В Летнем саду Ижевска среди множества разных деревьев есть одно, на которое стоит обратить внимание.
Недалеко от главного входа со стороны улицы Горького, по левую руку от самого Максима Горького, а вернее, от памятника, поставленного в его честь, стоит большое, казалось бы, ничем не примечательное дерево – липа. Эта липа, которой уже больше двух столетий – самое старое дерево в парке, стоящее здесь с тех времён, когда и парка как такового не было.
С 2016 года она внесена в Национальный реестр старовозрастных деревьев России. Липа стала невольным свидетелем значимых, судьбоносных событий, которые случались в истории Ижевска в прошлые века: бунта Емельяна Пугачёва, строительства Ижевского оружейного завода и Генеральского дома, трагической смерти Веры Богдановской, трёх революций, гражданской войны, ижевского антибольшевистского восстания, занятия города армией Колчака. Она встречалась с известными людьми: с императором Александром I, с молодым Александром II и его наставником поэтом Василием Жуковским, с кавалерист-девицей Надеждой Дуровой, с художником Николаем Ярошенко, писателем и поэтом Борисом Пастернаком, с Великими князьями Михаилом Николаевичем и Сергеем Михайловичем и прочими.
В 2022 году Парки Ижевска совместно с Музеем Генеральского дома провели акцию «Знаки времени». Рядом с липой поставили Скамью Веры в честь Веры Богдановской, по фотографии конца 19 века высадили Клумбу «Генеральши», используя цветы – левкои – популярные тогда, но практически забытые сейчас. Всё это снабдили памятными информационными табличками. Такой табличкой обзавелась и сама липа. Это место рядом с памятником Максиму Горькому стало концентрацией истории города и самого парка.
Генеральский дом
С появлением Ижевского оружейного завода его начальники первые годы жили в деревянных домах, пока в 1854 не началось строительство каменного дома по плану ижевского архитектора Ивана Коковихина.
За три года здание было построено – оно представляло собой классическую дворянскую усадьбу в два этажа, характерную для уральских городов-заводов. В нём также имелись все удобства: конюшня, каретник, баня, ледник. В южном флигеле был зимний сад с экзотическими растениями. Отныне все командиры завода и их семьи жили здесь. А поскольку управляли заводом в основном люди с генеральскими чинами, то и дом получил название – генеральский. Так, в этом казённом генеральском доме проживали и трудились начальники завода, которые посылались сюда Военным министерством. В том числе здесь была семья Новиковых и Поповых, о них расскажем чуть дальше.
После революции в Генеральском доме был расположен штаб антибольшевистского восстания. После его подавления – ЧК и Революционный Комитет Ижевска. Позже в здании находился клуб коммунистов, где проходили партийные собрания и культурно-просветительские мероприятия.
С 1931 года здесь был Ижевский педагогический институт. В годы Великой Отечественной войны в доме разместили госпиталь. За вторую половину XX века Генеральский дом использовался под самые разные нужды: художественную мастерскую, сберкассу, прокуратуру, пункт скорой медицинской помощи – эти стены видели многое.
С 2013 года и поныне в здании располагается музей Ижевска. Сейчас фасад главного здания представляет собой печальное зрелище, а сам дом со стороны набережной и вовсе выглядит заброшенным и полуразрушенным. Однако внутри сделан ремонт, восстановлена аутентичная атмосфера, там комфортно и уютно.
Клумба генеральши
Одновременно со строительством дома шла и планировка приусадебного участка – будущего Генеральского сада. Высаживали клумбы, аллеи, сооружали беседки и создавали уютные тропинки, ставили небольшие фонтанчики и скульптуры. В 1858 году сад был готов. Вплоть до прихода к власти большевиков сад использовался жильцами дома и был недоступен для обычных горожан. Исторически так повелось, что за садом, как и за зимней оранжереей, ухаживала жена генерала – генеральша.
Интересна нам здесь семья Новиковых, которая жила в Генеральском доме с 1891 по 1894 год. Василий Иванович Новиков – генерал-майор, именно при нём на Ижевском заводе началось производство трёхлинеек, а сам завод стал одним из крупнейших в России. Его жена, Клара Фёдоровна – обрусевшая немка, мать и хозяйка сада. За период их жизни и работы в Ижевске сохранилось множество документов эпохи: фотографии, дневники, даже детские рисунки. Всё это сейчас хранится в Музее Ижевска.
Для того чтобы отдать дань памяти этому периоду истории сада, и была воссоздана клумба, а также высажены аутентичные цветы – левкои, на которые теперь может полюбоваться каждый желающий.
