Закрыть

Про занимательный патриотизм

Центр современной драматургии и режиссуры продолжает знакомить нас с творчеством актуальных российских писателей. Не таким простым делом оказывается выбор пьесы для этого просветительского, по изначальному плану, проэкта. В частности к пьесе хабаровского автора Константина Костенко «Родина», написанной около десяти лет назад,



по признанию руководителя Центра и главного режиссёра театра Les Partisans Павла Зорина(а.к.а.borhes ), творческий коллектив подходил с некой опаской. 


Павел Зорин и исполитель главной роли Павел Сергеев (а.к.а.pavel_gatsby) за несколько минут до спектакля. Фото Александр Шкляев

Скорее всего потому, что к освещению темы патриотизма автор подошел мало сказать «незакомплексованно», а с нарочитым желанием эпатировать публику, что потенциально могло вызвать скажем так неоднозначную реакцию у (неподготовленной) части этой самой публики.
История о молодом человеке по имени Михаил Земцов, который «заключает контракт» на постоянную «немотивированную» любовь к Родине с одной всемогущей организацией, переезжает по её заданию в Козлодрищенск, где медленно сходит с ума, написана языком гротеска и абсурда, изобилует «рассказами» об ужасах действительности во всех натуралистических подробностях, как то смерть сына гл.героя в роддоме оттого, что ему раздавили голову каблуком или история, как вырезали матку его жене, предварительно заразив сепсисом от грязных инструментов. На этом фоне ее последующее повешение выглядит (и воспринимается Земцовым), как рядовое событие. И всё это под постоянные издёвочки, идиотские стишки про «бескрайний край», карикатурные образы «любителей Родины», фразы типа «С любовью к Родине сочетается всё» и непрекращающиеся выклянчивания гл.героем какого-то гешефта за выполнение своего задания. Специально привожу все «чернушные» подробности, чтобы «не смотревшие» и «не читавшие» поняли — было от чего «патриотично настроенному» зрителю встать и уйти со спектакля еще в середине первого акта.
Никто не встал и не ушел!
Ну это, допустим, объясняется легко — талантливо поставленное представление! Но ведь и на обсуждении никто не встал и не сказал —
Всё это ложь, клевета, и вообще так нельзя говорить о своей стране!
Задаю этот вопрос и самому себе — почему я не встал и не сказал так!
Мы стали циничнее? Стали менее патриотичными? (чем 10 лет назад, например)
Думаю дело здесь вот в чём. Мы теперь живем в «другой», чем 10 лет назад стране. Та страна официально двигалась от хорошого к лучшему, а теперь образ нашей страны рисуется (теми, кто его рисует) как «плохая, но может быть еще хуже».
Официальная пропаганда напрямую вещает нам о том, что общество глубоко больно, перечисляется весь перечень болезней, говорится о том, что справится с ними вряд ли получится в ближайшее время, только дескать, сам посуди, дурачок (простота обращения — это тоже новый тренд) , ну поменяешь ты сейчас нас на ...а на кого?!!!
Без нас будет только хуже!
При этом ты посмотри, обращаются к нам, как ждут наши враги «за бугром», того, что ты «предашь» свои ценности, свою «историю», свою «веру». Только мы сможем это «всё» сохранить»! Такой вот «фатальный патриотизм».
Эта борьба плохого с еще более плохим, если вынести за скобки разлагающую суть этого процесса, создаёт некий терапевтический эффект. Во всяком случае соединяет в голове обывателя картинку действительности с её описанием, и делает бесполезным подобный эпатаж. Правда закончится эта «пьеса» чем-то хорошим уже вряд ли сможет. Но это «общее наблюдение». Вернёмся лучше к нашей постановке.
От того, что изчез адресат эпатажа, пьеса Костенко не утратила своей актуальности. Даже наоборот!
Образ агента, в роли которого блеснул Антон Свавильнов, 


фото выполнено мной, с помощью iFon

и его «игра» с гл.героем, становится центральной темой спектакля.
«Искусив» Земцова на заключение контракта, агент несколько раз по ходу действия меняет правила игры, отбирает у него деньги (вместо того, чтобы ему платить)), объявляет о роспуске отдела, предлагает ему перейти со всем «наработанным капиталом» на новую работу в качестве Тупого засранца (с удостоверением)), подсовывает ему новый контакт с очередной подставой на деньги, и в завершении всего предлагает ему совершить «патриоцид» - самоубийство из патриотических мотивов.
Нет, немало воды утечёт в Амуре и Иже, прежде чем эта пьеса потеряет актуальность!
Осадок конечно остаётся — главный оттого, что герой нигде «не зацепился» - не оставляет Костенко ему никаких шансов! Специально спросил на обсуждении у Павла Сергеева, 


в руках у Земцова (Павел Сергеев) передатчик мыслей о любви к Родине). Фото Александр Шкляев

глубже вошедшего в материал, увидел ли он у своего персонажа «потенциал роста». Нет, не увидел и он! Этот автор может быть беспощадным!
В завершении еще одно наблюдение. После премьры «Бойцовского клуба» (одному мне показалось?), партизаны раскрепостились с точки зрения актерской игры!
То, что делали на сцене Свавильнов и Сергеев — это, скажу я вам, уже не читка. И другие актёры, сыграли на новом уровне игры,


Анастасия Максимова в роли жены Земцова. Фото Александр Шкляев


Анна Богданова. Фото Александр Шкляев


Александр Сунцов. Фото Александр Шкляев


Алина Виноградова. Фото Александр Шкляев


Валерий Златкис. Фото Александр Шкляев

и на новом уровне страсти! Этот уровень требует новых творческих задач! И над этой выросшей проблемой надо думать!

Источник: ЖЖ

* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

2171
0