Спешу поделиться основными впечатлениями и фактами IV Международного агропромышленного молочного форума, который прошел в подмосковном Красногорске 8 и 9 ноября. В зале и на сцене – все звёзды отрасли, оптимизм государственных мужей и прагматизм фермеров, споры и эмоции… Но обо всем по порядку.
Пить стали меньше
Население планеты Земля за 2016 год выпило молока меньше, чем за предыдущий, на 3 млн тонн, или, в среднем, на два стакана (400 граммов) на человека меньше. По словам Александра Ткачева, главы Минсельхоза России, на первом месте по потреблению молока на душу населения расположились финны (384 кг), на втором месте находятся жители европейских стран (360-365 кг). В России на человека приходится порядка 265 кг молока, и дефицит молока, по данным «Молочного союза России», составляет 7 млн тонн в год. В целом отрасль даёт налогов около 200 млрд рублей, что сопоставимо с бюджетом Минсельхоза РФ. В России производство молока не растёт.
В то же время передовики отрасли, такие, как Штефан Дюрр (руководитель крупнейшего в России и Европе предприятия по производству сырого молока – «ЭкоНива», немец по происхождению с двойным гражданством Германии и России), доят все больше и больше. У Дюрра 12 ферм в шести регионах России, и с них он получает уже более тысячи тонн молока в день. Секрет успеха – глубокие профессиональные знания, современная генетика, субсидирование до нуля процентной ставки, софинансирование со стороны федерального и местных бюджетов до 30% капексов (CAPEX – англ., «капитальные затраты, основная часть затрат инвестиционных проектов»).
Московская область ставит задачу произвести 2 млн тонн молока, одновременно занимаясь строительством сырного кластера, который через пять лет должен полностью закрыть внутренние потребности. «Сейчас в стране идет строительство трех заводов по производству сыров, мощностью 50-60-70 тонн в сутки, – цитирует Ткачева РИА «Новости», – еще три-пять лет, и мы вообще забудем об этой проблеме», – уверяет он. Участникам строящегося кластера субсидируется процентная ставка до нуля, компенсируется 25% капитальных затрат, за счёт государства строится вся инфраструктура: то есть газ, электричество, вода и дороги. Бюджет четко видит окупаемость своих инвестиций.
Помимо этого, «государство московское» (столица нашей родины – город Москва) поддерживает производство молока, пропагандируя потребление молочных продуктов, продвигая его через социальную карту москвича. В то же время, количество участников проекта «Школьное молоко» сократилось с 49 до 36. Хотя всем известно, что программа показывает положительные результаты и решает не только вопросы укрепления здоровья подрастающего поколения, но и является хорошим инструментом поддержки агропромышленного комплекса. Причиной сокращения участников называют нехватку денег у «нищих» регионов. Поэтому экономят на детях.
Помимо этого, существует проблема, связанная с качеством продукции, приобретаемой для нужд социальной сферы. Затруднение заключается в том, что в момент получения продукции никто не контролирует качество – отсюда и рождается такой «феномен», как якобы сливочное масло за половину рыночной цены. По данным Россельхознадзора, из 18 500 проверенных образцов продукции 1 500 не соответствовало нормативным требованиям. Надзорный орган всеми доступными способами борется за качество поставляемого сырья, публикует списки добросовестных и недобросовестных производителей. Но косвенным следствием такой борьбы является снижение доверия потребителей к молочной продукции вообще, что негативно отражается на спросе.
Московская область уверенно опережает Удмуртию по качественным показателям: генетике, удоям, комплексному подходу. Активно занимаются продвижением потребления молока компании – лидеры рынка. «Данон» продвигает новый слоган «One planet – one health!» Новая программа компании – «Потребляй три молочных продукта в день!»
Кроме новых девизов, отмечу две фразы, которые прозвучали в один день. «Формулу-1 на «Жигулях» не выиграть!» – сказала автор-соучредитель группы компаний «РОТА» Алла Налча (Саблина). Это про различия в генетике и технологии современных и традиционных ферм. Вторую фразу сказал руководитель израильской сервисной технологической компании: «We love cows, but even more we love money» («Мы любим коров, но еще больше мы любим деньги»). Это тема про efficiency, то есть про эффективность.
Много было разговоров про экспорт. К примеру, министр Ткачев на 100% уверен, что Россия в состоянии не только выйти на самообеспечение молоком, но и поставлять его на экспорт. На то, что российское молоко будет экспортироваться в страны Персидского залива, Китай и другие, Ткачев дает 1000% гарантии. Однако, по мнению экспертов и участников молочного рынка, это пока нереально по причине очень высокой стоимости сырья: дороже, чем у нас, оно только в Канаде.
Сегодняшняя сессия Московского агропромышленного форума посвящена господдержке производства молока.
Слушаю лучшие практики. Традиционно, это Татарстан и Москва. Так, в МО 35% капексов и 50% стоимости доильных роботов возмещаются из бюджета, реновация старых ферм доходит до 40% стоимости. Татарстан: 40% капексов, 50% роботы, оборудованы подъездные пути, проведен газ, вода, дороги, 42 фермы построили, 32 ещё построят – а это еще 40 000 коров. Фермерам централизованно выделяют комбикорм. Строят мини-фермы (от пяти голов). Купили 11 000 племенного стада. Сидел, завидовал зеленой завистью.
Артем Белов, исполнительный директор «Союзмолока», выступил с очень интересным докладом по системе мер господдержки, отметив, что определяющим фактором является уровень господдержки именно в конкретном регионе. Уровень господдержки в целом в 2016 году был вдвое меньше, чем в 2013, но цена была лучше. Опыт канадцев и финнов показывает, что лучше гарантировать минимальную цену, гибко варьируя уровень господдержки.
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.