Стилист рассказал о трендах сезона, Неделе моды Удмуртии и специфике региона.
Весна – время преображения. После зимы просыпается природа, ижевчанки меняют пуховики и шубы на пальто и плащи, готовятся радовать своим внешним видом окружающих. Стилист Олег Ажгихин рассказал, что в тренде в этом сезоне, а также порассуждал о том, нужна ли Ижевску мода.
- Что будет в тренде этой весной?
- Самая моя нелюбимая тема – говорить о трендах. Перед Новым годом я ездил на мастер-класс Эвелины Хромченко. Эта встреча была посвящена тенденциям весна-лето-2019. Услышав сотый тренд, я понял, что мой мозг сейчас взорвется.
Выделить какой-то отдельный цвет, наверное, не могу, хотя черный и белый активно присутствуют. Но они не в скучном виде, они всегда декорированы – крупные броши, крупные бусы, длинные серьги, ремни. И сейчас период мне напоминает середину 90-х, когда дизайнеры экспериментировали и пробовали. Если в 90-х они экспериментировали с фасонами и силуэтами, сейчас предлагают нам с вами собирать ту палитру, которая подходит именно нам. У каждого человека на сегодня очень индивидуальный стиль: спортивный, кружевные прозрачные платья, барышня-крестьянка. Все в моде. Выделить что-то отдельно мне тяжело. Оверсайз – да, леопардовый принт – да, цветочный принт – да, укороченные брюки – да, платье с кроссовками – да, крупные броши – да.
Еще одна тенденция – начало 90-х: объемные джинсы, завернутые снизу, толстовки, свитшоты, все как будто с чужого плеча. А если у тебя кофта заправлена в брюки, то это вообще супер. В начале 90-х я это же это носил. Потом смотрел фотографии и думал: господи, как это можно? И сейчас это вновь, в Петербурге это кругом и рядом. У меня дежавю какое-то: 1994 год, прямое прочтение. В Питере очень популярны секонд-хенды, в европейских городах очень популярны секонд-хенды для молодежи. И они покупают то, что носили их дедушки и бабушки, и сами носят это с гордостью. Мне это не нравится, но это украшает город, это будоражит фантазию и это показывает, что мы все разные. Этот тренд отразится и на выпускных вечерах: будут платья из парчи. Можно порыться в сундуках у мам и бабушек и быть в тренде.
- Вернутся в моду лосины и яркий макияж?
- Сиреневые веки уже вижу у многих визажистов на мастер-классах, пошла густая сирень. Но по-другому рисуется форма глаза, форма губ. Конечно, это современное прочтение. Но тенденция та. Надо грамотно, уместно, подходить ко всему. Даже если ты листаешь журналы 80-90-х, то это сейчас исполнение из современной ткани, с современной обувью, с современными аксессуарами, иначе это будет театр исторического костюма.
Но мне как человеку мира моды очень приятно, что есть тенденция пробы себя. Да, порой это неуместно, порой – непонятно, порой – некрасиво. Но меня радует хотя бы то, что люди пробуют, экспериментируют.
Для меня самый главный тренд в современной моде – это быть смелым, быть художником, быть кулинаром, чтобы это было «вкусно» тебе. Кулинарная и модная темы занимают половину эфира на телевидении, в обсуждениях. Потому что гардероб должен быть «вкусным». В салонах готовой одежды предлагают фисташковое платье, юбку клубника со сливками, цвет киви и так далее. Это неслучайно, нас провоцируют на слюноотделение, нас провоцируют на то, что одежда должна быть «вкусной». Я бы выделил такую тенденцию – одежда должна быть «вкусной» именно тебе.
Для нас, для провинциального города очень важно быть смелым, ориентироваться не на то, что скажут другие, а показать, что я могу предложить. Это кардинально разное позиционирование себя в одежде, в гардеробе, в жизни. Раньше был ориентир: что подумают люди, как посмотрят и так далее. А сейчас какая-то дерзость в людях появилась, меня это радует.
- Меняется мышление людей, появляется новое поколение ижевчан, которые не боятся показать себя?
- Да. Они даже провоцируют порой, чтобы на них посмотрели. Девушки в Удмуртии все краше, интереснее, оригинальнее. Они стали за собой следить активнее. Парни лучше, чем было, конечно. Но в целом, где-то к 40 годам они выглядят уже очень грустно. К 50 – старики в большинстве случаев.
- Зачастую в магазинах консультанты навязывают всем одинаковые модели одежды. После этого каждая третья на улице ходит в одном и том же.
