Закрыть

Лимоны

Нет ничего хуже застывшей очереди около кассы в супермаркете. Будок этих, теоретически, штук пятнадцать, но фактически работает три. Зло берет, честное слово, ядрёное зло и не меня одну. Специально они это творят, по хитрым маркетинговым соображениям, или просто экономят на заработной плате кассиров? Непонятно. Прям переход через границу с самым строгим таможенным досмотром и чрезмерно суровыми торговыми пошлинами.

Вот ведь хочешь не хочешь, а пока ждешь, вспомнишь-надумаешь купить еще и то с другим, и десятое с третьим. Просто из принципа и от скуки. С детьми проход сквозь кассы супермаркета вообще превращается в коварное искушение для малых и не хилое испытание для великовозрастных. Поскольку все жвачки, леденцы, жевательные мармеладки, батончики и прочие шоколадные яйца с игрушками разложены именно у опорного пункта торгового менялы. Наряду с презервативами, журнальчиками и сигаретами.

— Мама, купи!

— Нет! Ты уже утром и сырок сладкий ел, и потом печенье было. Бананы куплю, они полезные. Виноград еще не закончился…

— Мама-а-а, ну купи киндер...

— А кто в обед вчера от супа нос воротил?

— Ну купи-и-и-и... Мама-а-а

— Нет!!

Личико детеныша краснеет, глаза наливаются влагой, подбородок поджимается и начинает трястись. Все, ахтунг, сейчас начнется. Обида бесконечная да горе неизбывное. Истерика на горизонте. Потому что у молодой пары впереди тележка продуктов, в кулёчках и баночках самой мелкой конфигурации, и кассир не может пробить какой-то цветастый, шуршащий сверток. Код в базе данных отсутствует, а им надо, они уперлись. Услали за администратором, но где его найдешь в самый ясный полдень в этом огроменном складе всякой съедобно-несъедобной всячины? Хуже придумать невозможно.

Причем мне-то специи ни жить, ни быть срочно понадобились, и нужное обнаружилось только тут. Товару на копейку, а времени на приобретение трачу вагон!

Беглая рекогносцировка на заставленной стеллажами местности дает крайне неутешительные результаты. Два других пропускных пункта окружены страждущими даже в большей степени. Блин, попала, я, так попала. Как кур в ощип. И уходить-то тоже как-то глупо, плюс кухонные планы менять придется.

— Мама-а-а...

— Ну, давай вот леденцы с лимончиками-вишенками возьмем?

— Не-а-а-а… Хочу-у-у яйцо!

— У тебя аллергия на шоколад, тебе доктор запретил. Девушка, а нельзя ли побыстрее?

— Идите в другую кассу!

— Где она, другая-то? Всего три у вас, из пятнадцати-то…

Да, кислейшее попадалаво. Эх, лимончики, апельсинчики, чем бы таким отвлечься, чтобы не слишком вовлекаться в процесс всеобщего потребительского безумия и раздражения?

психотерапия семейных проблем

Кстати, про лимоны. Я помню совсем иные лимоны. Году так в 93. Точно. Детское психиатрическое отделение. Вечный гвалт, рев, окрики санитарок, драный линолеум дикой оранжевой расцветки, облетевшая краска, развалившаяся кушетка, битые углы стен. На младшей половине пахнет хлоркой и мочой, а на старшей — капустным супом и немытыми мальчишечьими ногами. Старшая половина вообще заселена исключительно пацанами и они очень не любят разные там правила.

И вот где-то по первым снегам-заморозкам, видимо в качестве подарка «больным ребятишкам» пришла с небес гуманитарная помощь. Тогда именно так называлась любая благотворительность. От кого, как и почему к нам — не в курсе, пусть от какого-нибудь боженьки, но это были лимоны. Самые простецкие, мелкие, зеленущие, слегка подмороженные и, вероятно, кислущие до невозможности.

Собственно, из-за этой подмороженности и незрелости редкостные (тогда) фрукты дошли до адресата. Торговать ими нельзя, не стандарт и не возьмут, хранить тоже не получается — сгниют. В общем, все лучшее завсегда детям. Ящика два и все им.

