Закрыть

From China with death*

Про пандемию как побочный результат глобализации.

 —

За эту неделю в Москве было зафиксировано уже почти 30 тысяч новых случаев заражения короновирусом.

Не миновала и меня чаша сия.

Во мне распаковалась (я надеюсь) лайтовая версия, поэтому кроме отсутствия обоняния и сильного насморка на ранней стадии, никаких явных неудобств мне этот вирус пока не доставил.

Сегодня пандемия воспринимается как что-то новое, то, с чем человечество не сталкивалось раньше. Однако если посмотреть на историю этого самого человечества, то становится понятно, что подобные и даже более ужасающие пандемии терзают его на протяжении всей нашей эры. И хотя городские цивилизации, густонаселённые города и разветвлённые торговые империи существовали задолго до нашей эры, фатальным, с точки зрения распространения эпидемий стало установление постоянных прямых торговых связей между Европой и Китаем.

Упрощённо все случавшиеся в мире пандемии можно упаковать в одну формулу:

Зарождение в степях Монголии —> вспышка эпидемии в Китае —> по торговым путям и вместе с миграцией проникает в Европу —> разворачивается там в сокращающую экономику и основы государства пандемию, выкашивая значительную часть населения.

Антонинова чума

вторая половина II в. н.э.

Началась в Китае и через Египет и Ближний Восток попала в Европу.

В I-II веке до н.э. в Китае возникла и укрепилась Ханьская империя, просуществовавшая дольше всех других империй и ставшая одной из самых значимых в истории Китая. Китай проникает в Среднюю Азию, строит первый вариант Великой китайской стены и формирует первые зачатки шёлкового пути.

На другом конце Света в это время растёт и развивается Римская империя, к 100 году нашей эры владеющая обширными территориями от Британии до Иудеи. Римляне устанавливают постоянные торговые связи через Египет по морю с Индией и к 150 году н.э. проникают с посольством в Китай.

Китай же к тому времени уже сильно озабочен участившимися войнами с кочевниками, которые, видимо и заносят из степей Монголии эпидемию. Сейчас принято считать, что это была оспа.

Из Китая оспа двинулась по новым торговым путям сушей через Среднюю Азию и морем через Индию, Египет и Ближний Восток где и настигает легионы Рима. Эпидемия вспыхивает сначала на востоке империи, а затем добирается и до европейкой части. По свидетельствам современников в Риме тогда ежедневно умирало до 2 000 человек, сократив к концу вспышки тогдашнее население Италии на 5 млн жителей. Обезлюдели не только города и селения, сильно поредели и легионы Рима, которые были уже не в сила сдерживать напор германских племён с севера, рвущихся на опустевшие земли северных провинций. Эти процессы по сути стали началом массовой миграции, которая сильно смешала этнический состав империи, расшатала её устои и запустила процессы «переваривания» западной части Рима, завершившимся уже во время следующей пандемии.

Юстинианова чума

VI–VIII вв н.э.

Началась в Китае и через кочевников и торговые караваны проникла в Византию охватив почти весь цивилизованный мир того времени, став первой настоящей пандемией в истории человечества.

В середине первого века нашей эры Китай одержал ряд крупных побед над кочевой державой Хунну, что привело к тому, что часть кочевников откочевало далеко на запад, в Среднюю Азию. Вызванный этим манёвром эффект домино привёл к тому что одна орда приходила на земли другой вытесняя ту западнее и в конце концов, спустя 400 лет весь этот поток кочевников ворвался на просторы Европы, увлекая с собой иранские, славянские и германские племена и ударил по уже ослабленному к тому времени чехардой переворотов и войнами Риму.

Однако вторжение варваров на территорию западного Рима ещё не было концом всей империи, как обычно принято описывать эти события в учебниках. Восточная часть империи в следующие 100 лет развернула активную кампанию по собиранию земель обратно. Наибольшего успеха в этом достиг Император Юстиниан I и его генералы.

К середине VI в.н.э. Римская империя вернула себе территорию Италии, Северной Африки и юг Испании. Был восстановлен сам Рим. Налажены торговые связи как в Средиземноморье так и с Индией и Китаем через Египет.

И вновь, как и 400 лет назад по проторенным кочевниками и торговцами дорогам из Китая пришла новая эпидемия чумы, окончательно покончившая с Римской империей.

По свидетельствам современников в пик эпидемии в Константинополе ежедневно умирало от 5 до 10 тыс. человек, выкосив в итоге его 2/3 жителей. Всего же на Ближнем Востоке и в Средней Азии за следующие 100 лет периодических вспышек чума унесла более 60 млн человек и ещё около 25 млн человек в Европе.

