Как развивается ИТ-индустрия в Удмуртии и России? Стала ли она отдельной отраслью экономики? Об этом и многом другом мы решили узнать у представителей профильного бизнеса.
МНЕНИЕ директора филиала EPAM Systems в Ижевске Олега Вылегжанина: «Однозначно нужно сказать, что IT стала отдельной отраслью экономики уже вполне сформировавшейся, но, назовем так, в особом статусе. Доходы бюджета, которые формирует эта отрасль, в принципе уже весьма заметны. Я не могу сказать, что для Удмуртии информационные технологии не были профильным направлением. На самом деле были. В Удмуртии достаточно много предприятий, которые активно используют вычислительные системы в качестве полноценного участника производственного процесса. Мы знаем вычислительный центр Автозавода, мы знаем вычислительные центры Ижстали, которые существовали еще, в принципе, до того, как появился в обиходе термин «информационные технологии» как таковой.
Мы с уверенностью можем сказать, что для Удмуртии информационные технологии весьма свойственное направление, поэтому в ИжГТУ, УдГУ традиционно были кафедры, которые готовили программистов. Здесь всегда было достаточно много вычислительной техники, которая использовалась для подготовки специалистов, естественно, что это не было отдельной отраслью, как таковой, это был некий этап, обслуживающий производственные процессы. После информационные технологии достигли того уровня, чтобы стать составляющей экономики региона. У нас в Удмуртии, понятное дело, процессы были затруднены, если сравнивать с тремя основными центрами индустрии - Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.
Вообще все началось в Новосибирске и Питере, а Москва, на самом деле, позже подключилась как один из центров ИТ-технологий. Питер начал работать на Европу, а Новосибирск традиционно работал на Японию. Именно в этих двух точках России стали развиваться информационные технологии как бизнес, который впоследствии начал трансформироваться уже в экономическую отрасль. Затем, понятное дело, IT как бизнес, как отрасль перешел в Москву в силу того, что это логистический, финансовый, деловой центр и все принимающие основные решения управляющие компании сконцентрированы в Москве. Понятно, что она достаточно быстро стала основным центром развития информационных технологий, в то время как в регионах они в основном получили развитие там, где были еще заложены с советских времен.
Яркий пример – Казань, где находился один из заводов по производству ЭВМ. Естественно, что именно этот завод и стал, по сути, точкой развития казанского ИТ-бизнеса. Вместе с компанией Fujitsu, которая за копейки завод выкупила, там была запущена компания ACL, которая до сих пор, собственно, существует и является одним из крупнейших сборщиков аппаратных средств, аппаратного оборудования в России в целом и, естественно, в Татарстане тоже. Ну, а там где есть крупный инфраструктурная единица, там начинает развиваться и сопутствующие и сопровождающие бизнесы. Таким образом, появление в Татарстане IT-парка не удивительно. Оно обусловлено как раз тем, что еще с советских времен Казань была одним из ИТ-центров в регионах.
В Ижевске же ситуация была такова, что у нас не было заводов или фабрик, которые производили вычислительную технику, но практически на каждом заводе эта техника существовала. То есть профессия программиста у нас, в принципе, получила распространение еще задолго до того, как стала формироваться отрасль как таковая. Но именно в силу того, что все было инкапсулировано внутри завода, бизнесом это не стало. Постепенно, естественно, то количество программистов, которое было сконцентрировано в республике, дало толчок развитию в основных центрах России. Удмуртия является одним из крупнейших поставщиков кадров на федеральный рынок информационных технологий до сих пор в силу того, что вузы все-таки продолжают выпускать специалистов.
Тем не менее, отрасль как бизнес стала развиваться не на заводах, а как раз за пределами. Все началось с того как оффшорное программирование переросло в рамки северной столицы и Москвы. После и в Ижевске стали появляться компании, которые начали предоставлять свои услуги по разработке заказного программного обеспечения. Известный очень у нас пример был с компанией, которая работала совместно с итальянцами. Это первая, наверное, ласточка была. Ну и, собственно, в дальнейшем это НПО Компьютер, ЦВТ и, в общем-то, дальше уже остальные.
Соответственно, доля ИТ-бизнеса как отрасли относительно основной части экономики республики не велика. Сейчас цифры привести, наверное, все-таки не смогу, тем более что на сегодняшний день таких цифр официально подтвержденных нет. Это как раз одна из проблем, над которой сейчас работают и агентство информатизации, и АРКИТ, потому что действительно нужно оценить объемы отрасли.
Но совершенно очевидно, что по сравнению с традиционными центрами ИТ-отрасли (Москва, Питер, Новосибирск), конечно, доля ИТ-компаний, доля дохода экономики, которая приходится на эти компании, относительно невелика. По нашим подсчетам в этой отрасли работает порядка 3000 человек, но очень такая приблизительная цифра, что на самом деле сопоставимо с количество сотрудников крупного предприятия, завода. То есть можно сказать, если визуализировать ИТ-отрасль Удмуртии, это где-то один крупный завод, такой как Ижсталь, Ижмаш. Сюда входят и программисты, и системные администраторы, и менеджеры, все, кто так или иначе работает в отрасли информационных технологий».
Специально для проекта Сусанин.Телеком
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены.