Закрыть

Хроники Амбера. НеЖелязны.

Я - ижевчанин. Скажу больше. Я - коренной ижевчанин.
Я родился в этом городе. Вырос на улицах этого города. Учился. Влюблялся. Мучался размышлениями и сомнениями. Мечтал. Надеялся. Разочаровывался. Ждал. Грустил. Радовался. И еще Бог весть чего делал. И все это вместе с этим городом - Ижевском.
И мне не в чем упрекнуть мой город. Он дал мне то, что мог дать. Ни каплей меньше. Ни грамма больше. И отворачиваться от него, стоя на пороге с брезгливо перекошенным лицом и с чемоданом наперевес, для меня так же низко, как унизить своих родителей упреками в том, что они не похожи на таких добрых, красивых, обеспеченных и справедливых "папу-маму как в том кино". Да, мы все рано или поздно уходим из родительского дома. Вопрос лишь в том, продолжим и приумножим ли мы то, чего добились наши родители. Или просто не оглядываясь перечеркнем все, что было до нас, и в очередной раз "мы свой, мы новый мир построим", но не здесь.
Но мысли мои сейчас не о родительской участи, которая редко бывает справедливой.
Уже много раз в своей жизни я возвращался в этот город. Возвращался из коротких деловых поездок, быстротечных отпусков, длинных каникул и наверное еще откуда-нибудь. Я приезжал в этот город и всегда краем сознания радовался от мысли, что он все такой-же. Я же не мог похвастаться тем, что не изменился за время своего отсутствия. Ведь каждый раз, покидая Ижевск, я получал где-то там что-то новое для себя, что меняло меня в той или иной степени.
Я менялся. А он - нет. Как родительский дом, где все так же, как было тогда, когда Дед Мороз, новогодняя ёлка, под которой утром долгожданный подарок.
Вот и сегодня, вернувшись в очередной раз из очень дальних стран в свой город, я решил прогуляться по его улицам, как делал уже много раз в своей жизни. Но в этот раз что-то совсем немного, но изменилось в том, каким я увидел Ижевск.

Изменилось то, что я вновь увидел, что город не изменился.

Нет, я не ожидал, что за месяц моего отсутствия, Ижевск вдруг превратится в совершенно другой город, улицы изменять свои направления, а центральная площадь трансформируется в тропический парк. Мой взгляд отчаянно цеплялся за каждую деталь столь привычного за многие годы городского пейзажа в тщетном поиске чего-то такого, от чего веяло бы современностью, амбициями, будущим, мечтой, воплощающейся в настоящем. Но все четче формировалось понимание, что то, что я вижу сейчас, и то, что можно увидеть в кинохронике 70-80-х годов - это практически одна картинка. Один и тот же силуэт.
Ни рвущих небо высоток. Ни футуристических очертаний храмов нео-науки. Ни хайтековского шарма спортивных арен. Ни манящего блеска огней храмов культуры и музыки.

Даже одного.

Безамбициозность.

Я смотрел на город не глазами зрелого мужчины с солидным жизненным опытом за спиной, который в состоянии оценить и доступность детских садов, школ, больниц, и близость к месту работы, достижимом комфортным общественным транспортом в любую погоду, и даже приемлемость стоимости квадратного метра жилья. Я смотрел на него глазами восемнадцатилетнего юноши, перед которым стоит вопрос выбора и самоопределения. Ведь этот юноша, так же как и я сейчас, в какой-то момент тоже осознает, что видит этот город в точности таким же, каким его видели его мать и отец, и дед с бабушкой тоже. И он тоже походкой отчаяния будет метаться по улицам города в попытке найти хоть что-то, что сможет рассказать ему о его собственном будущем, и даже пообещать парню это будущее. Но он не найдет. Он купит билет на поезд. И уедет туда, где перемены, где ажур хайтека и амбиции небоскребов соседствуют с уютными кафешками в старых домах, и тихие зеленые улочки пересекаются с широкими просторными проспектами.
Юноша конечно же вернется потом. Вернется, чтобы навестить своих родителей. Вспомнить детство. И даже полечить зубы, ведь ТАМ это гораздо дороже. А потом уедет. Там теперь дом.

