Закрыть
Поиск по тегу: #Удмуртия #Ижевск #Можга

Разговор с главой Ижевска о городе и мире

18:05, 27 декабря, 2025
Разговор с главой Ижевска о городе и мире
18:05, 27 декабря, 2025
1120
0
Источник фото: ИА "Сусанин"
0

Дмитрий Чистяков о роли СМИ, развитии города, воплощении мечтаний и о том, как купить вечность.

В четверг, 25 декабря 2025 года, информационному агентству «Сусанин» исполнилось 25 лет. В редакцию с поздравлениями пришёл глава Ижевска Дмитрий Чистяков. В непринуждённой обстановке за чашкой чая состоялся доверительный разговор, в ходе которого градоначальник рассказал о роли СМИ в жизни города и о поиске себя. Журналисты узнали подробности о переустройстве работы нынешней администрации города, получили откровенные ответы о том, что волнует главу Ижевска, и о тех планах, которые могут помочь их реализовать в тесном содружестве власти, горожан, бизнеса и СМИ.


«Сам человек представляет собою большее чудо, чем всякое чудо, совершаемое человеком»
(Святой Аврелий Августин, «О граде Божьем»)


— Дмитрий Александрович, хотели бы с Вами поговорить про роль СМИ в жизни Ижевска, взаимодействии СМИ и власти. Помогаем мы друг другу или же наоборот. Всё-таки цель у нас одна, но интересы иногда разнятся.

— Я с трудом себе представляю СМИ, на самом деле, которому было бы интересно вот так, тотально, поддерживать власть. В Советском Союзе СМИ рассказывали одну и ту же историю. Всегда с плюсом. Сейчас ситуация другая, но мне порой кажется, что если бы было так, то это было бы другое общество.

Ведь у власти нет цели, которая бы формулировалась: «Нам бы очень хотелось, чтобы было хуже». Мы всё равно стараемся сделать жизнь в городе лучше.

Для меня эти два года нахождения в должности главы Ижевска — череда таких побед. Есть неудачи, но всё равно мы движемся вперёд. Мне бы хотелось, чтобы СМИ нас поддерживали в этом, чтобы они рассказывали о том, что происходит, но объективно совершенно. А зачастую мы сталкиваемся с негативом. Видимо, людям нравится больше такая информация, они активно поддерживают тезис: «О, опять облажались, молодцы какие».

Но ведь есть много-много всего хорошего. Если мы хотим, чтобы общество всё-таки менялось вместе с городом, проникалось какой-то любовью, мы себе задачи ставим. Например, задача по изменению демографической ситуации в плюс. Мы сами себе KPI нарисовали — в городе должен быть прирост в 600 человек в год. А это же комплекс. Надо, чтобы девчонки рожали; дети, вырастая, не уезжали; люди приезжали к нам работать. И план этот очень амбициозный.

А если никто кроме нас этим заниматься больше не будет, каков результат?  Вы же как СМИ формируете сознание, мировоззрение. Если всё время говорить, что город плохой, грязный, то он таким и видеться будет.

DSC00685-Улучшено-Ум. шума copy.jpg

— СМИ влияют на настроение ижевчан, на ваш взгляд? 

— Мне кажется, что журналистика — высококлассная работа. Потому что оперативное поступление информации в весьма полном объёме — это то, что жителям и надо. Другое дело, что хотелось бы, чтобы было больше положительных оценок и больше рассказов о чём-то таком классном.

Ведь есть события, которые вовсе остались незамеченными, как мне кажется. Я, например, очень горжусь, что министр по делам молодёжи в Удмуртской Республике оказался третьим в рейтинге среди коллег в России. Мне об этом коллеги рассказали, но я не видел ни одного сообщения в СМИ об этом присуждении. А это и формирует отношение: «Слушай, какие мы крутые!».

На днях у нас прошла церемония вручения наград «Семейная доблесть». Там нет скандала, какого-то хайпа. Пришли семьи, у них по семеро детей. Не олигархи, не артисты, не звёзды. Нигде ни в чём не прокололись, родили детей и живут себе спокойно. Вот это никому не интересно. Этот перекос меня немного тревожит, потому что так не должно быть.

Ведь если мы говорим, что семья должна быть большой, так давайте бросим все силы на то, чтобы об этом рассказывать. У нас полно семей! Причём любых. Такие интересные истории есть. У нас есть, чем гордиться.

И я не только про себя и свою команду говорю, которая за год сделала столько, сколько не делалось за десять лет. Это объективно, я про цифры — всё в метрах, деньгах. Если это никому не важно, то можно продолжать рассказывать о том, что дороги сделали, но они всё равно поганые.

