Закрыть

К празднику

4 ноября мы отмечаем День народного единства России. Возьму на себя смелость напомнить историю этого праздника. В конце октября по старому стилю - начале ноября по новому 1612 года Второе ополчение под предводительством Нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского взяли штурмом Китай-город, а потом вынудили капитулировать польский гарнизон оккупационных войск Речи Посполитой, который на тот момент засел в Московском Кремле.
С этого времени принято считать окончание Смуты и начало возрождения Российского Государства с новой династией самодержцев Романовых.
 
Если у кого есть желание более подробно прочитать о перепетиях того времени, советую прочитать книгу Бориса Акунина из цикла «История Российского государства Том IV. Семнадцатый век. Между Европой и Азией».
Дата 4 ноября, на мой и многих взгляд, выбрана как наиболее близкая к дате 7 ноября, в которую несколько десятков лет люди, которые жили в СССР, а потом и в Российской Федерации привыкли праздновать День Великой Октябрьской Социалистической Революции.
 
Пусть так, но это несколько не умаляет тех событий 1612 года, когда страна была на грани исчезновения и могла легко превратиться либо в провинцию Речи Посполитой, либо в протекторат Швеции, с полной потерей независимости. Помешало этому, по мнению большинства ученых, удивительная способность русского народа в тяжелые и невыносимые времена к самоорганизации, самопожертвованию и героизму. За примерами далеко ходить не надо, и перечислять я их не буду.

Иван Сусанин

Мне бы хотелось напомнить лишь о небольшом эпизоде того времени - подвиге Ивана Сусанина - и своем детском восприятии его непосредственно, так сказать, с места событий. Каноническая версия подвига, насколько я помню такова.
 
Польский отряд был направлен на поиски Михаила Романова – основателя династии, не помню, выбранного к тому времени уже царем или нет (в Вики на протяжении написания всего поста принципиально заглядывать не буду, а Акунина читал в аудиокниге, поэтому долго искать требуемый отрывок). В качестве проводника ими был взят простой крестьянин из-под Костромы, который специально завел их в лесные болота, принял мучительную смерть, но и отряд поляков погиб, не найдя Михаила.
Сразу оговорюсь, что в детстве эту версию я принял сразу, потому что, собирая грибы в Костромских лесах, даже в двадцати километров от города и километре от дачи дяди заблудиться там - раз плюнуть, леса темные, непролазные, с буреломом, оврагами и болотами. Также в легенде говорится, что прятался Михаил Романов в Ипатевском монастыре и поляки знали об этом и шли именно туда. Этого я, напротив, не понимал. Монастырь стоит на другом берегу Волги почти напротив Костромы чуть выше по течению, и чего его искать - непонятно.
 
Еще была какая-то странная история с памятником Сусанину, поставленному в центре Костромы. Бабушка Шура и ее родная сестра бабушка Фиса рассказывали, что после революции (вот ведь как история веселится – 4 ноября, день окончания Смуты с одним из главных героев Сусаниным, заменяет 7 ноября, день революции, которая по мнению многих символизирует начало другой Смуты) памятник Сусанину в Костроме снесли, а потом, уже после войны, решили восстановить, но эскизов и фото не осталось, даже спрашивали у местных жителей хотя бы устных описаний. И не восстановили, а вновь воздвигли. Бабушки были очень критично к этому памятнику настроены, говорили, что в старом памятнике Сусанин был изображен маленьким, сухоньким, благообразным старичком, а поставили огромного богатыря. И правда, памятник который я много раз видел, гуляя по центральному парку города, был изображен в виде огромного богатыря в косоворотке и плаще, с лицом, больше подходящем Илье Муромцу (а сейчас я все-таки для наглядности попытаюсь найти фото того и другого). Одна минута — и...
 
Вот которого видел я:
Памятник Ивану Сусанину
 
А вот памятник, фото и эскизы которого не могли, по словам моих бабушек, найти советские власти, а я нашел после первого запроса в поисковике вместе с фото нынешнего памятника. Открыт, опять насколько помню я, он был к приезду Императора Николая Второго, в честь 300-летия династии, в Кострому и Ипатевский монастырь:
 
Возможно, что представители власти и «темнили», что не могли найти эскизы и фото памятника. Хотя, на мой взгляд, посыл памятников абсолютно одинаков. Если на современном написано «Ивану Сусанину. Патриоту», то разрушенный памятник тоже несет эту же идею. Ведь не мальчишку же Романова он защищал, а через него - всю идею Русского государства.
 
Современные историки сомневаются в подлинности канонической легенды. Мол, откуда взяться крупному польскому отряду в глубине России, когда на тот момент их и из западных областей выбили. Скорее всего, это был отряд разбойников и, вполне может быть, русских из противоборствующего лагеря, Сусанин же не простой крестьянин, а староста. Михаил прятался не в монастыре, а у себя в глухом имении, и Сусанин под пытками, хотя и как староста должен был знать, не выдал место нахождение будущего царя. Все это, конечно же, никоим образом не умаляет подвиг русского человека Ивана Сусанина и всего русского народа в те страшные времена. И поэтому выбор даты 4 ноября для меня более чем символичен, даже если при ее выборе власти руководствовались иными мотивами и умозаключениями. Таких дат, когда решалась судьба страны, на протяжении всей истории России было не так много (Куликовская битва, 1612 год, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война) и каждый, заметьте, раз только когда весь народ объединялся и действовал в интересах страны, а не личной выгоды и безопасности, мы побеждали — и, напротив, когда этого не удавалось достичь (Нашествие Хана Батыя на Русь, Смута, Гражданская война), мы теряли страну. Когда уже мы выучим этот урок?
С наступающим Праздником народного единства!!! 

* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

6536
0