Выяснилось, что старое надгробие принадлежало супругам иностранных специалистов, которые работали на Ижевском заводе в XIX веке.
Ижевск. Удмуртия. В Ижевске удалось раскрыть одну из исторических тайн, связанных с памятником на месте гибели в 1928 году дрессировщика Анатолия Дурова. Читатели сообщества «Ижевская Искра» расшифровали сбитые надписи на старом надгробии, которое в 1933 году использовали в качестве мемориала.
Напомним, старинное надгробие было взято с закрытого Троицкого кладбища, находившегося на углу современных улиц Удмуртская и Советская. Известно, что работу по сбитию старой и изготовлению новой памятной надписи выполнил рабочий Николай Первяков. Памятник установили на месте гибели Дурова 19 ноября 1933 года, ровно через пять лет со дня трагедии.
Фото: Ижевская Искра
6 сентября 2024 года житель Можги Алексей Киселёв отреставрировал надпись, повествующую о трагической гибели Анатолия Дурова, и задался вопросом: кому изначально принадлежало надгробие. Сбитая надпись читалась очень плохо, но всё же кое-что можно было разобрать.
Фото: Алексей Киселёв
Сохранился год смерти прежнего владельца — 1870-й. Также с трудом проглядывались часть букв, из которых можно было составить фамилию Грандмонтан.
Историк Игорь Кобзев сообщил, что французские металлурги с фамилией Грандмонтан работали на Ижевском заводе. Контракт с двумя братьями Карлом и Жозефом был заключён в 1855 году, позже к ним присоединились ещё два их брата — Александр и Клавдий. Иностранные специалисты занялись изготовлением ствольного железа.
В итоге старая надпись гласила следующее: «Здесь покоится прахъ Терезии Антоновны Грандмонтанъ, скончавшейся 11-го января 1870 года».
Корреспондент «Сусанина» обратился к метрической книге Александра-Невского собора за 1870-й год, в котором удалось найти ещё одно подтверждение. В разделе об умерших было указано, что Терезия Антоновна — жена французского подданного Иосифа (Жозефа) Николаевича Грандмонтан — скончалась 10-го января 1870 года от аневризмы в возрасте 60 лет. Похоронена 12-го января.
Фото: запись о смерти Терезии Грантдонтан в метрической книге собора Александра Невского. ЦГА
Различие дня смерти на надгробии и на памятнике может объясняться возникшей путаницей, так как скорее всего памятник был установлен несколько позже.
Однако на другой стороне есть ещё одна сбитая надпись, в расшифровке которой также помогла метрическая книга собора Александра Невского. В один день с Терезией Антоновной в возрасте 28 лет от воспаления лёгких умерла жена бельгийского подданого Ипполита Брюно — Мария. Ипполит Францович приходился зятем Жозефу Грандмонтан.
Фото: запись о смерти Марии Брюно в метрической книге собора Александра Невского. ЦГА
Поэтому усопших женщин похоронили в один день в одной могиле и установили им общий памятник, который в будущем будет использован для увековечивания памяти дрессировщика Дурова.
Так, благодаря коллективным усилиям исследователей истории Ижевска, была раскрыта историческая загадка памятника на месте гибели Анатолия Дурова.