Закрыть

Я люблю Ижевск: слово о коренном народе или удмурты в истории города

09:00, 25 августа, 2010
Я люблю Ижевск: слово о коренном народе или удмурты в истории города
09:00, 25 августа, 2010
3276
0
3276
0

Ижевск. Удмуртия. Проект «Я люблю Ижевск», посвященный 250-летию столицы Удмуртской Республики продолжается.

Ижевск. Удмуртия. Проект «Я люблю Ижевск», посвященный 250-летию столицы Удмуртской Республики продолжается. Многонациональность населения столицы Удмуртии всегда отличала ее от большинства промышленных городов страны. Сегодня в Ижевске проживают представители более чем 100 национальностей. Около 30% горожан относят себя к коренной нации республики - удмуртам. Возможно, присущее удмуртам миролюбие, а возможно и сама география Ижевска обусловила появление удивительной особенности города - в его истории не зафиксировано ни одного межнационального конфликта. По крайней мере, с тех пор как в республике появилось архивное дело.
Тем не менее, известно, что в самом начале зарождения Ижевска все было не столь гладко.
Алексей Москвин, при котором в Ижевске началось строительство железоделательного завода, считал удмуртов малоспособными к заводским работам. Зато Андрей Дерябин (основатель Ижевского оружейного завода), напротив, буквально продавил высочайшее решение о приписке к заводу окрестных удмуртских деревень, «изъяснив способность вотяков к отправлению заводских работ».
Это мнение Дерябина было доложено императору, который повелел «вотяков из сего распоряжения не исключать, когда они ближе селениями отстоят от заводов, нежели другие жители».
Подчинение коренного населения ритму заводской жизни было постепенным и, в основном, органичным. О чём, в частности, свидетельствует рапорт протоиерея Александро-Невского собора и благочинного Ижевского завода Захария Лятушевича в Сарапульское духовное правление от 10 февраля 1828 года.: «как непременных заводских работников, так и платящих государственную подать вотяков, проживающих в деревнях и принадлежащих приходом к здешнему собору, находится обоего пола 2089 душ, а имеющие оседливость в самом заводе вотяки, черемисы и чуваши из новобранцев как в конторских заводских списках, так и в разрядских, равно и в наших духовных росписях не считаются уже новокрещёными, а просто мастеровыми: потому более, что они ничем не разнятся в исповедании христианской веры, в принятии святых таинств и треб церковных от русских христиан, и говорят по-русски хорошо все, живя между русскими, а потому наравне с ними и пользуются христианским учением как во храме Господнем, так и в домах своих. Живущие же новокрещёны вотяки в деревнях, принадлежащих приходом к здешнему собору, при беспрестаннном обращении своём с заводскими жителями и заводских с ними так же хорошо знают русский язык и ничем не разнятся от них в вероисповедании христианском, и так же наравне с ними пользуются пастырскими наставлениями, кроме новобрачных жён, которые плохо разумеют русское наречие, поступая сюда в замужество из приходов отдаленных от завода сел, как-то: Нылгинского, Вавожского, Зятци-Узинского и Чутырского, но и они в продолжение времени навыкают русскому языку от своего семейства...».
Очень скоро из непременных работников-удмуртов вырастали непосредственно заводские мастеровые, часть из которых была награждена высшей производственной наградой того времени - знаменитым царским зеленым кафтаном.
Удмуртским селениям вокруг Ижевска сотрудничество с заводами было крайне выгодно. Недаром многие удмурты выступили с оружием в руках против Красной Армии. В до сих пор неопубликованных воспоминаниях о событиях, связанных с Ижевским рабочим восстанием, один из участников тех событий, некто Дурманихин, воевавший на стороне красных, вспоминал: «...сопротивление ижевцев было сильное, удмурты были очень воинственно настроены против нас... как на вертушке с вилами сопротивлялись».
Другой красноармеец - Мекешин - рассказывал, что удмурты «дрались страшно ожесточённо». Вышедшая сразу же после падения Ижевска газета «Борьба» писала об «изменниках-вотяках», трупы которых неубранными валяются на улицах города.
Более того, вскоре после поражения Ижевского восстания, в декабре 1918 года, против Советов восстало село Люк, население которого было в основном удмуртским. Восстание было потоплено в крови.
Таким образом, несмотря на разногласия историков, удмурты приняли Ижевский завод, многие из них прославились как хорошие мастера своего дела, что в итоге и сделало столицу Удмуртской Республики такой, какой она дошла
до наших дней - мощным промышленным и оборонным центром.

3276
0