Сегодня будет неэтичный пост, просьба чувствительным и отчаянно берегущим свои личные границы не читать.
На прошлой неделе ко мне наконец-то пришло озарение, почему журналистика в последние годы сильно изменилась, и как зумеры в целом видят для себя профессию.
Спасибо моим студентам и внезапно развернувшейся бурной дискуссии за это
Итак, обычный вечер четверга, последняя пара, я решаю посвятить её проверке домашних заданий и различным упражнениям для ума: даю задание на группу и 5 минут на обсуждение.
В целом, сразу же выяснилось, что мы БУКВАЛЬНО говорим на разных языках. Но эти занятные истории о лексических лакунах, если интересно, за ваши я расскажу в другой раз.
А пока поговорим про дело.
Одно из заданий: есть инфоповод, придумать форматы, как его отработать. Ну и как в свой проект адаптировать (они на протяжении семестра делают собственные проекты в группах).
Инфоповод: Олеся Иванченко (та, которая из «Натальной карты», а теперь ещё и из сериала «Няня Оксана») неожиданно приехала в Ижевск.
Ребята начинают озвучивать предложения, но все они какие-то обтекаемые, хотя у одной из групп проект – подкаст с историями,в том числе с МИСТИЧЕСКИМИ. На мой вопрос «А если получить от Олеси интервью или историю для вашего подкаста?» слышу: «Ну это надо менеджеру её написать, договориться, пока ответят – она уже уедет из города».
Я не получаю очевидного (для меня) и желаемого (опять же для меня) ответа и как в старом меме про «Давай по-новой, Миша» пытаюсь направить их мысли в нужное русло.
Говорю: «Так, пацаны, вы видите в соцсетях, что Олеся Иванченко гуляет по Центральной площади. Ваши действия?».
На что мне отвечают: НУ НЕТ, ПРЕСЛЕДОВАТЬ МЫ ЕЁ НЕ БУДЕМ
Представьте моё лицо в этот момент.
Лицо человека, который просто по приколу, не по работе, решил преследовать экстрасенсов в Ижевске, потому что чё бы не поразвлекаться в пятничный вечерок?
Естественно, мне в этот момент интересна мотивация, ПОЧЕМУ НЕТ.
На что мне говорят, что это неэкологично, нарушает границы, она может послать, потом ещё засрать где-нибудь, и вообще её комментаторы тоже могут, мол, их захейтить.
(напоминаю, это воображаемая ситуация, ещё даже ничего не произошло, и я разговариваю с людьми, которые через полгода получат свои дипломы)
Я прекрасно отношусь к своим студентам, но сказала им, и скажу здесь ещё раз.
Если вы не готовы, что вас пошлют на три буквы, то вы не готовы к работе в журналистике.
Очевидно, новое поколение (не только журналистов) хочет профессиональный путь, усыпанный лепестками роз, где всё мягко, без конфликтов и осуждения.
Но «я никогда не обещала тебе сад из роз» (с). Журналистика всегда была, есть и останется токсичной. Чтобы вырасти как профессионал, тебе придётся нарушать границы – свои и чужие. И в этом ты выплавляешься, выкристаллизовываешься как специалист. Учишься коммуникациям, потому что уговорить человека вживую совсем другая история, чем в интернете написать и ждать.
(многие, например, очень любят расследователей, но ведь это тоже неэкологичный вид журналистики – вы лезете туда, куда вас не просят)
Не спорю, никто не заставляет на постоянной основе делать то, что не нравится. Мы вправе регулировать своё вторжение в чужую жизнь (нападать сразу с камерой или подойти и спросить – можно с вами поговорить?). Вправе выбирать не работать в новостях и писать только на комфортные для себя темы.
Но иногда приходится переступать через себя, чтобы добиться результата. Я, например, не любила писать криминал и ходить на похороны приставать к родственникам умерших. Но, если припрёт, я смогу это сделать, и постараюсь быть максимально корректной.
Экологичность – это прекрасно, но она не должна мешать работе. Потому что выхолощенная вежливая журналистика – это не журналистика (это то, за что тебя бы поганой тряпкой в прежние времена погнали из редакции)).
А лукавить, что всё это «желтуха» и хайп ради просмотров, не надо: просмотры нужны даже самым благородным, а, судя по рекомендациям в соцсетях, те же самые экологичные зумеры в потреблении не брезгуют трэш-контентом.
Напоследок я дала им задание придумать, как убедить родителей ребёнка, которого сбили на пешеходном переходе насмерть, на интервью. Этот резкий переход их слегка шокировал, что они даже спросили – почему такие эмоциональные качели?
Потому что, ребят, журналистика – это когда ты утром на похоронах, а вечером в цирке.
(а между этим ещё экономику успел написать)
P.S. Я не тешу себя надеждой, что со мной согласятся все мои коллеги. Но на эту тему дайте и мы побеседуем потом.
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.