Закрыть

Денег нет? Неправда!

Удивительное дело: государство вкладывает в здравоохранение огромные деньги, а пациенты, куда ни ткнутся, слышат одно и то же: «Денег нет». 

Денег нет на зарплату медицинским работникам, на лекарства и расходные материалы, на анализы и обследования, на прививки и высокотехнологичную помощь, простыни, наволочки и ложки… 
Список можно продолжать до бесконечности. Но я твердо знаю, что деньги в здравоохранении есть. Вопрос в том, как и на что они тратятся. 

Сегодня одной из самых больших финансовых «черных дыр» является содержание медицинских страховых компаний. До 2008 года их в России не было, и система здравоохранения прекрасно работала. Но мы опять, как в случае с муниципальной медициной, начали бездумно копировать чужой опыт. 

Что в итоге? В итоге в Европе и США медицинская страховая компания – надежный союзник пациента, а страховка – это гарантия лечения в том объеме и того уровня, которые позволяет накопленная человеком страховая сумма. А страховая компания жестко следит за объемом, ценами и качеством медицинских услуг. 

У нас медицинские страховые компании стали очень дорогим и абсолютно бесполезным посредником между Фондом медицинского страхования с одной стороны, и поликлиниками и больницами с другой. Через них в поликлиники и больницы перекачиваются деньги. И не более того: за качество медицинского обслуживания они не отвечают, работу медицинских учреждений не контролируют. Но тратят на свое содержание – на высокие зарплаты, автотранспорт, бумагооборот, коммунальные услуги – огромные деньги. 

По предварительным расчетам, около двух миллиардов рублей наших с вами денег оседают в карманах этих посредников и не доходят до больниц и пациентов. 
Уверяю вас: если завтра закрыть все медицинские страховые компании, никто, кроме их сотрудников, этого не заметит. Зато денег в системе здравоохранения заметно прибавится. 

Еще один канал неэффективных расходов – это нынешняя система финансирования учреждений здравоохранения и управления ими. Мало того, что она предельно запутана. Главное – далеко не все главные врачи умеют грамотно управлять этим сложным механизмом. 
Вот смотрите: половина больниц в нашей республике имеет деньги на счетах. Это значит, что главный врач сумел выстроить в своем учреждении эффективную работу. У другой половины денег нет. Зато есть много заместителей, дворников, автотранспорта и прочих «радостей». 

Что это значит? Это значит, что министерство здравоохранения должно либо учить таких главврачей работать с деньгами, либо избавляться он них. Деньги, предназначенные пациенту, не должны тратиться на пристроенных на работу в больницу родственников, друзей и знакомых. 

Это значит, что Министерство здравоохранения и Ижевская медакадемия должны целенаправленно готовить управленцев в сфере здравоохранения. Главный врач сегодня – это не сидение в почетном президиуме и не «запасной аэродром», а сложная работа, требующая специфических знаний. 

Третий финансовый источник – это диспансеризация. Эти деньги могли бы пойти на ту же зарплату врачам, медсестрам, санитаркам. Но на сегодняшний день десятки миллионов рублей, которые есть в бюджете и которые предназначены на оплату диспансеризации, лежат мертвым грузом. 

Почему? Потому, что многие главные врачи не умеют или не хотят организовать этот процесс: договорится с руководителями предприятий и организаций, перестроить график приема, заинтересовать в этой работе медицинский персонал и т.д. 
Такого рода работа позволяет наращивать оборотные средства медучреждений, включать эффективные экономические механизмы. Но наша система настроена на то, чтобы главные врачи ходили и выбивали деньги из Минздрава. 
При такой постановке дела никаких денег не хватит. 

И еще об одном – о заработной плате главных врачей и управленческого персонала. Сегодня во многих медучреждениях они стали своего рода кастой – с неоправданно высокими зарплатами, с правом работать «по индивидуальному графику» и т.д. И все это на фоне рядовых врачей и медсестер, которые выбиваются из сил, чтобы прокормить себя и свою семью. 

Убежден: пора ограничить главврача в его праве назначать себе, управленческому блоку и своим приближенным неоправданно высокие зарплаты. В бюджетной сфере закон «каждому – по труду» должен быть непреложным. 

Как только мы к нему вернемся, выяснится, что даже у самой захудалой больницы есть деньги, которые можно потратить на доплаты врачам и младшему персоналу, на то, чтобы принять на работу нужного специалиста. 
Решить эту проблему на республиканском уровне не представляет труда. Нужен закон, регламентирующий оплату труда управленческого персонала. 

Все мы люди, у каждого из нас свои слабости. Но на то и власть, чтобы ограничить эти слабости, если они вредят государству, обществу и другим людям.


* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

2675
0