Мы же научились уже находить самые убедительные аргументы в пользу своей неспособности на амбиции. Тут и особенности глинистой почвы. И отсутствие пожарных лестниц нужной длинны. И неказистая конъюктура рынка с покупательской способностью и сопливым инвестиционным климатом. И прочая нецелесообразность, нерентабельность и негармоничность. "Что вы там нафантазировали?!" - возмущаемся мы, заглядывая на эскизы центральной площади в исполнении пришлых британцев. "Давайте мыслить реалиями!" - выдаем мы следующую фразу. "Зачем вы это строите?! Это закроет нам вид на виды из окна!!!" "Не смейте менять это! Тут еще наши прадеды с прабабушками гуляли!! Оставьте как было!!!".

А какие они, реалии?

Покажите мне пальчиком на такое место в Ижевске, стоя на котором начинаешь видеть будущее города, свое собственное будущее в нем, будущее своих детей.

Может быть это здание межвузовской библиотеки, где по задумке родом из прошлого века должно коваться будущее республики и страны? Или Свято-Михайловский собор, глядя на который задумываешься не о вечности души, а о том, что вновь ощущаешь, что хочешь быть космонавтом? Хотя, вероятно, таким местом станет отреставрированный театр оперы и балета. Или "ултрасовременный" бизнес-центр "Найди" в купе с прочей бизнес-эклектикой на Карла Маркса ? Где захватывает дух от амбициозности проекта и заставляет думать о прекрасном далеке? Не знаю. У меня перед глазами сорок лет этого города, а я до сих пор не знаю.

Но все не так безнадежно, как кажется на первый взгляд. Ведь есть немало мест, где амбиции наших чиновников и бизнесменов, то бишь право имеющих, плещут, не зная краев. Вы увидите этих людей совсем под иным углом, когда узрите, на что они способны в своих биатлонах, докшах, завьяловых и прочих прикамских далях. Это городу безликие душные коробочки вставок бизнес-центров, потому что это хоть как-то, но можно еще продать. Многоэтажки-монолитки эконом-класса. Ведь только на них и есть более или менее массовый спрос. Похожие на огромные хлевы здания торговых центров. Они окупают вложения, ну или просто надежно защищают бабло от инфляции. И ресторанчики в зданиях бывших НИИ, чиновьичьих конотор или просто магазинов советского прошлого. Так быстрее окупается. Все подчинено здравому смыслу и простейшим механизмам коммерции. А безбашенные амбиции - они на гектарах пригородных земель за глухими заборами отборного красного кирпича. Для себя и для друзей.

Иногда я даже ловлю себя на мысли, что жестоко ошибаюсь, полагая, что истории расцвета городов начинались не с амбициозных, зачастую, нереальных проектов: торговых, промышленных, транспортых, научных, образовательных, культурных. Как история того же Ижевска и железоделательного завода. А с неказистых бизнес-центров, торговых молов в миниатюре и бесконечного латания достижений прошлых веков.

Сгущаю краски? Крашу мир в черно-белый? Не суть. Ведь с каждым поездом, уносящим от нас очередную партию юных уроженцев Ижевска, стремящихся изменить свою жизнь там, где все вокруг говорит о переменах, о будущем, о мечте. Тех, кто способен менять себя, а значит, способен научиться менять и окружающую их действительность. Тех, кто не смог увидеть своего будщего на вечных в своем облике улицах Ижевска. Пока они уезжают, я все чаще думаю о незавидной участи мухи в янтаре.

Ведь янтарь так красив. И даже муха его не портит.


ЗЫ. Коммент для слабонервных. Пост писался по принципу "нет лучше способа заставить хоть кого-нибудь бросить курить, чем ткнуть его носом в съеденые раком коричневые легкие курильщика с богатым стажем". Хотя вполне вероятно, что эти легкие принадлежали при жизни милейшему и симпатичнейшему человеку. Пока они не загнали этого милашку в гроб, а себя в банку с формалином.

 

Продолжим смиренно штопать город, утирая скупую слезу над кадрами кинохроники прошлого века?

Источник: ЖЖ


* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

3602
0