Закрыть

Выйти замуж за армянина

В третьем классе я очень хотела выйти замуж за Армянина. А все почему? Однажды в школьной библиотеке мне попалась книжка Геннадия Цыферова «15 республик, 15 сестер». Мне ее выдали, потому что нашему пионерскому звену нужно было подготовить выступление к школьному празднику.

Советские дети росли счастливыми: у них была огромная Родина. Одна на всех, с большой буквы. Ее гимн звучал рано утром в домашних радиоприемниках. Но главное, в этой Родине были все родные. Об этом пели песни большого Советского Союза.

Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья

В слове “мы” – сто тысяч “я”!

О том, что у людей бывают национальности, я в третьем классе не догадывалась. Национальность это про то, что мои друзья должны быть другими, чужими что ли, непохожими на тебя. А так не хочется, чтобы друзья были чужими.

Конечно, все мы были из разных семей. Мы даже ели разную еду по праздникам. Вон, у Ленки Набель абийка угощала нас балишом и все время подкладывала кусочки в тарелки. Прежде чем посадить нас за стол, шептала что - то. Абийка носила бархатные платья и платок распускала сзади, как невеста. Моя бабушка была другой. Она нас тоже кормила вкусно, но пекла не балиш, а шаньги и перепечи. И платок завязывала сзади, там, где у нее была гребенка. Эти бабушки были привычно рядом.

В книжке все сестры - республики были красавицами. На картинках каждая из них была одета на свой манер. Больше всех мне понравилась Армения. У нее было роскошное длинное платье с поясом, четыре черные косы, две спереди, две сзади и фата.

В то время Кавказ у нас ассоциировался с песнями Нани Брегвадзе и Вахтанга Кикабидзе. Еще были на базаре странные люди, которых называли кавказцами. У них на прилавках грудились орехи, гранаты, сухофрукты, а по праздникам в ведрах стояли гвоздики. Они были смуглолицые, черноволосые, носили большие кепки, золотые зубы и усы. Их считали чужаками.

А вот кавказские танцы любили все. Особенно лезгинку. Это было чудо! Когда показывали концерт какого - то ансамбля по телевизору, оторваться было невозможно. Танцоры - мужчины подскакивали,  как кузнечики, крутили кинжалами и саблями, кричали «Асса!» так, что хотелось от восторга прыгать вместе с ними. И тут, когда как будто мужчины уставали, к ним выходили красавицы в белоснежных платьях. Они выплывали как лебеди, не поднимая глаз несли себя гордо, а потом кружились в каком - то завораживающем ритме.

Слова Армянин и Армянка мне очень понравились. Я верила, что это не название национальности, а имена. Еще мне нравились слова Ереван и Арарат.

Я представляла себе, что если выйти замуж за Армянина, то меня будут звать Армянка. Главное, я надену это чудесное нарядное платье.

Мне ведь как казалось? Вот я выйду во двор в длинном платье, и все будут из окон смотреть. А я крикну: «Армянин, выходи гулять!» И он помчится ко мне, перескакивая через ступеньки. А потом мы возьмёмся за руки и пойдем по Еревану туда, в сторону Арарата. Там на белоснежной вершине мы будем танцевать лезгинку. Он крикнет «Асса!», а я буду кружиться, не поднимая глаз. А потом мы сядем и будем вместе есть виноград. Потому что только там, на горе Арарат, спеет красный виноград. Счастье же?

Мне исполнилось 20 лет, когда я увидела другую Армению. 7 декабря, 1988 года, в мой день рождения два города Спитак и Ленинакан разрушило землетрясение. Красавица сестра из детской книжки превратилась в беспомощную, морщинистую старуху.

Не было лезгинки, вместо нее тихо пел дудук. Жалобно так, потому что было много горя. Я увидела людей, которые не знали, что делать. Они грелись у костров, молчали. Они не знали, как достать родных из под завалов, как хоронить. Они вообще не знали, как жить дальше. «Господи, за что им это?» - говорили взрослые.

Что делать, знали другие республики. Моя большая страна откликнулась сразу. Из разных уголков страны шли эшелоны, машины. Жители двух маленьких армянских городов обнимали тех, кто им помогал.

Прошло время, и красавиц сестёр из моей детской книжки стали учить жить отдельно и даже быть врагами...

Армяне в моей жизни все таки есть. Это мои ученики. Как ветки лозы винограда переплелись наши Мурадяны, Оганезовы, Пароняны.

В детстве их детей снова нет национальности, потому что друзья всегда родные. И моя большая Родина не кончается.

P.S. На фотографиях та самая книжка, и я маленькая,  украшаю собой предгорья Кавказа. А сегодня, между прочим, Армения празднует день независимости.

Источник

 

 

 


* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

12261
0