Аудит провёл Государственный контрольный комитет республики.
Ижевск. Удмуртия. Государственный контрольный комитет Удмуртии проверил законность оказания платных медицинских услуг в учреждениях Минздрава республики. На заседании в четверг, 12 сентября, коллегия Комитета ознакомилась с данными с 2016 года.
Аудитор контроля расходов на общегосударственные вопросы и в социальной сфере Айрат Аков отметил, что большая часть замечаний Минздравом, которые Комитет вынес четыре года назад, не устранена. Отмечено многократное необоснованное завышение платных услуг в госмедучреждениях. А принятые министерством меры носили формальный характер.
«Более 9,7 млн рублей составили доходы учреждений от необоснованного предоставления платный стационарных услуг на бесплатных койках. Приём платных пациентов вёлся в общем потоке. В РКБ и Сарапульской поликлинике выявлены факты навязывания платных услуг, повлекшие получение доходов на сумму около 700 тыс. рублей. В общем за 2016-2018 годы нарушения выявлены на 68 млн рублей», — отметил Аков.
Руководитель Комитета Борис Сарнаев отметил, что людей вынуждают оплачивать услуги. В итоге им был сделан вывод о тенденции снижения доступности бесплатной медпомощи.
«Четыре года назад мы проверили, ничего за это время не изменилось. За проверенный период сменилось три министра здравоохранения. Есть ли гарантия того, что что-то будет меняться? Жителей интересует только то, что они выложили 2,7 млрд рублей за платную медицину. Вынуждены были. Есть ли гарантия, что что-то изменится в этой системе?», — отметил Сарнаев.
И.о. министра здравоохранения Удмуртии Георгий Щербак парировал, что необходимо не только министров менять, но и начальников на местах. Председатель постоянной комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике Госсовета Удмуртии Надежда Михайлова уточнила, что вопрос платной медицины находится на постоянном контроле, но «подход к нему неоднозначен». По её словам, 50-55% от поступлений от платной медицины идет на зарплату сотрудников. Остальная часть внебюджетных средств идёт на содержание больницы, ремонт и прочее.
«Все ремонты и большинство дорогостоящего оборудования также приобреталось за счёт внебюджетных источников. Удивлена, что в городской поликлинике №2 на таком оборудовании оказывались только платные услуги, и не оказываются услуги по ОМС», — сказала Михайлова.
Она заявила, что категорически не должно быть платной экстренной помощи, обезболивания и обследования. Возможно, по мнению Михайловой, эти проблемы решаемы изменением кадровой ситуации. В итоге Борис Сарнаев отметил, что ситуация критическая и не улучшается.
«Платная медицина — один из индикаторов того, насколько эффективно работает страховая медицина. Минздраву необходимо нормативно отрегулировать получение платной медпомощи. Конечно, основную часть на зарплаты должны получать врачи. Не юристы и бухгалтеры. Как бухгалтер может получать за медпомощь зарплату в два раза больше, чем сам врач? Отрегулируйте там, где есть возможность нормативно-правовую базу... Нужен более жёсткий контроль», — резюмировал Сарнаев.
Он потребовал, чтобы через месяц Минздрав подготовил ответ с предпринятыми мерами. Присутствовавшие представители прокуратуры также заверили, что «по этому вопросу тоже начнут проверку».