Закрыть

Ils ont Charlie. А мы теперь кто?

Совсем недавно очередные радио-эксперты определяли "слова 2014 года". Неплохой, кстати, выдали набор: Олимпиада, крымнаш, санкции. Сильные слова, неоднозначные, со слоями интерпретаций - вполне под стать уходящему году, в чем-то великому, во чем-то ужасному, а моментами - лишь предвестнику чего-то еще более великого или ужасного. А вот первое "слово 2015 года" уже есть, никакие эксперты не нужны. Весь цивилизованный мир сейчас - Шарли. 

JeSuisCharlie-main

Шарли - новый символ европейской цивилизации, символ свободы, творчества, радости, нонконформизма. Je suis Charlie, конечно. Потому что я хочу жить в мире свободы: мысли, совести, слова, творчества, вероисповедания или его отсутствия. И для меня становится шоком, когда государственный комментатор на государственном канале видит французских биатлонистов с плакатом Je suis Charlie и не стесняется брякнуть в эфир: "Не понимаю, что это такое". А на следующий день настигает контрольным шоком осознание того, что в приличном на первый взгляд вузе, где я собрался было обсудить с коллегами последствия французской трагедии, 90 процентов людей оказались не в курсе случившегося.

Увы, мы - не Шарли. "Богатыри не мы" (с), и сегодня это ясно как никогда. Россия не может стать сегодня частью цивилизованного мира - потому что не хочет. Потому что большинству из нас совершенно наплевать, что происходит на соседней улице, не говоря уже о том, что происходит в соседней стране. Большинство из нас разучилось воспринимать информацию за пределами "Пусть говорят", "Давай поженимся" и "Дома-2". Если новость не про нас или ее не повторили сто раз - она не задерживается в сознании. Расстреляли каких-то французов? Ну и шут с ними, у нас вон кризис на дворе. 

Смысл кризиса - не в падении курса рубля, а в изоляции России от мирового сообщества. Шарли, слово, которое у нас не понимают 90 процентов населения, - явственное свидетельство того, что изоляция эта не экономическая. Она культурная, интеллектуальная, мировоззренческая. Мировое сообщество и в особенности европейская цивилизация с ее либеральными ценностями нужны в России категорическому меньшинству людей. Настолько меньшинству, что им проще закапсулироваться или вовсе уехать, чем пытаться куда-то вести упирающееся и агрессивное большинство.

Кто мы? Зачем мы? Вопросы для каждого и для страны в целом. И не так важно даже, каким будет ответ. Лишь бы он был. Беда ведь не в инаковости, беда в равнодушии, в холодности, в слепоте. Не зазорно быть Иванами, зазорно не знать о Шарли. Впрочем, это я опять с позиции категорического меньшинства... Надеюсь, что кто-то хотя бы отыщет в гугле, что такое Charlie Hebdo.

Источник: ЖЖ


* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

9299
8