- Пять лет назад такое было с ментоловым цветом, просто до тошноты. Как раз пошла плиссировка с белыми кроссовками. Это абсолютно не радовало глаз, потому что было обезличивание людей. Но консультанты получают зарплату с продаж, это их работа. Но если ко мне подходят с предложением помочь, я ухожу из этого магазина. Я ненавижу навязчивый сервис. Я считаю: тебя не спрашивают - ты не суйся. Заходя в магазин мне надо сначала посмотреть, примерить и потом уже какие-то вопросы задавать консультанту.
Когда я провожу консультации или читаю лекции, всегда говорю: узнайте свою цветовую гамму, узнайте свои цвета. Это ваш маячок в магазине одежды. Если ты любишь зеленый - иди к нему, зачем ты меряешь розовый? Проблема многих гардеробов российских барышень в том, что каждая вещь сама по себе может неплохая, а вместе – никак. Потому что покупки чаще всего идут спонтанные, либо по случаю, либо на распродаже со скидкой 30%.
Была в свое время фраза: мы не так много зарабатываем, чтобы покупать дешевые вещи. Каждая вещь должна быть продумана – будь то машина, техника, мебель, недвижимость, одежда. Прежде всего человек должен знать свою цветовую гамму. Даже если твой цвет не в моде, но он тебя украшает – носи его всю жизнь.
- Сами всегда можете удержаться от спонтанных покупок?
- Нет, я такой же как все. У меня очень большой гардероб. Но так как я последние лет 17 не меняюсь в размере и весе, некоторые вещи в очень хорошем состоянии, я могу их спокойно надеть лет через пять. Например, классические джинсы никогда из моды не выйдут или просто белая сорочка. Я их надеваю крайне редко по очень правительственным мероприятиям, поэтому они у меня в отличном состоянии.
Большая часть одежды куплена не в Ижевске. В Ижевске я хожу в магазины как на работу, это мое рабочее место – шопинг-сопровождение, консультации, примерки перед показами. Когда я иду в магазины в других городах – для меня это отдых. Там я вижу какие-то тренды, интересное оформление витрин.
- В Удмуртии остались те, кто развивает моду?
- Нет. В России есть ассоциация недель моды. Зимой мы обсуждали тему вступления в эту ассоциацию. На сегодняшний день я отказался туда вступать, и мы единственный регион в стране, кто отказался. Каждый регион, проводя неделю моды, популяризирует своих дизайнеров одежды, кто делает подиумные коллекции. Дизайнеров – это множественное число. У нас, к сожалению, на сегодняшний день крайне мало дизайнеров, делающих одежду на подиум. Я не называю здесь дипломные работы студентов, я не называю здесь театры мод, потому что это другое направление.
Во-первых, сделать коллекцию очень дорого, во-вторых, потом ее надо куда-то девать. В Ижевске не любят покупать одежду местного производства, особенно если она штучная. А если она штучная, то она стоит денег. В свое время у меня был магазин одежды, который я закрыл 14 лет назад, потому что мою одежду покупали чаще всего командировочные. Наши покупатели примеряли, радовались, но узнав, что она в Ижевске изготовлена, редко ее покупали. Те, кто покупали, до сих пор мои клиенты. Как раз в тот период к нам хлынули недорогие бренды. Может, это динамика жизни такая, люди ко всему одноразовому привыкают. Поносил вещь, постирал три раза, выкинул. Я воспитан по-другому: за вещью надо ухаживать.
В 1996 году у нас был первый фестиваль моды в Удмуртии, который длился больше пяти часов, на сцене было представлено больше 40 коллекций. Прошло 20 лет. Многие дизайнеры ушли в индивидуальную работу с клиентами. Они работают в ателье с частными заказами. Они не делают коллекции. Многие уехали из этого города. Делать коллекцию – это реально дорого и ее надо где-то продавать.
Та же Полина Кубиста. Сколько лет она билась, и у нее тоже продажи были в основном в ее поездках – в Таллинн, в Казань, в Пермь. Потому что там люди понимают, за что они платят деньги и что это действительно авторская вещь. Причем невеликие деньги она просила за свою работу. Диана Нуриева тоже делала коллекции, но сейчас немного в другом направлении работает.
Может быть, придет новая волна. У нас нет поддержки, чтобы это все делать. В некоторых городах помогают направлению – предоставляют торговые площади со скидкой или поддерживают в организации дефиле. У нас этого, к сожалению, нет. Но даже если бы это было, наш менталитет все-таки другой. Не хуже и не лучше, просто другой. Ижевск – это город-завод. Мы должны пахать. Как мы выглядим – это в-пятых, даже не во-вторых.
Сейчас пошла индивидуальная работа, ушло шоу, ушли подиумные показы. В Удмуртии нет в принципе подиума. Может быть, пришло другое время, другие потребности. Но в других регионах это все есть.
