Закрыть

Бречалов и Бабушки

Селу Бураново за последние сто лет повезло как минимум трижды. Сначала в 1900 году, когда в здешний храм приехал настоятелем знаменитый удмуртский этнограф, писатель и просветитель Григорий Верещагин. За 27 лет, которые он провел здесь, Бураново стало настоящим духовным и культурным центром, где бывали лучшие представители удмуртской культуры начала века.
Второй раз Бураново повезло, когда в 80-е годы прошлого века в селе, несмотря на уже существовавший и одобренный «наверху» проект, передумали строить атомную электростанцию. Появись она здесь, Бураново, конечно, сейчас было бы совсем другим, и даже не селом, скорее всего. Но вряд ли что-то осталось бы от удивительной природы и самобытности этой части Удмуртии. А природа здесь поразительно красивая – сплошные холмы, покрытые лесами и заливными лугами.
Третья удача досталось Бураново, когда сюда переехала жить Ольга Туктарева – человек, кипучая энергия которого и помогла самодеятельному коллективу «Бурановские бабушки» обрести славу и всемирную известность. Именно под ее руководством «Бабушки» в 2012 году заняли второе место на конкурсе «Евровидение».
В Бураново мы приехали утром в субботу, 24 июня. Несмотря на ожидающийся визит нового руководителя Удмуртии, настроение здесь тоже царило субботнее – было на удивление спокойно. За пять лет неожиданной популярности своего села бурановцы, похоже, уже привыкли ко всему, и не сильно удивились бы, наверное, даже президенту.
 
Вокруг немноголюдно, только на скамеечке возле Бурановского дома культуры беседуют двое священников. В одном из них опознаю колоритного отца Михаила, служащего в восстановленном бурановском храме.
В это время с крылечка спускается одна участниц коллектива, Екатерина Семеновна Шкляева, и увидев фотоаппарат, привычно машет рукой.
Кто-то из бабушек,похоже, приехал на велосипеде
Мимо спешит куда-то глава сельского поселения Надежда Девятова, у которой я интересуюсь, о чем они будут спрашивать Александра Бречалова.
«Ну, главная проблема у нас – племзавод, хочется, чтобы решился этот вопрос. Это у нас головное предприятие, кроме него других больше нет», - говорит Девятова. У племзавода сейчас финансовые проблемы.
 
Бабушки в полном составе отыскиваются в фойе ДК - сидят себе в креслицах и совершенно никуда не торопятся. Нет только Ольги Туктаревой.
«Перепечи они делают, завершили уж, наверное, - степенно отвечает на мой вопрос Галина Николаевна Конева. - Пойдем, мила дочь, отведу тебя».
И ведет меня за руку до летней кухни, где возле печки хлопочут Ольга Николаевна с помощницами. Я иду и замираю от нежданной возможности снова почувствовать себя чьей-то внучкой.
Удивительно, насколько они привыкли уже быть всеобщими бабушками - может, именно за это тепло, которое они так щедро дарят каждому, их и любит столько людей?
Впрочем, идти недалеко, через пару минут я уже мучаю Ольгу Николаевну вопросами, которые она слышала примерно миллион раз.
- Вообще, в Бураново всегда жизнь кипела, - говорит Ольга Туктарева. - Оно было областным центром, одна из первых школ была открыта у нас, один из первых приходов, православие пришло сюда достаточно рано. А раз областной центр был, естественно, интеллигенция. Очень значимые фигуры здесь жили – Иоанн Васильев, Григорий Верещагин.
Рассказывает, как в 91 году переехала сюда жить и стала работать в сельском клубе – «замуж вышла, детей родила, все как у всех». Открыла при клубе детский театр, кружки.
- Коллектив был здесь и до меня. Бабушки приходили часа на два-три, пообщаться, ну и заодно попеть минут пятнадцать. А в 2008 году все стало разваливаться, совхоз наш пришел в упадок. Бабушки, обсудив, решили, что это оттого, что позволили разрушить после войны храм. Он хоть и закрытый стоял с 1927 года, но все равно все в него тайком ходили, через окно залезали. И вот поговорили мы о том, что хорошо бы спонсоров найти, восстановить храм, а буквально на следующий день мне на телефон звонок – одна местная компания пригласила нас спеть на их концерте, гонорар пообещали. Так и пошло».
Спрашиваю, что они хотят попросить у Александра Бречалова. «Просить не привыкли мы, - улыбается Ольга Николаевна. - Пусть человек отдохнет, посмотрит на нас».
 