Обезлюдевшие города, поредевшие войска сильно подкосили мощь Империи. На опустевшие земли, гонимые похолоданием климата, ринулись северные варвары. Лангобарды захватили Италию, авары и славяне вторглись на Балканы и дошли до самого Константинополя. С востока атаковала Персия, отвоевав Палестину и Египет. И хотя, в входе изнурительных войн Византия всё же смогла одолеть Персов плоды этой победы достались не им, а вышедшим с Аравийского полуострова арабам, которые молниеносно захватили всю территорию Сасадинской Персии, Палестину, Египет и Северную Африку. Таким образом Римская империя окончательно перестала существовать, сжавшись до Византии.

Чёрная смерть

пандемия чумы, терроризировавшая Европу с середины XIV в. вплоть до конца XIX в., вспыхивая большими эпидемиями в XVI и XVII вв. Началась в Китае и вместе с торговцами и ордами монголов попала через Крым в Европу.

Родившаяся в XIII веке Монгольская империя Чингисхана и его приемников стала величайшей по протяжённости империей за всю историю человечества.

Отойдя от набегов в XIII века, в веке XIV ожила торговля. Шёлковый путь теперь от начала и до конца находился в одной юрисдикции. Караваны больше никто не грабил. Промежуточных таможен больше не было. Товарообмен между Европой и Китаем, который именно при монголах оформился в своих современных границах, достиг небывалых объёмов.

Однако, вместе с товарами, купцами и крысами, в XIV веке в Европу из Китая проникла и эпидемия чумы, став большим ударом для Старого света и не отпускавшая его периодическими вспышками следующие 500 лет.

Только в ходе первых двух вспышек погибло около половины всех жителей Европы.

Помимо прочего, эта эпидемия запомнилась ещё и тем, что, хорошо знакомые с чумой у себя на родине, монголы активно использовали её как биологическое оружие, забрасывая туши заражённых животных в осаждаемые города и отравляя ими источники питьевой воды. Поэтому то, насколько эти периодические вспышки являются природным фактором остаётся под вопросом.

Последняя вспышка чумы разразилась в конце XIX века в Китае и к началу XX века охватила Америку и Старый свет. Однако к тому времени смертность от чумы была уже не такой ужасающей. Врачи смогли существенно снизить смертность и научились локализовать очаги заболевания. Но буквально параллельно с последней вспышкой чумы Китай, возможно, подарил миру новую, до селе не виданную пандемию, известную нам как Испанский грипп.

Испанский грипп

Пандемия гриппа 1918–1920 гг. Было заражено около 550 млн человек (или 30% всего населения мира), умерло по разам оценкам от 17 до 50 млн человек.

Первый зафиксированный случай вспышки испанки был зарегистрирован в США, на призывном пункте добровольцев, направлявшихся на фронты Первой мировой. Далее грипп приехал вместе с добровольцами в Европу и распространился по обе стороны фронта. Однако до политкорректная пресса воюющих стран долго «не замечала» начавшуюся эпидемию и лишь нейтральная Испания официально заявила о чрезвычайном положении, когда число заражённых достигло 8 млн жителей. Именно поэтому эта эпидемия и была названа Испанским гриппом.

Однако, в отличие от чумы, природные резервуары которой находятся в степях Монголии и северного Китая на китайский след появления этой пандемии гриппа указывают лишь косвенные данные. Сам Китай перенёс эту пандемию довольно легко, что указывает на наличие у населения иммунитета к этому штаму, а последующие в конце XX – начале XXI века вспышки птичьего и свиного гриппа в Китае позволили проследить аналогию и с испанкой.

Про бушующую сегодня пандемию короновируса я пояснять не буду, тут вы и так все всё знаете.

Однако вся эта история не про «плохой Китай» перманентно рождающий эпидемию за эпидемией. Китаю, просто не повезло. Рядом с природным резервуаром всех этих болезней находится например и Россия, но плотность населения и специфические понятия о гигиене, культуре питания и общественного устройства приводят к тому, что зараза в режиме эпидемии детонирует именно в сторону Китая. А налаженные торговые связи разносят затем эти болезни по всем миру возвращая их к нам, в районы граничащие с Монголией и Северным Китаем аж через США и Европу.

В общем, история, всем своим видом, как бы намекает нам, что эта пандемия точно не первая и к сожалению далеко не последняя. Так что грядущие 14 дней изоляции буду воспринимать как плату за блага глобализации.

Берегите себя, носите маску, мойте руки и соблюдайте социальную дистанцию.

И если уж любите айфон — полюбите и циклоферон.

*From China with death - Из Китая со смертью (англ.)

Источник

 

 

 


* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

16169
0