Закрыть

Памятное. О трагедии с детьми в ХМАО

Памятное. В связи с гибелью детей под Ханты-Мансийском. 
Единственный в моей практике случай участия в "ликвидации последствий масштабного чп" почти аналогичен трагедии в ХМАО. 
Тогда, в 2008 кажется, в Удмуртии под Воткинском погибла команда из пяти или шести мальчиков-дзюдоистов. 10-11-12 лет. Тоже выходные, также вылет на встречку, столкновение с более мощным автомобилем (там внедорожник был, помнится), тоже мгновенная гибель на месте от чудовищной силы удара. Тренер, который транспортировал детей на своем личном автомобиле до Чайковского, погиб вместе со своими подопечными, только часа через полтора после ДТП.
Официально тогда обвинили во всем водителя, он же погибший тренер. Мол, повез самовольно, на неприспособленном для перевозки детей транспортном средстве, без сопровождения милиции, без опознавательных знаков и так далее. Просто и понятно, да и с мертвого какой спрос. 
Тренеру самому было 25 всего. Мальчишка. У него осталась пожилая мать, вырастившая его в одиночку. 
В кулуарах-то коллеги, педагоги школ и просто родители других юных спортсменов, вполне резонно рассуждали, что мол все так возят. Без автобуса, без сопровождения, на свой страх и риск, потому как автобусов не дождешься, финансирование в основном из родительского кармана, у милиции же куча заморочек бюрократических, лишь бы не везти. Без соревнований же у ребят ни разрядов не повысишь, ни даже самые одаренные таланты на всероссийский уровень не протолкнешь, не говоря уже про то, что общение у детей, азарт, стремление к новым высотам. Вот как тут быть? Или ты рискуешь, в нарушение всего, или никакой тренерской работы не ведешь, так, сибурде одно. 
Но официальным лицам и телевизионщикам виднее, не так ли!?
В ХМАО опять обвиняют водителя и тренеров, хотя и автобус соответствующий был, и водитель более опытный - результат даже более трагичен.
На второй день опознания тел погибших ижевских дзюдоистов, в ожидании родителей, мы сидели в аудитории для студентов при судебном морге. Сидели и смотрели телевизор. В окружении рюкзачков погибших детей. По центральным каналам телевизионщики бодро рапортовали о страшном ДТП в Удмуртии и о том, как все это произошло, даже компьютерную симуляцию аварии показывали. Ладно тел погибших не засняли, ума тогда уже хватало. 
На самом же деле ясности не было вообще. Хаос из событий и фактов. 
Не понятно, почему на соревнования ехало две машины, а детей всех посадили в одну. Почему один из водил угнал далеко вперед и ничего не видел. Как водитель-тренер оказался на встречке и кто в кого влетел - все только со слов выживших из внедорожника. Самое печальное - было неясно, кто погиб и кто из тел погибших детей кто, пусть приблизительно!! Потому что тела погибших, изуродованные травмами до неузнаваемости, были в Ижевске, а их документы (свидетельства о рождении) в милиции г.Воткинска. Дтп-то произошло на их территории. 
Родителей в морг вызывали чисто гипотетически, на авось, по фамилиям из списка участников, устно указанным вторым тренером. Заключения о смерти судмедэксперты выдавали с нарушением, без свидетельств, чисто по результатам опознания. 
Похороны - вообще отдельный разговор. 
Все ясно и четко было только у журналистов по телевизору. Освещение таких трагедий дает рейтинг, увеличивает просмотры. Доходы от рекламы опять же. 
Из процедуры "борьбы с последствиями" помню странное чувство .. Не собственной беспомощности, нет, острая реакция горя после гибели близких была знакома и лично и по работе, скорее это было ощущение бессмысленности слов. Вот сидит рядом со мной мать погибшего ребенка. Ударника, спортсмена, да и просто 11-летнего пацаненка. Еще утром он был жив, абсолютно здоров, весел, радостно возбужден в предвкушении поездки, а уже к обеду - мертв. И это она, лично, именно своими руками, собирала его сумку в дорогу. Дорогу, которая оказалась дорогой к смерти. Как понять её чувства? Что может быть в её голове? Что можно сказать ей в утешение? Да и нужно ли говорить что-либо....
Меньше всего ей нужны скорбные мины вокруг, шумиха по телевизору, рукопожатия чиновников на похоронах, траурные ленточки на портрете ребенка, слова вымученного сочувствия в последней речи у гроба, цветы со свечками, плакаты, игрушки. Вся эта шумиха раздражает. 
Вы не понимаете, вы не потеряли, вы не собирали дите во вселенную смерти... 
Очень часто родители погибших детей испытывают даже злость к выжившим. Их можно понять..Больше всего такие родители хотят не вашего сочувствия по поводу ситуации, а того, чтобы этого не было. Совсем. 
На самом деле любой родитель погибшего ребенка жаждет чуда. Чуда, что их ребенок таки жив. По ошибке оставлен где-то на соревнованиях или в туалете на станции пересадки, убежал, отстал от группы и так далее. Потерялся и выжил. Чуда, что кто-то может повернуть время вспять и тогда можно будет все предотвратить, предупредить, задержать, не пустить, загородить, вытащить за шкирку... Знаете, нечто вроде волшебной палочки, машины или маховика времени..
Им нужно чудо, чтобы вернуть ребенка к жизни, все остальное не важно! Это форма психологической защиты по типу вытеснения. Она естественна и необходима, иначе многим просто не справиться, иначе психоз. А тут вы со своими репортажами, деталями, компьютерной симуляцией и прочим.. Соль на рану.. 
Не можете сотворить чуда - лучше помолчать, а не демонстрировать сердобольность души своей. Все ваши цветы, свечки, игрушки - это все надо только вам! С тревогой справиться, с собственным страхом смерти совладать, чувство вины выжившего сгладить. Ну и полюбоваться собой таким отзывчивым - куда без этого..
А лучше бы все-таки помолчать...

Источник: Facebook


* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

13015
2