За двадцатый век наша страна несколько раз претерпевала масштабные изменения. В разное время отношение к достопримечательностям отличалось, однако во все периоды Ижевск терял часть своего достояния. Когда-то это случалось от неудачного стечения обстоятельств: пожары, ошибки в проектировании и так далее.
В Советское время достопримечательности разрушались по разным причинам: сначала велась борьба с памятниками царского режима, а также антирелигиозная борьба. На фоне этого проистекал более широкий и заметный вид аннигиляции старого — урбанистический.
Ярким примером тому была эпоха индустриализации: строительство новых производств, расширение дорог, возведение новых улиц. Изменились ли причины уничтожения достопримечательностей в наши дни? С этим поможет разобраться историк-экскурсовод Максим Блинов.
«Сейчас отношение подобное, хотя вектор и идейно-политические взгляды поменялись, но фактически отношение к памятникам истории остаётся похожим. Сносят без зазрения совести, но сейчас власть это делает зачастую не своими руками (хотя есть пример здания заводоуправления), а либо здание оставляют без надлежащей реставрации (яркий пример — главный корпус оружейного завода), либо дают частникам, которые делают так называемую реконструкцию, когда здание просто сносят, на его месте строят фактически новодел, не имеющий отношения к подлиннику, и называют его памятником. Это подмена понятий». — отметил Максим Блинов
Здание заводоуправления
Здание заводоуправления, построенное в 1890 году, было фактически мозговым центром ижевского оружейного завода. В нём трудились 17 начальников завода — генералов Российской Империи. Именно в этом здании осуществлялось руководство над освоением и производством трехлинейной винтовки Мосина. В разное время здание заводоуправления посещали видные деятели той эпохи. Был здесь и поэт и писатель Борис Пастернак, и сам конструктор Сергей Мосин. В советское время в здании сидели «красные комиссары» и новые директора завода, тогда же появилась пристройка.
После 90-х в здании находилась гостиница, которая за время существования стала злачным местом, а также кафе «Маяк», которое сгорело в 2008 году. В течение своих последних лет здание пустовало и постепенно разрушалось. Предпринималось множество попыток снести бывшее заводоуправление, но поскольку здание имело статус объекта культурного наследия, сделать это не получалось. Однако в 2010 году здание лишили этого статуса и, несмотря на протесты горожан, снесли.
Фото: КИК «Антей». Сергей Кругликов
«Фактически, сейчас даже больше сносят, чем в советское время. В советское время снос зданий был оправдан, по крайней мере, индустриализацией». — Максим Блинов
Старое здание Ижевского цирка
Третье по счёту здание стационарного цирка в Ижевске строилось прямо во время Великой Отечественной войны. В 1943 году строительство под руководством главного архитектора Петра Попова закончилось. Он взял за основу проекта первый в России каменный цирк Чинизелли в Петербурге, дополнив его портиком с барельефами акробатки и укротителя и увеличив высоту купола до 20 метров.
В этом поистине монументальном здании могло разместиться 1811 человек, а первыми посетителями стали раненые красноармейцы, находящиеся на лечении в Ижевске. Какое-то время ижевский цирк был одним из лучших в Советском союзе. В нём выступали всемирно известные артисты, акробаты, дрессировщики: Мстислав Запашный, Михаил Румянцев (Карандаш), Юрий Дуров, Тереза Дурова, Олег Сокол, Виктор Тихонов, Ирина Бугримова, наш земляк Иван Кудрявцев.
Фото: goskatalog.ru
В 1990 году здание цирка было признано аварийным, представления в нём прекратились. Спустя почти десять лет, в 1999 году, цирк взорвали, чтобы на его месте построить новый.
«Цирк хоть и не имел статуса памятника, но для многих поколений являлся таковым». — сказал Максим Блинов.
Дача Ивана Петрова
Иван Петров начинал простым рабочим на ижевском заводе, но затем открыл собственное производство оружия. Его семья стала богатейшей в дореволюционном Ижевске. Ей принадлежали: оружейная фабрика, пороховой склад, множество лавок и домов, несколько дач, одна из которых была построена в посёлке Воложка в 1913 году. Архитектором, предположительно, был Иван Чарушин — архитектор Свято-Михайловского собора. Здание получилось крайне необычным, напоминающим домик из сказки — в стиле русского неоромантизма.
После революции дача была национализирована, в ней расположился санаторий для рабочих, а позже — пионерлагерь «Салют» для детей медработников. С 90-х дача никак не используется. На данный момент постройка имеет статус объекта культурного наследия регионального значения, при этом, к сожалению, находится в весьма удручающем состоянии. Окна заколочены, башня наклонилась, крыша проржавела. Если не предпринимать никаких мер, есть очень высокая вероятность, что в скором времени эта красивейшая дача не выдержит напора времени и непогоды.
Фото: Клуб Я Ижевск (https://vk.com/ya_izhevsk)
Дом Лятушевича
Один из старейших домов Ижевска. Построен в 1807 году по проекту ижевского архитектора Семёна Дудина. Здание было симметричное, позже расширялось и приняло г-образную форму.
Собственно сам Лятушевич жил в нём недолго, в 1819 он продал дом казне, после чего в нём располагались квартиры заводских чиновников, заводская аптека, приёмный покой. После 1917 года здание занимали Государственный банк, Штаб народной армии, Комитет Ижевской организации Большевиков, Дом юного пролетария. После 50-х здесь был фонд Краеведческого музея Удмуртии.
