Закрыть

Про удмуртского Пушкина - Кузебая Герда

О Кузебае Герде (родившемся 114 лет назад именно в этот день) я слышал и раньше, но прочитал только в 1997-ом, когда вышел однотомник «О ней я песнь пою…» под редакцией Ф.К.Ермакова. Признаюсь честно, какого-то особого впечатления Герд на меня не произвел. Его поэзия казалась мне рядовой в числе прочих ценимых по причине их «национальности», ничем особенным не примечательной. О чем я своему отцу, некоторым образом причастному к выходу в свет гердовского однотомника, и доложил: мол, ничего особенного…
Отец порекомендовал не торопиться с выводами, и еще раз вдумчиво прочесть вот это, самое, пожалуй, известное гердовское стихотворение:

Мы сеем
Мы сеем и сеем…
А жать подоспеют за нами другие,
С радостью выйдут в поля большие.
Мы сеем и сеем!
Наши посевы — слова -
Взойдут у дорог золотою стеною,
Будут шуметь, наклоняться волною
Наши посевы — слова.
Мы сеем и сеем…
А жать подоспеют за нами другие -
Может быть, свяжут в снопы тугие,
Может быть, стопчут посевы благие…
Пусть!
Мы сеем и сеем…


И, прочитав, сравнить с другим – пушкинским, озаглавленным по первой строчке. К евангельскому эпиграфу которого – «Изыде сеятель сеяти семена своя…» - стоит присмотреться внимательнее:

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.


Александра Сергеевича, что не требует особых доказательств, Герд читал. И стихотворение писал если не «по мотивам», то явно с оглядкой на пушкинский текст. Параллелей для сопоставления и анализа – великое множество, о чем родитель и доложил научной общественности в ходе юбилейной гердовской конференции.
Я задумал найти и выложить отцовскую статью здесь, но обнаружил, что в сети ее нет, одни лишь ссылки. Так что, обязательно найду где-нибудь экземпляр и перепечатаю (в электронном виде, как выяснилось, ее нет и у отца). В ней содержится крайне любопытный анализ не одних лишь текстов, а вообще феномена Герда как «удмуртского Пушкина».
Умершего, кстати, тоже не своей смертью… Расстрелянный, как утверждают официальные источники, 1 ноября 1937-го в Карелии, Герд был одним из фигурантов так называемого «дела СОФИН», к анализу которого надо подходить, отбросив «перестроечные» методы и всяческие симпатии. Поскольку считать «дело СОФИН» ГПУшной «липой», как становится понятно теперь, не стоит. Лозунг о «праве наций на самоопределение» революционеры (а Герд именно что революционером и был) национальных автономий воспринимали буквально и после смерти Ильича.
Что касается попыток разобраться в «деле СОФИН», то они, разумеется, предпринимались. Но мне не известна ни одна, в которой не содержалось бы неуклюжих попыток «отмазать» Герда от «сфабрикованных» обвинений. Так что, необходимо еще раз смотреть обстоятельства, политический контекст и, конечно, анализируя дела, сопоставлять показания.
Я, разумеется, не веду к тому, что Герд однозначно виноват, потому как являлся «буржуазным националистом». Дело отнюдь не в формулировках и ярлыках. Но посудите сами… На дворе 1932 год (отнюдь не 1937-ой). ОГПУ по Нижегородскому (Горьковскому) краю. Следователи – кто с 3-классным образованием, а кто и без оного (справки в сети есть не на всех, но кое на кого – имеются) – по собственному почину выдумывают такую вещь, как проект отторжения финно-угорских автономий и создания «Единой финно-угорской федерации под протекторатом Финляндии»…
Это какую же буйную фантазию надо иметь! А они ведь – не интеллигенты, книжек умных, скорее всего, отродясь не читали.
Или им фактуру в крайкоме партии подкинули? Для чего это нужно было Андрею Александровичу Жданову, в ту пору Нижегородский крайком возглавлявшему? И также вряд ли способному при наличии, согласно анкете, «неполного высшего» образования, выдумывать заковыристые обвинения ради ареста Герда, которого он и в глаза-то, быть может, не видел.
Кто был «заказчиком» так называемого «дела СОФИН», на которого якобы работали «фабриковавшие» это дело следователи, никто толком сказать не может. У всех, кого ни возьми, отсутствует мотив. А на дворе, следует помнить, 1932 год, в который просто так, как в 1937-ом, с бухты-барахты никого в ГПУ не таскали.
Герд – расстрелянный уже в 1937-ом «удмуртский Пушкин» - фигура, похоже, не такая простая, как кажется, и крайне противоречивая. На поверхности – лишь его несомненный поэтический талант и выпавшая на его судьбу доля «сына революции», этой революцией и сожранного. Очень хотевшего посеять нечто, так и оставшееся невостребованным теми, кому Пушкин столетием раньше обещал не самую завидную судьбу.

Источник: http://lelik-ch.livejournal.com/46755.html

* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

3462
0