А если бы у нас была коалиция СМИ, которая работала на это, то, наверное, меняло бы мировоззрение людей. Они бы научились верить в то, что мы крутые, город классный, история у него богатая, будущее у него перспективное.


«Ибо какого блага может не быть там, где есть счастье?»
(Святой Аврелий Августин, «О граде Божьем»)


— Последние лет пять люди читают новости уже не в СМИ, а в соцсетях, трафик постепенно смещается туда. И если СМИ не будут писать про что-то плохое, то, что объективно происходит, всё равно что-то случается, и люди это видят. Понятно, что нельзя, как «Удм-Инфо», концентрироваться только на плохом и цепляться за любой скандал и непроверенный слух.

— Я этими ребятами просто восторгаюсь! Как столько в негативе-то находиться? Беспросветная история.

— Всё равно наличие хорошего и плохого говорит о какой-то претензии на объективность.

— Я понимаю. Если СМИ всё время говорит что-то хорошее о власти, то это значит — оно проплаченное, купленное, продажное. То есть, плохо про власть говорить хорошее. Как-то так неловко.

Я на самом деле такой «бречаловец», и это не скрывал никогда. Раньше я даже не интересовался политикой. Когда работал в банковском секторе, мне не нужны были знакомства с чиновниками. Я даже не знал, кто там есть кто. Мне ничего от них не надо было. Работает банк, и слава богу, хорошо всё.

Но ситуация была непростая. У меня знакомство с главой Удмуртии Александром Бречаловым состоялось следующим образом. Я пришёл в городскую администрацию на работу через несколько месяцев после прихода его команды в республику. А внутри между горадминистрацией и аппаратом главы УР — конфликт, взаимные непонимания. И я, пришедший сюда на работу в ноябре, был единственным лицом, через которое шла коммуникация. Я ходил на все совещания, и поначалу вообще ничего не понимал, что происходит там. И вот Бречалов мне как заместителю главы города по социалке даёт поручение: «На пузе обползай все социальные объекты — школы, детские сады — мне нужна объективная картина». Я эту картину собрал. До сих пор пользуемся этим рейтингом.

DSC00695-Улучшено-Ум. шума copy.jpg

У меня было три папки — красная, жёлтая и зелёная. Зелёная – это те объекты, что не требуют ремонта; тоненькая, на несколько страниц. Красная — критичная, очень толстая. Я и сейчас этого не понимаю — как это могло получиться, полнейший развал социального блока. Рушатся сады, школы, кровли текли везде, просто тотально. После этого придумали проект «Большой ремонт». Но тогда миллиард денег в Ижевск было определено. И латали несколько лет подряд эти кровли. Мне некого обвинить, но почему-то это произошло. Почему-то это было неинтересно. Мы до сих пор выгребаем эти истории. И никто никогда это не комментировал. Никто не рассказывал об этом. Вот в чём заслуги Бречалова? Они хотя бы в том, что отношение к состоянию объектов, где наши дети находятся, поменялось кардинально. До этого было всем наплевать.

Мне кажется, вот это и надо транспортировать, чтобы отношение-то менялось. Это же важно.

Та же самая история с дорогами. Если их не ремонтировать десятилетиями, то вполне можно прийти в ситуацию 2024 года. Мы же всё это разобрали. В Татарстан ездили. Они нам рассказывали: «Есть же ГОСТы, всё же работает, ничего не поменялось. Верхний слой асфальта должен меняться раз в 4 года. А если вы каждые 10 лет дорогу полностью не меняете, весь «пирог», то вы будете иметь то, что вы имеете сейчас».

Мы поднимаем документы, чтобы понять, когда проводились ремонты. Десятилетиями не заходили. Межкварталки вообще никогда не ремонтировали, в жизни не было этого. 

— Вам не бывает обидно, что вы делаете-делаете, а СМИ всё равно пишут про другое?

— Это уже вопрос больше человеческий. Мне за команду обидно. Они мыслят по-другому. Я не могу их заставить мыслить, как я. Я очень православный человек, я так надеюсь. И много читаю в силу своего духовного образования. И есть очень чёткая мысль — если тебя все хвалят, то у тебя большая проблема, на самом-то деле. Ключевая проблема — если ты для всех хороший, ты делаешь что-то неправильное. У Иоанна Богослова сказано: если тебя никто не поругал сегодня, задумайся, — ты нормально прожил свой день?

Называется «в прелесть впал», всем пытаешься угодить. Но это я так понимаю эту тему, и для меня она ясна и понятна. Поэтому к критике негативной я отношусь спокойно. А команде это очень обидно, потому что они-то работают много, они это всё проживают. 

