Был сегодня в Ивановском политехе, где разговаривали со студентами факультетов архитектуры и текстильного дизайна о наследии авангарда, модернизма в целом и о том, что с этим наследием им делать сейчас.
Иваново, напомню, город рождённый в эпоху торжества модернистского(2) подхода в архитектуре, дизайне и остальной жизни.
В контексте этого разговора снова подумал про «русский дизайн» и про то, что смущает меня в текущем дискурсе на эту тему. А дискурс этот, надо заметить, почти полностью постмодернистский(3) и от того не имеющий какого либо итога кроме бесконечной рефлексии прошлого опыта.
Причём даже сам запрос на формулирование «русского» дизайна по сути своей порождение постмодерна, то есть ностальгия по утерянной основе и попытки переварить и синтезировать (попутная иронизируя и играя стилями) весь накопленный опыт предыдущих столетий.
Из зафиксированных «подходов к снаряду» можно выделить три основных концепта по принципу отсылок ко временной рамке поисков основания:
- Классицизм(1) (и романтизм как частный его случай). поиск сути, духа и формы в народных традициях и их отражении в классической русской культуре дореволюционной или даже древней России.
- Модернизм. поиск формы и стиля в наследии авангарда, супрематизма и других модернистских течений в архитектуре, дизайне и культуре России (и мира) начала ХХ века.
- Неоклассицизм. поиск духа и стиля в классической европейской культуре отразившейся в брутализме, монументальности и соцреализме средины прошлого века.
В дополнение к предыдущим можно выделить ещё два подхода по принципу конструирования эстетики:
- Постмодерн. попытка синтезировать три основных временных концепта в крепко замешанный китч, который можно с натяжкой назвать концептом в силу его максимальной размытости и потому невозможности определить, что же во всём этом «русское» и «дизайн», но который берёт широтой распространения в современном массмедиа.
- Метамодерн(4). Выкидыш постмодерна. По форме подхода к снаряду являющийся постмодернистским, то есть вдохновляющемся и переваривающим наследие, но в качестве фокуса и символической рамки берущий за основу главного антагониста постмодерна — модернизм, с его идейностью и диктатом. При этом, в отличии от модернизма, метамодерн паразитируя на его эстетике, в лучших традициях постмодерна осовременивает эту эстетику, но упорно уходит от формирования образа будущего и какого-либо внятного сообщения.
При этом надо заметить, что все эти 3+2 подхода по принципу возникновения и методам формирования — постмодернистские, то есть обращённые в прошлое, изучающие и копирующие наследие, формирующие новые образы из составных частей старого, при этом полностью отвергающие символизм и идеализм классики и формирование и пропаганду образа будущего модернизма.
Кроме того, все эти концепты разбалансирование между собой относительно насыщенности «русскости» (отсылки к культурным особенностям) и «дизайна» (функциональной практичности и широкой применимости метода проекирования) внутри каждого из них.
(насыщенность и соотношение русскость/дизайн)
Романтизм +++/+
Модернизм +/+++
Неоклассицизм +/+
Постмодернизм +/+
Метамодернизм ++/++
Теперь о том основном моменте в этом поиске стиля, который меня больше всего смущает.
Одним из основных мотивов поиска основания и эстетической рамки русского дизайна как правило декларируется необходимость понимания эстетики и принципов конструирования новых объектов и образов.
Иными словами, русские дизайнеры устали от постмодернистской рефлексии на современный интернациональный дизайн и бесконечного копирования и хотят найти собственное основание, опору, рамку, эстетику. Кто-то хочет этого в надежде найти ответы на накопившиеся вопросы про «что такое хорошо и что такое плохо», кто-то как культурную самоидентификацию и дополнительную ценность своей работы.
Таким образом, по сути своей этот запрос, скорее модернистский, обращённый в будущее в поиск пути, по которому следует туда идти в профессиональном и эстетическом плане.
При этом формат поиска пути остаётся постмодернистским, характерным для всего современного культурного и социального дискурса и не имеющим никаких предпосылок к формированию этого самого искомого образа будущего.
Все текущие попытки подхода к теме «русского дизайна» так или иначе отвечают на то, насколько «русской» или «дизайновой» была та или иная эпоха в прошлом, но совсем не отвечает на вопрос, каким образом строить новую новую эстетику и этику будущего.
Выход из этого смыслового клинча может таиться в опыте модернизма. Тогда, напомню, в ситуации общего кризиса старого мира решающую роль сыграло трио «творца, учёного и рабочего», в котором смысло- и формообразующую роль сыграли именно «творцы», собрав в предмете и образе новый мир, отринув условности старого и на десятилетия предопределив социальный и культурный вектор развития современной цивилизации и России в частности.
Но такой вариант развития событий возможен прежде всего тогда, когда творцы (в широком смысле этого слова от дизайнера/архитектора/программиста/и тд производящего, до хипстера/блогера/певца/и тд ретранслирующего) перейдут из сервисной роли в роль субъектную (перестанут быть сервисом на производстве и станут производить конечный продукт сами). Не все конечно, но в необходимой концентрации для формирования общественного запроса на новую социальную, политическую и экономическую модель будущего.
Правда всё это может быть выходом, только если этот выход на самом деле ищется и нужен.
Если же все эти поиски являются лишь постмодернистской сентиментальностью и рефлексией на «наследие отцов и дедов» в попытке укрыться в тени былых империй во время шторма истории, то тогда всё это лишь поиск ради поиска и никакого выхода из этого быть не может по определению.
—
(1) Классика — систематизация, фокус на прошлом, догмат традиций и поиск изначального эталона. Элитарность и ограничение в создании образцов культуры и доступа к ним.
(2) Модернизм — отрицание классики, фокус на будущее, догмат идей прогресса во всех сферах жизни. Равноправие в доступе к культуре и профессионализация процессов её создания.
(3) Постмодернизм — отрицание модернизма, фокус на личность и индивидуальность, отказ от догмата чего либо, сентиментальность к наследию прошлого и ирония над ним. Массовый доступ к созданию культуры.
(4) Метамодернизм — обращение к основам модернизма с помощью методов постмодерна. Поиск эстетических и ценностных ориентиров в модернизме без развития этих установок в проекцию будущего и универсализма их применения ко всем сферам жизни.
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.