Закрыть

Игра в кальмара - это притча о взрослении

Обычно мои глаза слоупока доходят до какого-то важного сериала через примерно миллиард лет после того, как его все посмотрели. Но южнокорейская «ИГРА В КАЛЬМАРА» пришла ко мне в дом почти одновременно с остальным миром. При этом я не могу не заметить многочисленные «фи» от русскоязычных ценителей прекрасного. Плохой, мол, товар, плохая капуста.

Ну нет. Всё круто. Одна из главных причин мирового успеха сериала, как мне кажется – его простота. Такая вот незамутнённая почти голливудская простота, где нет ничего лишнего, где понятны (хотя и диковинны) герои, их мотивации и происходящие коллизии. Некая подпольная организация ищет по всему Сеулу лузеров с миллионными долгами, которым нечего больше терять, вывозят их на тайный остров и предлагают сыграть в серию детских игр, где проигравших ждёт смерть, а победитель получит вагон денег. Сериал снят практически по лекалам американских сценарных учебников, но при этом несёт в себе жирный и вкусный пласт азиатской культуры с её трэшем, кровью и даже буддийскими мотивами, что позволяет рассматривать его в самых разных дискурсах.

Каким-то зрителям достаточно остаться в рамках жанра – и здесь в памяти возникнет целый рой фильмов на выживание от «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Сидни Поллака через «Королевскую битву» Такеши Китано и вплоть до недавнего шедевра Меркуловой-Чупова «Колл-центр». Если хотите – вот вам фирменный южнокорейский социальный подтекст. Здесь есть гротескные пресыщенные богачи, явившиеся то ли из кубриковских «С широко открытыми глазами», то ли из самих «120 дней Содома» Пазолини. Есть гангстеры и обитатели городского дна. А есть простые ребята, которым просто не повезло в этой жизни, но был дан шанс – наиболее близкие зрителю персонажи, которым нам и предстоит сопереживать все 9 серий.

Для меня же самое интересное в сериале то, как банальный сюжет гонки за выигрышем постепенно перерастает в непростой и жёсткий разговор о смысле и бессмысленности жизни. Экзистенциальный уровень сериала – самый интересный. Игроки, ужаснувшись убийствами проигравших принимают решение прекратить игру, но… вскоре возвращаются в неё. Ведь в повседневной реальности жизни нет, а есть душевные муки, быт, проблемы и уныние. И только дыхание близкой смерти делает каждый наш шаг осмысленным, а эмоции неподдельными и настоящими. После опыта смерти твоя реальная жизнь уже никогда не будет прежней. И в этом есть злая ирония: столь мучительный и жестокий опыт предстоит пережить через невинные детские игры.

Отдельный великолепный дискурс фильма – дзен-буддистский. К сожалению, он в полной мере раскрывается лишь в последней серии и требует откровенных спойлеров, чего я не буду делать. Но вы сразу вспомните старые восточные притчи о том, что настоящий мудрец и мастер дзен на самом деле ничуть не походит на настоящего мудреца и мастера дзен, а к просветлению ведёт не милая медитация, но жёсткий удар палкой по голове. Ибо что такое жизнь и что смерть перед лицом вечного и невыразимого?

Вот эта странная игра морали и вне-морального, по-моему, и составляет настоящую интригу сериала. Слышу голоса Большого Брата вообще запретить сериал – из-за любви к детям. Я же думаю, всё наоборот: фильм идеален для тинейджеров. Несмотря на обилие кровавых сцен (ну а что мы видим, например, в сказках у братьев Гримм?) и смелых подтекстов, сериал повествует, как ни странно, о ценности жизни, об этике, человечности и ответственности каждого за свои поступки. Перед нами настоящая притча о взрослении, хотя и игриво прикидывающаяся шокирующим трэш-триллером.

Источник

 

 


* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

8686
0