В Удмуртии начали взрывать лёд на реках в ходе подготовки к паводку. Корреспондент ИА «Сусанин» побывал на старте работ и рассказывает, как это устроено, и для чего нужно.
Взрывные работы стартовали в четверг, 7 апреля, в Киясовском районе. Утром к мосту на реке Кырыкмас приехали специалисты Поисково-спасательной службы Удмуртии, а также полицейские, в задачу которых входило обеспечение безопасности на мосту и около него.
Пока одни спасатели готовили взрывчатку, другие бурили лунки во льду реки — по нескольку десятков слева и справа от сооружения. Подобного рода мероприятия проходят в этом районе впервые. Некоторые местные жители даже вышли на прогулку по мосту, чтобы своими глазами увидеть столбы льда. Однако это зрелище не безопасно. Дежурившие на месте полицейские вывели с моста всех, кроме спасателей, которые были в специальной защите — жилетах и касках.
Взрывчатку в лунки на льду загружали тоже сотрудники ПСС Удмуртии. В обычное время они спасатели, а во время паводка становятся взрывотехниками — у них есть специальные навыки и разрешение на обращение с такого рода веществами.
Как рассказал журналистам зампред правительства Удмуртской Республики Ильяс Ханнанов, дробление льда на водоёмах путём его подрыва осуществляют для того, чтобы защитить населённые пункты, мосты и другую инфраструктуру от ледовых заторов. По его словам, в этом году работы будут проводить в пяти муниципалитетах: Киясовский район — река Кырыкмас, Балезинский район — река Чепца, Сюмсинский район — реки Кильмезь и Вала, Кезский район — реки Пызеп и Лыа, а также Глазовский район — вновь река Чепца. Последнюю отмечают как самую проблемную, подрывы льда на ней происходят каждый год. Там много опасных участков с большими поворотами, где часто образовываются заторы.
Когда всех людей вывели из опасной зоны, а движение перекрыли, подрывникам подали два звуковых сигнала — значит, можно взрывать. После первого подрыва на землю посыпались осколки льда. Было слышно и видно, что они падали неподалёку, в том числе на сам мост. К этому моменту по обе стороны дороги образовалась очередь из машин, желающих проехать здесь. Через несколько минут, когда спасатели убедились, что сдетонировали все заряды, движение по трассе было вновь открыто.
Дорога через этот мост является единственным путём в райцентр для жителей шести населённых пунктов. Другой автомобильной дороги здесь нет. Объехать по бездорожью не выйдет — со всех сторон река, которую тоже надо как-то пересечь. Поэтому муниципалитету было важно обеспечить безопасное прохождение льда в этом районе.
Как рассказал журналистам начальник Поисково-спасательной службы Удмуртии Валерий Старцев, из-за обильного таяния снега образовывается подъём воды, в результате скованная на реках масса льда начинает давить на опоры мостов.
«Наша задача — очистить площадь перед мостом, чтобы лёд мог проходить спокойно на необходимой скорости и переламываться. Речка Кырыкмас выглядит небольшой, но малые реки наиболее опасны — они набирают большой объём воды и становятся бурными. С массой льда они сносят всё перед собой», — пояснил Валерий Старцев.
Несмотря на то, что опора моста сделана из бетона, её всё равно необходимо защитить. Дальше в дело вступает погода: через несколько дней ожидается плюсовая температура, которая способствует поднятию уровня воды в реке. Кроме того, под воздействием солнечного ультрафиолета лёд в месте взрывов будет разрушаться и станет хрупким. В таком состоянии он не будет препятствовать прохождению ледохода.
Стоит отметить, что до 1990-х годов мост через реку Кырыкмас был деревянным, и в период паводка его часто затапливало.
В местах взрывов на льду образовались пробоины диаметром несколько метров. За счёт близкого расположения зарядов, лёд будет разрушаться на большей площади, обеспечив, тем самым, своё спокойное прохождение.
По прогнозу Удмуртского ЦГМС, в регионе в ближайшие дни ожидается до +17 градусов Цельсия. Таким образом предстоящее потепление ускорит таяние льда. Жители прилегающих населённых пунктов теперь могут спокойно ездить по трассе и не бояться, что её затопит.
Спасатели, в свою очередь, сохраняют готовность реагировать на паводок до тех пор, пока он полностью не пройдёт.