Ровно в десять утра, как по часам, в воротах бурановского ДК появляется Александр Бречалов. С его появлением, как всегда, вокруг начинается кипучая активность. Его ведут показывать отремонтированный дом культуры, зал и музыкальные владения аккомпаниатора «Бурановских бабушек» Николая Зарбатова.
- Николай Григорьич на 30 инструментах играет! Саксофон вот недавно освоил, – рассказывают Бречалову. Тот в ответ обещает пополнить коллекцию бурановского мульти-инструменталиста своей гитарой.
 
Потом все отправляются в музей, созданный при ДК.
Большая часть экспозиции, конечно, посвящена бабушкам, но здесь собраны и старинные предметы быта, удмуртская одежда, украшения, книги. Осмотреть музей как следует мы не успеваем – на столе стынут перепечи.
 
За накрытым деревянным столом бабушки наконец начинают говорить о том, что их волнует.
 
- Нам бы бренд вернуть, или хотя бы запатентовать тот, что сейчас, - идет в наступление решительная Галина Конева.
История с брендом «Бурановские бабушки», который «увели» ушлые московские продюсеры, известна всем. И меня лично эта ситуация приводит в ярость. Как рассказала мне Ольга Туктарева, бывший продюсер коллектива не дает им гастролировать, регулярно угрожает судами. Из-за этого сейчас выступать бабушкам приходится с оглядкой и под другим названием - «Бабушки из Бураново» . Впрочем, тратить драгоценное время и энергию на суды с москвичами бабушки тоже не хотят.
- Вам никто мешать не будет и не может, мы займемся этим вопросом. Что касается возвращения бренда – посмотрим, что там по закону. Переговорим с той стороной. Во всяком случае, в Удмуртии вам никто никогда выступать не запретит, - обещает Александр Бречалов. - Еще, мне адресовали просьбу по автобусу, мы за вами на постоянной основе закрепим автобус, забрендируем его, чтобы вы могли ездить свободно на выступления.
- Нам бы еще фестиваль провести, - заходит с другого бока Галина Конева, имея ввиду бурановский этнофестиваль, который проводился раньше раз в два года. Пройти он успел только дважды – в 2013 и 2015 годах, а нынче о нем за заботами как-то подзабыли.
Александр Бречалов предлагает восстановить международный статус фестиваля, приурочить его к Герберу и помочь с организацией и финансами. Бабушки обещают подумать над организацией.
- А так у нас идеальные условия сейчас для жизни, после нашей победы на Евровидении в Бураново газ провели, воду нормально сделали, дороги, - говорит Ольга Туктарева. - Пусть в других селах также будет!
Александр Бречалов задумчиво пробует перепечи.
Концерт для гостя бабушки решили не устраивать, но одну песню все же исполнили – «Молитву» Булата Окуджавы.
 
Выходя, Александр Бречалов уже обнимался с бабушками как с родными. А они желали ему мудрости и терпения. И то, и другие новому руководителю Удмуртии понадобится наверняка.
 
После чаепития, фотографирования и объятий отправляемся на короткую экскурсию по селу. Александр Владимирович останавливается у памятника павшим в Великой отечественной войне жителям Бураново, возлагает цветы.
Памятник стоит на месте бывшего храма, того самого, что разрушили после войны. Когда стали восстанавливать, хотели поставить здание на прежнем месте. Но памятник оказался бурановцам так же дорог, как и церковь. В селе вообще на удивление бережно относятся к истории. Поэтому в итоге новый Свято-Троицкий храм решили перенести выше, почти на окраину села.
Мимо школы и жилых домов добираемся и до него. Здесь светло и очень уютно. Наталья Яковлевна Пугачева, самая старшая и самая маленькая участница коллектива, уже опередила всех и ставит свечку у иконы. Креститься и улыбается светло, как только она умеет.
Храм официально освящен и открыт, однако так и считается недостроенным.
- Года бы два-три еще, - вздыхая, улыбается Наталья Яковлевна. – Все доделаем.

 Источник: Facebook


* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

15184
0