Команда вся очень молодая. Все работают в горизонте двух лет. И когда они видят, что они получили на входе, что сделали в итоге — это же такая притча. Мы понимаем, что идеала достичь невозможно, но перемены на лицо. А когда продолжают сильно критиковать, у ребят опускаются руки.

Поэтому, конечно, критика должна быть. Мы очень много берём информации из внешнего контура. Например, просматриваю свою страницу «ВКонтакте» и оттуда прямо беру и перекидываю коллегам. А они дальше уже разбираются. Если бы этого не было, у нас бы было меньше «глаз». Это плохо.

— В то же время СМИ помогают вам выявлять проблемы?

—  Да! Я везде и всегда говорю, что я за критику, но конструктивную же. Она работает тогда для нас, когда мы эту проблему вместе прочли и вместе стараемся решить. На разного рода новостях учимся коммуницировать друг с другом. Редко, но бывает, что мы узнаём о происходящем именно через СМИ.

Руководитель Аппарата горадминистрации Анна Серёжникова: «Спрашиваем сотрудников своих: что ж вы мне не сказали-то? То есть учим нашу молодую команду немного по-другому смотреть на свою работу. Для них это работа текущая, а для нас она — генерация позитивных инфоповодов.

Постепенно с каждым кейсом учатся люди опытным путём на ошибках мыслить так — насколько комфортно это будет людям принять. И те ситуации, в которые ставят нас СМИ, в хорошем смысле слова, учат команду мыслить по-другому. И видеть в их работе ценность для жителей. Чтобы они могли прочитать о своей работе и погордиться — это ведь они сделали».

— Почему и в республике, и в городе вся коммуникация СМИ с аппаратом руководства идёт через пресс-службы? Почему нельзя просто позвонить ответственному заму, как раньше?

Анна Серёжникова: «У нас такой регламент по централизации действует уже лет 10 точно. Я как пресс-секретарь должна как минимум знать о внешних контактах своей команды, как максимум — должна понимать, что руководитель скажет в публичном поле.

Не все члены команды понимают, к каким последствиям может привести их публичное высказывание. Поэтому мы приучили людей не контактировать без пресс-службы. И на наш взгляд — это логично.

Если что-то срочное и «горит», мне кажется, по звонку редактора мы предоставляем информацию быстрее, чем семь дней, которые даются на ответ на официальный письменный запрос». 


«Ибо какая иная цель наша, как не та, чтобы достигнуть царства, которое не имеет конца?»
(Святой Аврелий Августин, «О граде Божьем»)


— Когда у вас на сайте обновится раздел руководства городом?

— Каюсь, я тут затянул. Я для себя пятилетку свою понимаю. Мне очень хочется, чтобы каждый из ребят тоже её понимал. И это требует времени. С главами районов города уже всё решено. С моими замами, думаю, к понедельнику, 29 декабря, всё уже будет у нас.

Когда я работал в банковской сфере, у всех подразделений была одна задача. И человек, работающий в юридическом отделе, будет впахивать за кредитный ровно лишь потому, что цель у всех общая. Когда я сюда пришёл: «Батюшки, как это всё работает?!». Конечная цель у всех вроде бы ясная, но у каждого подразделения своя цель была неясна. Зачастую ставили себе диаметрально противоположные задачи. Это какой-то кошмар. Про командность работы — это были только слова. Цель же должна быть конкретная.

DSC00683-Улучшено-Ум. шума copy.jpg

Мы объехали все структурные подразделения, все подведы, больше 500 человек. И я рассказал о планах на 2026 год — что администрация будет делать: какие дороги, какие парки, какие фасады. Всё, что сейчас в повестке, донесли до людей. Донесли задачу всей команды администрации на год.

Это очень серьёзный разрыв на самом деле. Человек, пришедший в этом году в одно из управлений, не может понять, что происходит. Он не чувствует себя частью этой общности, что тут дела-то делаются большие на самом деле. Не его каждодневное, как на конвейере. Но другое дело, когда ты видишь концовку.

И вроде бы зашло, ребята рассказывают, что даже начали люди думать, как свои процессы преобразовать, чтобы быстрее к цели прийти. Это большое дело. Но мы в начале пути ещё.

— А хватает ли штата для всего этого?

— Очень хочется верить, что всё получится. Уровень зарплат не выдерживает конкуренции. Сейчас на предприятия оборонного кластера смотришь, там рабочие уже зарплату получают, как мои замы.

Нам не просто в этом отношении. Но я, действительно, в это верю. Когда верю, у меня загорается всё внутри. Работать в муниципалитете можно, и даже в некоторых случаях нужно. Если ты планируешь какую-то карьеру для себя делать, то лучше, чем познать жизнь, нет варианта, чем начинать работать в каком-нибудь управлении типа благоустройства и дорожного хозяйства.

