Закрыть

Про психодизлептику повседневности



Я когда увидела его – остолбенела. Минут на пять. Бывает со мной такое. В голове — тупь, в глазах – туман, ноги — ватные. А челюсть сама собой уползла вниз. Ладно, улица пустынная. Как я могла раньше его не замечать! Все лето прогуливалась по этому маршруту и не фиксировала. Зелень и забор благородно скрывали психодизлептичную начинку. А тут, осенью, маскировка опала. Правда, была еще и весна. Возможно, дело не в листопаде.

Ну, согласитесь, трудно было не приметить эту фигуру. Она-же такая здоровая! Не говоря уже, что нелепая и серебряной краской окрашена. Не замечала. Как?

Было полное ощущение, что я сплю. В сновидениях тоже открываются новые ракурсы в привычном пейзаже. Словно пространство имеет складки, как на юбке-плиссе. И думаешь – вот оно что! И как же я раньше-то! Ведьуже был тут. Смутно догадывался, что за фасадом может что-то скрываться. И даже пытался пробиться туда. Очень хотелось. Ходил по кругу, блуждал, возвращался. Но не смог. Нечто не пускало, что-то останавливало. А тут оно само проявилось. И все становится понятно! Хотя ясности не добавляет. Скорее, рождает массу совершенно других вопросов.

Например, непонятно как сейчас-то сюда попал. И почему раньше не мог? И зачем это все? И на фига хотел-то!

Да, да! Часто накрывает разочарование. Не сразу, чуть после. Результат совершенно не оправдывает ожиданий. Предполагалось, что будет красиво и комфортно. Волнительно и познавательно. А тут — полная херь! Всякая тайна гораздо интереснее, пока она не раскрыта. Правда-правда! Законченность образа убивает любую привлекательность. Накатывает печаль. Зачем вообще искал ответа, шишки себе на лоб набивал. Нет бы, оставить некую недоделанность. Можно было бы из этого поиска сделать смысл жизни. Увериться, что ищешь нечто уникальное. Разглагольствовать про безграничность нашего сознания и красоту внутреннего мира. Написать книгу. Снять фильм.

Похоже, горе действительно от ума!

Ведь предполагалось, что за зеленью и забором будет тихий, уютный дворик. С песочницей, оранжевым солнцем, качелями, воздушными шариками, детским смехом и ощущением полной защищенности. Или человек на скамейке у подъезда, который вас любит, надеется и давно ждет. Да что там скромничать! Там должен быть священный храм правды с сосудом истины на алтаре мудрости!



А находишь железобетонного серебряного дядьку в грубой робе и перчатках. На ступенчатом необлицованном пьедестале из остатков производства строительных материалов. В стиле примитивно-штампованного соцреализма. Рядом с непонятной автомастерской, жестяным забором, разбитыми автомобилями и сломанными стульями. И все это в окружении луж, грязи и мусора человеческого происхождения.

Интересно, а ступеньки-то ему зачем? Тяжелый такой, что по утрам подняться с одного шага на свою дежурную тумбочку уже не может?

Понятно. Задолбался, поди, стоять на одном месте много лет подряд. Даже поза выдает настроение истукана. Теоретически он кричит «вира». Или «майна»! Вобщем, рабочий процесс строителя коммунизма, только жестами. Но на самом деле это нечто более экспрессивно-посылательное.

— А пошло всё на ***! Только покурить надумал, отдохнуть — так вы тут как тут! Не апостол Петр я. И даже не Петя! Надоели! Зачем ходите? Чего ищете? Нет храма правды здесь, и не было никогда! Твою-то мать! Какой алтарь мудрости в промзоне?

С реальностью, похоже, тоже так бывает. Не замечаем мы её. Только мечтаем, фантазируем, надеемся на прекрасное. Мол, вот-вот откроется нам нечто безумно изящное и чрезвычайно умное и страшно необходимое. Еще чуть-чуть и некая божественная амброзия сама польется к в рот. А потом бац — увидели. Что не в раю мы, а в полной заднице. И счастья нет, одни развалины. Побитые автомобили и останки стульев. То-то запашок у мечтаний был какой-то очень знакомый.

Все это очень напоминает поиски себя в процессе психотерапии. Надеялся достичь горных вершин, а пришел в преисподнюю. С чертями, котлами, слякотью и непонятными истуканами. Ужас какой! Кто бы мог подумать, что у меня распрекрасного внутри такой кошмар. И не забыть этот вид уже не получится. Второй раз проблему не вытеснишь.

Но почему мы решили, что нас обманули? Амброзия истины не обязательно бывает сладкой. Скорее наоборот – она всегда бывает горькой. Блуждание в потемках своей души — это неприятно. Больно. Противно. Особенно потому, что ты сам сей гнусный хлам в бездонный мешок подсознания спрятал. По разным причинам. И потом только кашлял рядом, не понимая почему.

Кстати это и называется – инсайт. Попадание внутрь. Или осознание. Катарсис. А еще озарение, изумление и внезапное понимание чего-то непонятного. Только зачастую почти без мыслей. Спонтанное серо-матовое отупение. С матом. Можно конечно и «эврика» орать. В голом состоянии. Там уж без разницы. Хотя чаще люди столбенеют. Описать в красках реально, но смысл постигнутого непередаваем. Это нечто очень личное и глубоко интимное. Ваше на всю толщу. Тысячи пройдут рядом и не поймут. Им это не важно, не нужно или несвоевременно.

Становится понятно, на сколько мы одиноки. Даже когда в компании самых близких и понимающих людей. Проникнуться соучастием способен лишь тот, кто сам пережил нечто подобное хотя бы раз. И то, весьма приблизительно, проникнуться. Как к факту аналогичного, но совсем другого переживания. Парадоксальное это явление — инсайт.

Можно прочитать сотню-другую самых умных трудов по психологии, философии, истории. Можно долго посещать психотерапевта и мучительно анализировать все подряд. Толку без вспышки озарения не будет. Хотя и без предварительной кропотливой работы её тоже не случится. Это как в сказке про прожорливую деревенскую деваху. Та наелась блином, а все семь пирогов до этого только предвосхищали сытость. И что послужит поводом — загадка.



Кстати, снимки психодизлептического памятника с окружением я делала уже после. Недели через две. При другой погоде и атмосфере. А эффект озарения вообще не передаваем. Я сама-то не очень поняла, что поняла тогда. И пост начала писать о чем-то другом. Только получилось, что про инсайт. Согласитесь, странно все это. Уверена, у вас все было или будет совсем иначе. При другом стечении обстоятельств и окружении. Точно объяснить вообще нельзя. Чем правильнее да тщательнее – тем дальше от того, что было.

Могу лишь сказать, что ощущение отсутствия мыслей и тупь в районе мозга — обычный признак. Интеллект только мешает. Новому необходимо пробиться сквозь толщу старого и привычного. Процесс нельзя запланировать. Чаще совершенно неожиданно. Это как подзатыльник. Или пинок по заднице. Кому что больше нравится. Самому себе от самого себя.

Ну, вобщем, вы поняли. Наверное. Надеюсь.

Источник: http://psycholog4u.ru/zhanie-sila/tvoyu-to-mathtml#more-3044

* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

1324
0