация важнейших социальных программ.
– Ильдар Ильшатович, вы по должности курируете топливно-энергетический комплекс республики. Можно ли говорить о том, что эта отрасль находится в предкризисном состоянии? Ведь наша энергосистема дефицитна, мы генерируем только около трети необходимой республике электроэнергии.
– Нет, предкризисного состояния нет, хотя наша генерация сегодня производит не так много, около 580 МВт электроэнергии. Энергетический узел Удмуртии ещё в советские времена был сформирован таким образом, что большая часть энергии к нам поступает извне. И мы учитываем этот фактор. Поэтому сегодня мы совместно с ОАО «ТГК-5» реализуем проект по вводу новых генерирующих мощностей. Они к 2013 году дадут прибавку в 230 МВт, и тогда доля собственного производства электроэнергии в Удмуртии дойдёт до 40% от потребляемых объёмов. Но обеспечение надёжности энергоснабжения зависит от состояния всей инфраструктуры: подстанций, линий электропередачи. В республике сегодня реализуется соответствующая программа. Год назад введена в строй подстанция им. М. Т. Калашникова, в ближайшие дни состоится пуск подстанции «Союзная». Будет проведена и реконструкция подстанции 220 кВ, питающей Ижевск. Так что всё развивается по плану, и сбоев в энергоснабжении в Удмуртии не предвидится. Конечно, износ энергетического хозяйства республики ещё очень велик, он составляет сегодня около 60%. Но если учесть, что три года назад этот показатель составлял более 70%, – прогресс налицо.
– Конечно, такие перспективы не могут не радовать. Но ведь реализация проектов по модернизации той же энергосистемы стоит немалых денег. Откуда они возьмутся? Не грозит ли нам очередной виток роста тарифов?
– Полномочиями по регулированию тарифов на тепловую и электрическую энергию обладает Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики (РЭК). Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные индексы тарифов, а РЭК в этих пределах уже фиксирует конкретные значения. При этом по просьбе предприятий в тариф может быть включена инвестиционная составляющая, то есть деньги, которые можно тратить только на модернизацию. Это очень тонкая работа. Нам постоянно приходится думать о том, чтобы учесть интересы потребителей, с одной стороны, и интересы производителей и поставщиков энергоресурсов – с другой. Приведу один пример. Тарифы на снабжение холодной водой и водоотведение (канализацию) в Ижевске – самые низкие в ПФО. Потребителям, конечно, хорошо. Но в том же Ижевске существуют серьёзные проблемы c сетями водоснабжения и канализации, с очистными сооружениями. А вот в Сарапуле в течение нескольких лет планомерно поднимали тариф на водоснабжение. Сейчас он один из самых высоких в республике. Вроде бы, в платёжке за коммунальные услуги эта строка не самая страшная. Населению пришлось платить больше, но полученные таким образом средства позволили городу провести реконструкцию водоканала, заниматься сетями. А жители Сарапула стали активнее устанавливать счётчики расхода воды и экономить её. В результате объёмы стоков сократились примерно на треть. «Дармовому» тарифу, конечно, можно радоваться. Год, другой… А потом всё может рухнуть. Поверьте, РЭК, орган Правительства Удмуртии, работает очень аккуратно, мы стараемся, чтобы интересы населения учитывались в полной мере. Но нужно думать и о будущем состоянии ресурсоснабжающих организаций.
– Ильдар Ильшатович, вы держали руку на пульсе событий во время трагического происшествия в селе Пугачёво. Какие уроки следует извлечь из этого?
– События в селе Пугачёво показали, с одной стороны, что система предотвращения чрезвычайных ситуаций в нашей республике действует надёжно. Нам удалось организовать за два часа эвакуацию около 12 тысяч человек, мы обеспечили их горячим питанием, создали места для временного размещения. С другой стороны, мы в очередной раз убедились: как дорого обходится обществу безответственность руководителей и должностных лиц. Спасательные службы готовы были выдвинуться к месту событий в кратчайшее время после оповещения о происшествии. И хотя пожар на территории войсковой части начался за три часа до момента детонации боеприпасов, руководство воинской части не обратилось ни к МЧС, ни к пожарным за помощью, а реагировать мы начали по факту взрыва. У нас в республике существует свыше 100 потенциально опасных объектов, нами разработан план мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций на каждом из них: маршруты эвакуации, порядок выдвижения соответствующих спасательных служб. Мы также проводим мониторинг состояния дел на наиболее опасных объектах, таких как, например, объект по ликвидации химического оружия в Кизнере. Но, к сожалению, существуют такие факторы, как непрофессионализм и безответственность. И в Пугачёво они сыграли негативную роль.
– Недавно СМИ распространили информацию о том, что Министерство обороны отказывается от приобретения автоматов Калашникова. Как в связи с этим выглядят перспективы завода «Ижмаш»?
– Завод, как всем известно, находится в непростом положении. Процедура банкротства дала передышку предприятию, которая необходима для его оздоровления. И с приходом новой команды управленцев ситуация постепенно улучшается. Что касается решения Министерства обороны, то, мне кажется, что в таком деле, как обеспечение безопасности страны, нельзя руководствоваться исключительно коммерческими интересами. Мы всегда производили надёжное и качественное стрелковое оружие. В настоящее время у завода имеются заказы, в том числе и зарубежные, госконтракты. Надо работать и дальше. Тем более что перспективы есть. Активы предприятия собираются в НПО «Ижмаш», задолженности по зарплате отсутствуют, выручка за последние полгода выросла на 84%. Кстати, нам с новым руководством завода удалось решить проблему реструктуризации задолженности ОАО «Ижмашэнерго», согласовать график погашения долгов. Так что в этом отопительном сезоне проблем с теплом у жителей Ленинского района Ижевска не будет.
– Как вы отнеслись к известию о том, что Владимир Путин возвращается на пост главы государства?
– Я очень рад этому известию. Вспомните, что представляла собой наша страна до прихода к власти Путина? Я уверен, что это – настоящий национальный лидер, сильный, опытный, ответственный руководитель. Он и его команда смогут решить стоящие перед Россией задачи. Наша страна должна быть сильной, иначе нам просто не выжить. Отрадно, что на таком непростом этапе исторического развития, который предстоит преодолеть нашему государству, его будет возглавлять Владимир Путин. Роль личности в истории отрицать просто глупо. Советский Союз был могучим государством, КПСС служила отличным идеологическим инструментом, который цементировал наше общество. Но, к сожалению, в конце 80-х годов страну и партию возглавил слабый лидер. Страна просто развалилась. Возвращение Путина на пост Президента РФ исключает повторение подобного сценария развития для России.