После 1917 года сад стал общедоступным. Вход в него сделали платным, средства от продажи билетов шли на содержание и улучшение сада. Здесь гуляли, проводились встречи, праздники, концерты, театральные показы и даже спортивные состязания. Старое название, конечно, идеологически не подходило для Советского государства, поэтому со временем его переименовали в Летний сад (с 1928 года носит имя Максима Горького). Несмотря на то что в саду произошли определённые изменения, он всё ещё был похож на тот самый Генеральский сад. Всё ещё можно было погулять в тени липовых аллей, побродить по аккуратным тропинкам, полюбоваться цветами и клумбами. Только в 60-е годы в нём начали появляться первые аттракционы, внешний вид начал приближаться к современному.
Скамья Веры
Яков Попов родился в 1844 году в Черниговской губернии, происходил из дворянской семьи. Получил блестящее военное образование в Полоцке и в Санкт-Петербурге. Всю жизнь трудился на благо страны, сначала в бригадах, затем на Санкт-Петербургском патронном заводе. Принимал участие в перевооружении армии, налаживал массовое производство нового оружия. В 1894 году, получив звание генерал-лейтенанта, Попов был направлен на Ижевский оружейный завод – здесь уже во всю шло производство трёхлинейной винтовки Мосина. На тот момент новому начальнику завода стукнуло уже 50 лет, хотя он всё ещё был холост.
Через полгода Попов взял в жёны молодую красивую девушку Веру Богдановскую – она была моложе мужа на 23 года. Классическая история, которая никого не удивит и сейчас, не говоря уже про XIX век. Если бы не один факт: Вера — одна из первых в России и мире женщина-химик и доктор физических наук Женевского университета.
Вера Богдановская родилась в Санкт-Петербурге. Её отец, Евстафий Богдановский, был известным профессором и практикующим хирургом. С самого детства Вера росла в атмосфере уважения к науке, в кругу друзей и коллег отца – химиков, биологов, врачей. В 1878 году Вера вместе со своей сестрой поступила в Смольный институт благородный девиц, который закончила лучшей в классе. Затем она сразу же поступила на Бестужевские курсы – это были высшие курсы для девушек, где они могли получать образование практически такое же, как и в университетах. Организаторами курсов были известные учёные и профессора: Менделеев, Сеченов, Бестужев-Рюмин, Бутлеров, а также лидеры женского движения.
Вера избрала для себя физико-математическое отделение со специализацией на химии, её учителем был знаменитый учёный Александр Бутлеров, именно он заложил основы её образования. После окончания четырехлетних курсов Вера два года работала в лабораториях медицинской академии и ВЖК, но ей хотелось отучиться в настоящем университете и получить настоящую докторскую степень. Для этого она поехала в Швейцарию, Женеву, где высшее образование уже было доступно для женщин. В Женевском университете она продолжила своё обучение под руководством немецкого химика Карла Гребе, слушала лекции, работала в лаборатории, проводила собственные занятия. В 1892 году Богдановская защитила диссертацию, получила докторскую степень по физике, а затем вернулась в Россию. На тот момент ей было всего 25 лет.
В России она вернулась на Бестужевские курсы, но уже в должности ассистента, читала лекции, проводила практические занятия и работала в лаборатории. В свободное время она жила светской жизнью: ходила в театр, на выставки, а также вечера, которые устраивал художник Ярошенко со своей женой, тоже бестуженкой. Примерно в это время она сблизилась с Яковом Поповым, хотя познакомились они ещё давно, когда Вера ещё была студенткой. Свадьбу справили в 1895 году в Санкт-Петербурге, после чего уехали в Вятскую губернию, куда начальником завода был назначен муж Веры.
Попов коренным образом модернизировал заводскую лабораторию, чтобы любимая жена могла продолжать научные эксперименты, с этой же целью в северном флигеле Генеральского дома была оборудована домашняя лаборатория. Из Петербурга закупались новейшее оборудование и качественные реагенты.
Неизвестно, какими научными открытиями она могла бы прославить себя саму, наш город и российскую науку в целом, если бы её жизнь так рано и так внезапно не оборвалась. Спустя полгода после приезда Вера проводила химический эксперимент у себя в домашней лаборатории. В ходе реакции внезапно взорвалась ампула с белым фосфором и циановодородной кислотой, поранив руки Веры, а токсичные пары разлетелись по комнате. Спустя четыре часа Вера умерла. Это стало огромной трагедией для всех, кто её знал. Отпевание прошло в Соборе Александра Невского. Генерал Попов оставил службу и навсегда покинул Ижевск, он перевёз тело Веры к себе на родину, в Черниговскую губернию, и поставил там памятник в её честь.
К сожалению, в Ижевске больше ничего не увековечивает память о Вере Богдановской, кроме скамьи в парке. Но возможно, что в будущем это изменится.
Вот так переплелась история парка в совершенно несвязанных, на первый взгляд, вещах: в липе, скамье и клумбе.
Подготовил: Роман Перевощиков. Фото предоставил: Роман Перевощиков.