В 1995 году в связи с аварийным состоянием здание было закрыто на капитальный ремонт, однако никакого ремонта не последовало. В том же году зданию был присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения. Особняк стоит в бесхозном полуразрушенном состоянии уже почти 30 лет, и с каждым годом становится лишь более обветшалым.
Фото: ИА «Сусанин»
Главный корпус Ижевского оружейного завода
Фактически то же самое происходит с ещё одним памятником федерального значения — оружейным заводом. На протяжении многих лет он стоит заброшенным, каких-либо реставрационных работ не проводится.
Фото: ИА «Сусанин»
В 2018 году в здании произошёл пожар, в результате которого обрушилась триумфальная колонна, воздвигнутая в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
После этого события власти всерьёз задумались о реконструкции здания и превращения его в культурно-образовательный комплекс, однако каких-либо видимых подвижек в этом направлении пока нет. Будем надеяться, что Ижевск не потеряет свой главный символ.
Должны ли достопримечательности приносить доход?
«Не всегда здания, и тем более памятники архитектуры, должны приносить доход. Понятно, что это было бы неплохо, если из них можно было бы извлекать прибыль, но это не основная цель памятника. Задача государства — в первую очередь охранять и сохранять. Поэтому спасение памятника — это не всегда коммерческое дело». — рассказал Максим Блинов.
Лавка Рыфтина
Когда-то по адресу улица Горького, 72 стоял старинный купеческий особняк конца 19-го века. Он принадлежал купцу Рыфтину, который расположил в нём лавку по продаже платьев. В Советское время в здании располагалась бильярдная «Красный инвалид». Начиная с 90-х, — разные магазинчики, в том числе «Евросеть».
В 2014 году здание было признано аварийным, годом позже было решено провести масштабную реконструкцию. Однако реконструкция обернулась разрушением.
Фото: Клуб Я Ижевск (vk.com/ya_izhevsk)
Единственный в Ижевске ансамбль купеческих домов, имевший статус объекта культурного наследия регионального значения, теперь недосчитывается одного здания.
Нормально ли, что в зданиях, имеющих архитектурную и историческую ценность, открываются коммерческие заведения?
«Я думаю, неважно, что в них находится, лишь бы сохранялась подлинность и атмосфера здания. Магазины и общественные пространства, наоборот, только привлекает внимание к зданиям, дают им новую жизнь. Во всём мире существует практика размещение чего-либо в исторических зданиях, будь то хостелы, кафе, клубы. Я думаю, что это позитивный пример использования. Лишь бы это не было имитацией здания, как это произошло с домом Килина, когда остался только фасад». — сказал Максим Блинов.
Дом Килина
Владимир Килин владел кирпичным заводом в Ижевске. В конце 19 века из собственной продукции построил двухэтажный особняк на Троицкой улице (ныне Советская). В нём семья купца прожила недолго, у них был ещё один дом на Карлутке, в котором они находились куда чаще. В годы Граджанской войны Килин переехал под Томск, но потом вернулся — власть выделила ему квартиру в его собственном доме. Продолжал работать на своём заводе, только уже в качестве обычного рабочего, а не руководителя. Какое-то время был диаконом Свято-Михайловского собора. Скончался в 1924 году.
В начале прошлого века верху этого двухэтажного каменного здания находился кинотеатр «Фурор». В 60-е годы здесь были коммуналки, потом располагался Удмуртский Институт истории, языка и литературы, в настоящее время в нем находятся рестораны, офисы различных организаций.
В 2001 году у здания обвалилась крыша. К реконструкции приступили только в 2006 году, когда спасать уже было нечего. По итогу дом полностью разрушили, оставив только восточную стену, которая прилегает к соседнему зданию. Во время реконструкции был построен новый фасад с пристройкой, которая как бы «съела» старое здание.
Деревянное наследие
В Ижевске сохранилось множество деревянных домов дореволюционного и советского периода, ещё больше по тем или иным причинам не дошло до наших дней. У горожан неоднозначное отношение к деревянным постройкам, многие просто не понимают, в чём их ценность и для чего они нужны в наше время. Однако даже самое неказистое деревянное здание ценно, потому что оно несёт в себе большое количество информации. Такие здания и создают историческую ткань и уникальную атмосферу города.
Нельзя ценить историю избирательно, нельзя любоваться архитектурой милых купеческих особняков и восторгаться величественностью храмов, забывая при этом про обычные дома, в которых и жила большая часть населения. Ценна именно общая картина, дающая наиболее точное представления о всём городе в разные периоды его развития и о всех людях, живущих в нём. Именно поэтому необходимо, насколько это возможно, сохранять все здания в их первозданном виде.
Сейчас практически все деревянные здания в историческом центре города попадают под снос: на улице Пастухова, на переулке Широком, на улице Красной и прочее.
«Предыдущий опыт деструктивной политики относительно исторических объектов продолжаются и сейчас, это никуда не исчезло и фактически мы живём в той парадигме, которая была заложена в предыдущую эпоху. Сейчас это не так проявлено, потому что зданий осталось не так много. Отношение к достопримечательностям как таковым хоть и меняется, но происходит это гораздо медленнее, чем уходят сами здания. Людей, ценящих свою историю, пространство вокруг себя, архитектурные объекты, становится больше, но они не могут что-то сделать для сохранения этих объектов. По разным причинам: коммерческая недвижимость, отсутствие охранно-правового статуса, незаинтересованность бизнеса и власти в сохранении памятников». — подчеркнул Максим Блинов.