Я приходил общаться со студентами, которые учатся на государственном и муниципальном управлении. Рассказывал им про горизонты возможностей, мы тогда пытались укомплектовать административную инспекцию Ижевска. Вот я им эту историю продавал, что, ребята, вы будете город знать, предпринимателей знать. Триста человек в зале было. Один пришёл. Представьте, целый вуз готовит специалистов на муниципальное управление, и ни один из них не хочет работать по профессии.

DSC00674-Улучшено-Ум.jpg

Это как история про рейтинги. Мы тут проводили большой социологический опрос в преддверии появления документа «Стратегия экономического развития Ижевска». Заморочились, людей науки привлекли. Огромное количество людей было опрошено.

Выяснилось, что мы не сильно оторвались от народа, хотя некоторые так не считают. Итог — дороги, благоустройство, общественный транспорт. А мы уже занимались дорогами, делали парки. Говоря об общественном транспорте, у нас очень мощная фаза, будут очень серьёзные перемены. Не могу пока всего рассказать, но и усиление ИжГЭТа, и отдельный проект с ИПОПАТом. Мы не ошиблись.

Но вот когда начали опрашивать молодёжь, там для меня была новость. Большинство отвечало, что любит Ижевск, считает себя его частью, но хочет отсюда уехать. Это страшная история на самом деле, это наши дети.

Не факт, что деревенские сюда приедут, а мы можем остаться без этого поколения, которое будет формировать те самые демографические истории.

— У вас должно появиться Управление по молодёжной политике, оно будет заниматься решением и этих вопросов?

— На него очень большие надежды я возлагаю. Мы вдохновились опытом Казани. Прочитали, что там больше ста заявок на должность начальника управления поступило. Решили, что тоже начальника управления будем выбирать по конкурсу.

Я не хотел бы, чтобы пришёл функционер опять. Очень бы хотелось свежей крови, чтобы это был человек из молодёжи, который бы перезагрузил всю эту тему.

У нас ещё в чём проблема заключается. Со школьниками понятна работа, а вот с ссузы и вузы — пока нет. Это большая масса людей, которые для нас «потеряны». Хочется очень заняться этой категорией людей, понять, что им интересно делать.

— Термы?

— Будут-будут, у нас несколько проектов. Юрий Бычков задал хороший тренд. История, конечно, уникальная. Горд отчасти тем, что мы к этому имели отношение. Последний банк, в котором я работал — Мособлбанк. Те термы, что были в «Италмасе», были построены на деньги Мособлбанка. Экономическая модель была прямо фантазийная. Никто не верил, что на мытье людей можно за год окупить проекты. Но это сработало, это опыт всех передовых регионов.

Запрос есть, и мы его точно реализуем. Вообще, инвестиционный портфель богат вот такими историями, именно инфраструктурными. Потому что бизнес охотно идёт в Ижевск.

DSC00677-Улучшено-Ум. шума copy (1).jpg

Помните, в 2023 году мы запустили проект «Фонд развития Ижевска». Крупный бизнес начал мечтать интересами города. Мы продали историю: «Мы от вас не хотим этих денег, чтобы залатать наши дыры». Это про мечты. Они за свои деньги заказали проекты фасадов и парков. Они купили для нас мечту и сами в эту мечту вошли. Вот высший пилотаж. Таким образом они входили в вечность.

Для меня это важно, ведь это про мировоззрение бизнеса. Если бы каждый так рассуждал! У меня есть мечта — каждый предприниматель, каждый гражданин свою какую-то частичку в общую матрицу вплетает. Это же другой город, уже совершенно другая история. И все довольны. Была же история про десятину.

— Но это было потому, что была община. Сейчас мы видим разобщённость. В вопросах инвестиций людям же надо объяснять — для чего это.

— Соглашусь. Не всегда у людей получается выстраивать в голове цепочку. Надо объяснять, вы правы. Это наша с вами совместная задача. Давайте в следующем году соберёмся, разберём и расскажем людям, для чего делаются все инвестиционные проекты.

Ведь предприниматели-инвесторы — люди открыты, всё понимают и хотят вместе с нами менять. Надо больше общаться. Нам этих коммуникаций и не хватает. У нас и с людьми не всегда получается, а уж с бизнесом.

А ведь много таких историй, которые надо уметь бизнесу продавать в плане развития города. Это уже про «купить вечность».

* * *

«Вы такие славные! Я вас так всех люблю и по отдельности, и всех вместе», — такими словами завершил встречу с редакцией «Сусанина» глава Ижевска Дмитрий Чистяков.

DSC00693-Улучшено-Ум. шума copy.jpg
1120
0