- А вас что держит в отрасли?
- Изначально мы появились как театр мод, который со временем преобразовался в школу моделей. Я параллельно работал и дизайнером одежды, и директором школы моделей. Несколько лет я не делаю коллекции, а развиваю школу. Езжу с мастер-классами по республике и России: подиумный шаг, готовлю моделей к заграничным контрактам, своя фотостудия. Как творческий человек я себя реализовал в другом.
Меня раньше часто спрашивали: почему вы не уезжаете? Я хочу, чтобы здесь было как там –отвечал я ранее. Сейчас понятно, что не будет как там. Особенность такая. Дизайнеры нужны, но в каком количестве? Мы малобюджетный город. И вопрос экономии, вкладывания средств немаловажный. Большинству ижевчан надо объяснять, почему эти брюки стоят 7 000 рублей, а не 700. Если честно, и я не всегда понимаю почему. У меня нет каких-то люксовых вещей, потому что я считаю, что они не стоят этих денег. Но опять же что вы хотите от брюк за 500 рублей?
У нас очень велика стала леность народа. Оторвать попу с дивана тяжело, все зависли в телефонах, встретиться, куда-то выйти – тяжело. Если выйти – в ресторан посидеть. Раньше мы устраивали показы с дизайнерами во дворцах культуры. Потом было время ночных клубов. Это малые площадки – люди отдыхают, выпивают, куролесят и мы показываем коллекции. Сейчас нет ночных клубов, есть увеселительные заведения. И рестораны, кафе, где культурная программа вроде бы есть, ее там нет. На еду, алкоголь – провоцируют, на шоу – нет. Сцен нет. В лучшем случае полторы танцовщицы что-то делают на сцене.
В других регионах тоже это все пошло на спад, но на спад, а не исчезновение. А у нас это все исчезло.
- Театры мод тоже умерли?
- Театр мод – это другое. Мы сейчас выступаем с детьми с коллекциями одежды, которые были сделаны 4-7 лет назад. Они актуальность не потеряли, потому что это шоу, это театрализация, идея, а не тренды. Но уже другая музыка, другие сценические композиции.
И направление театров мод в Ижевске похерилось. 10 лет назад в Удмуртии около 80 театров мод. Каждый населенный пункт при доме культуры имел театр мод, каждый район города, каждая школа могла иметь от кружка кройки и шитья. Были грандиозные, интересные коллекции, показы. Сейчас в Татарстане их полно. Но не у нас.
На одном из каких-то торжеств одной из составляющих моей фразы было: удивительное дело – я уже много лет занимаюсь тем, что этому региону не надо. Я придумал себе работу и сделал ее востребованной. Друзья мне говорят: Олег, это твоя миссия. Возможно
Неделя моды Удмуртии каждый год разная: там больше моды, тут больше детей, там больше конкурс красоты. Каждый раз свои направления, но здорово, что удалось на протяжении стольких лет удержать. На сегодняшний день могу сказать, что на 13-й Неделе моды в Удмуртии у нас заявки от более чем 300 человек из населенных пунктов Удмуртии и нескольких городов России.
- Для кого проводится Неделя моды Удмуртии?
- На сегодняшний день для детей и молодежи. В рамках Недели моды Удмуртии мало показов и много конкурсов – развивающих, для повышения самооценки. Фотомодель года, перспективная модель, где оценивают подачу, харизму, технику дефиле, движение по подиуму. Есть конкурс красоты и таланта для девочек, где оцениваются не столько внешние данные, сколько раскрытие таланта ребенка. Это важно для некоторых: выйти на сцену, получить свои 15 минут славы, а если победила, то отправиться на конкурс в Москву. Наши девочки с конкурсов недели моды семь лет ездят в Москву. Два года назад девочка привезла титул Маленькая мисс Вселенная, а в том году – Маленькая мисс Россия. Для кого-то это шанс съездить в Москву.
Мы проводим работу с родителями: на любом пьедестале всего три ступеньки. Надо уметь проигрывать, надо уметь делать правильные выводы. У всех ребенок самый красивый. Если на Олимпиаду поехали спортсмены, они все лучшие – и 25-й тоже лучший, и 15-й. Не только первый.
- Молодые дизайнеры к вам приходят советоваться?
- Крайне редко. Мне сложно им что-то сказать кроме того, что, если ты горишь этим делом, будь готов к бедности и уезжай из этого региона. Здесь дизайнер одежды без материальной поддержки и грамотного маркетинга не выживет.
Подробнее узнать о 13-й Неделе моды Удмуртии можно в группе в ВКонтакте.