Закрыть

О Поздееве и склоках удмуртов в сети

Слово о Поздееве

Удмурты последнее время ведут склоки друг с другом в сети.
Вот и Поздееву досталось – наверное, это тоже следствие общего напряженно-конфликтного фона.
Поздеев, основатель и идейный вдохновитель сайта слухов и сплетен «ШуоШоу», сделал этот портал исключительно в технологических соображениях, понимая, что желтая газета – один из непременных элементов любого медийного пространства, а слухи – вещь, необходимая для собирания сообщества воедино.
После 90-х народ пришлось вновь собирать, вновь прочерчивать границу, отделяющую его от всех остальных.
Поздеев был занят строительством удмуртского мира и попыткой ввести те институты, которые имеются в любом самодостаточном обществе: общую медийную среду, общий перечень почитаемых лиц, общий список антигероев, премию, селебритиз и, в конце концов, желтый таблоид, хоть и в интернете.
Без этих институтов нет общей жизни народа, нет общей системы координат. Без этих институтов идентичность перестаёт быть коллективной, остаётся лишь индивидуальным атрибутом человека, но сообщество на ней уже не выстроишь.
Попытку говорить о публичной и личной жизни удмуртских звёзд очень многие сразу приняли в штыки. Многие отнеслись хоть и не враждебно, но крайне настороженно.
Что удалось сделать благодаря «ШуоШоу»?
- ввести список участников удмуртского сообщества
- оформить сообщество как некоторую коллективную единицу
- закрепить за некоторыми из этих участников статус селебритиз, породив привычку систематического обращения на них внимания
- ввести практику критики и разоблачений ведущих участников удмуртского сообщества
Очень часто ШШ был излишне интеллигентен, когда начинал писать о постколониализме, публиковать рецензии на культурные мероприятия, походя больше на OpenSpace, чем на Lifenews.
Самый простой и очевидный трюк, который можно было проделать в отношении основателя ШШ, - воспользоваться оружием Поздеева против него самого.
Написать, наконец, чернухи. И вот это случилось. Самое интересное, что Павол был готов к таким разоблачениям и, самое главное, никогда не скрывал тех своих черт или эпизодов биографии, за которые его можно было бы пристыдить. И в этом его фундаментальная открытость и честность.
Поздеев сегодня главная фигура удмуртского мира. Правда. Это не отменяет заслуг ни корифеев удмуртского общественного движения, ни великих учёных, ни всеми любимых артистов и музыкантов. Он главная фигура потому, что сумел придумать механизмы по сведению всех этих людей и по восстановлению сообщества, звёздами которого они являлись.
Поздеев совершенно не соответствует образу национального героя. Ни эпохи 19 века с литераторами-романтиками и учёными-лингвистами, ни 20-го с политиками и прагматичными управленцами. У Поздеева совершенно негероическая биография: за его спиной нет ни всероссийских побед, ни блестящей карьеры. Более того, при всей его яркости и своеобразности у него нет того, что зовётся лидерской харизмой.
Победы и достижения Поздеева построены на двух-трёх сломленных слабостях, и у их основания покоятся погашенные сомнения, грусть и нерешительность. Успехи Поздееву даются непростой ценой.
По своей психологии он устроен ровно так же, как мы с вами. Как бы разоблачительно это ни звучало, но Поздеев вполне себе обычный человек. И вот в этом он радикально отличается от всех остальных. И вот это завораживает. Мы привыкли смотреть на тех, кто считаются лидерами, как на тех, кто обладает исключительными способностями, и именно ими мы привыкли объяснять их успехи. Но в случае Поздеева это явно не так. Ни сверхчеловечности, ни призвания. Поздеев – большой ремесленник. Тот, кто, отбросив догадки, берётся и пытается делать.
Откуда проистекает жесткость реакций на критику и таблоидные изыскания о частной жизни?
Удмуртское сообщество осознает себя пока скорее как общину, а не как общество. Все так или иначе состоят в родстве или в дружбе друг с другом. И поэтому общая риторика – не профессионализма, а почёта, признания, уважения и других статусных вещей, которые имеются в общине. Как только кто-то начинает сомневаться в заслугах и взамен требует подтверждения профессионализма участников сообщества, это вызывает недовольство общины, это противоречит её устоям. Такое поведение нарушает порядок признания в общине.
Поздеев всё-таки думает об удмуртском народе именно в категории нации, а не тусовки, сообщества или общины. И для того чтобы удмурты образовали нацию, нужны самозамкнутость общества (про это его идея резерваций) и некоторый набор институтов. В нации много разных общин, а, самое главное, есть возможность для входа новых членов. Такое общество не может быть устроено как община, и Поздеев сознательно ведёт методичную работу по внедрению новых необщинных стандартов, среди которых критичность, профессионализм и самостоятельность.
Сложность ситуации Поздеева в том, что, начав перестройку общины в общество, он сам попал под жернова тех механизмов, которые строил. Ну ничего. Ему скрывать нечего. Все его карты раскрыты. И в этом как сложность, так и красота его фигуры.

Источник: http://uralistica.com/profiles/blogs/slovo-o-pozdeeve

* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

2000
0