Взрослые отделения сразу уступили лакомство несовершеннолетним по широте душевной. Или просто отказались по нежеланию. А пищеблок не знал, что с ними, желтыми подарочками судьбы, делать. Это вам не картошка. В компот не положишь много, в борщ цитрус не предусмотрен, домой тоже не понесешь, вот и выдали некондиционные подарки малолетним обитателям психушки в непереработанном виде в качестве полдника. Дети же должны кушать фрукты, не так ли? Витамин С, опять же, очень полезен юным организмам студеной зимней порой, как профилактика цинги, астении и тотальной загриппованности.

Кстати, буфетчица сильно удивилась, получив гостинец из рук мед. сестры- диетолога. Сомневалась, можно ли такое есть вообще, но куда деваться. Распределили поровну, по две штуки. Особо рослым и голодным — по три. По три зеленых подмороженных, кое-где побитых, но чисто помытых и вполне ароматных лимона. Прямо в кожуре, разумеется.

И что вы думаете? Ели! Не пикнув, не давясь и не морщась. Не чистя, не разрезая, не дольками, а прямо так, крупными кусками. Рвали зубками и ручками, с азартом, у некоторых аж за ушами трещало. Разделывались с ароматными пупырчатыми «почти лаймами» бодро и без сомнения, как с привычными яблоками. С корками и плёночками презент поглощали, чавкая и брызгая слюной! Смакуя цитрусовое блаженство и поглядывая на кусок соседа.

Взрослые сотрудники тогда всем коллективом выстроились у столовой шеренгой и удивленно смотрели на это ультракислое пиршество. Они, врачи, медсестры, санитарки, выросли еще при застойном социализме, поэтому в мандаринах, апельсинах и прочих грейпфрутах мало-мальски разбирались. Ну с чаем, ну с сахарным песочком, ну цедру в пирог, но что бы просто так! Лимон! Вот сейчас просто вспоминаю, и уже от этого скулы сводит, а где-то в районе поджелудочной нутро начинает тошнотно поворачиваться. Но они ели!

Ей бог, даже самые маленькие не отказывались, хотя бы от дольки. Старшие же хлопцы только на второй половине третьего лимона гримасничать начали. Рекордсмен съел четыре. Гипотетически органик Костик смог бы и пятый осилить, но вмешалась заведующая, которая предположила, что столько лимонной кислоты за раз не очень полезно для подросткового желудка.

Нет, только не подумайте, что ребятки были сильно оголодавшие и исхудавшие. Детей-то кормили, чем могли и как могли, во всяком случае, гораздо лучше, нежели взрослых. Они, маленькие пациенты дурдома, за время госпитализации на казенной каше-щах-хлебе толстели даже. Просто это была очень однообразная пища. Монотонная. А они, по большей мере, воспитанники государственных учреждений мечтали о новых вкусовых ощущениях. И тут почти заморская диковина, внезапно и не очень дозированно. Дорвались.

Остатки аскорбинового изобилия силами буфетчицы были переработаны в лимонад. Разумеется, только для детей. Заведующая строго профилактировала любые случаи воровства и безжалостно увольняла несунов.

Это была самая неуместная, почти издевательская, но, тем не менее, самая востребованная благотворительная акция на моей памяти. Где эти дети сейчас? Не знаю. Наверное, уже со своими чадами в супермаркетах продукты тележками набирают, да на кассах упорствуют. А избалованным потомкам лимонное драже уже «не нать», им только игрушку, да еще в шоколаде.

психотерапия рядом

— Девушка, да не надо эти чипсы пробивать, ладно уж.

— Так вот уже администратор идет...

— Хорошо, хорошо, куплю я тебе киндер, только сперва суп! И кашу съешь! А потом неделю никакого шоколада!

Жить стало лучше, жить стало разнообразнее, хотя и сложнее, при таком-то выборе. Раньше, вот, зеленым лимонам радовались, и плов как-то на раз заходил, без редкостных специй даже.

Пост проиллюстрирован картинами художницы Felicity House

Из ЖЖ


* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

4257
2