Чем больше езжу по разным городам, тем сильнее убеждаюсь, что в каждом городе есть своеобразное место скопления его силы. Чаще всего это тот объект, вокруг которого поселение изначально возникло. Или объект, который оказался градообразующим, вызвал экономический рост. Или место, где люди собирались в разное время, чтобы в едином порыве решать насущные проблемы. В общем, место, заряженное человеческой волей, идеей, жизнями, страстями.
Во Франции много городов возникло вокруг крепостей, феодальных замков. В России больше городов, возникших вокруг заводов.
Кроме того, мне все чаще кажется, что именно с этим местом силы и бывает связано не только прошлое, но и настоящее, а так же и будущее города.
Вот одна поучительная история, которой я постараюсь проиллюстрировать свою мысль:
История замка Бретонских герцогов города Нанта.
Замок возник в 13 веке, был построен, а затем и укреплен стенами и башнями, ровом. Последние важные изменения были привнесены Франциском II герцогом независимой Бретани в 15 веке, дабы окончательно превратить замок в военную крепость, противостоящую королевским властям, желающим прибрать к рукам Бретань.
Его дочь Анна преобразила замок, сделав из него настоящую резиденцию герцогов, а потом и королей. При ней же был достигнут относительный мир между Францией и Бретанью, ценой замужества герцогини. Анна Бретонская дважды становилась королевой Франции, сначала она вышла замуж за Карла VIII, затем после его смерти (вполне себе насильственной), так как живых детей после их брака не осталось, она вышла за Людовика XII, кузена почившего короля. После присоединения Бретани к Франции в 1532 году замок стал Бретонской резиденцией королей. Здесь останавливались, работали, устраивали приемы Франциск I с супругой Клаудией (дочерью Анны), Генрих IV и т.д. Здесь были подписаны важные для истории Франции документы, среди них Нантский эдикт (1598 г.) — закон от Генриха IV, даровавший гугенотам право вероисповедания и завершивший тридцатилетний период Религиозных войн во Франции.
Если в 16 веке замок принимает знать и купается в шелках и золоте, а город процветает за счет судоходства и импорта-экспорта, то в 17 веке стараниями небезызвестного кардинала Ришелье пиры в замке прекращаются, и его снова превращают в тюрьму для первых лиц, таких как граф де Шале (родственник Д Артаньяна) или кардинал Рец. Любопытно, что еще в 15 веке в этой же тюрьме побывал Жиль де Рец, прообраз Синей бороды. В это время там еще проводят иногда государственные собрания.
Ко времени Французской революции в замке размещаются казармы, военные склады, ну и тюрьма. Революционное, читай военное, время не пошло на пользу крепости. То одни ее завоевывали, то другие. А в 1800-м году там вообще произошел взрыв в одной из башен, видимо кто-то пошутил со спичками на складе оружия. Постепенно замок приходит в упадок, разрушается, разворовывается. Да и город переживает не самые гордые времена. Вернее так, город очень даже себе процветает. Ведь после 1685 года, когда Король Солнце подписал Черный Кодекс, Нант стал одним из центров работорговли и был им вплоть до 1831 года, несмотря на всякие там "Декларации прав человека" 1789 года. Но вот отмыться город от этой славы пытается до сих пор.
В 1862 году замок приобретает статус исторического памятника. Он был продан городу Нанту в 1915 году, а в 1924 году становится музеем. Он давно уже не играет никакой роли в экономической и политической жизни города. Во время второй мировой Нант оккупирован немецкими войсками, которые строят в замке бункер.
Почти весь 20-й век замок будет в общем-то заброшен. Большая его часть будет закрыта для посетителей в связи с обветшанием, разрушенностью. Судьба города будет сильно напоминать судьбу замка. В начале века город будет страдать от ежегодных разрушительных наводнений, порт и другие точки индустриального развития города будут разрушены в 43-м году бомбардировками силами Альянса. Эти потери будут восполнены только к концу 80-х годов.
А в 1990-м году мэрия принимает нестандартное решение. Казалось бы, ну кому нужен этот замок? Ну разваливается и черт с ним. В таком положении оказывается большинство замков в большинстве городов мира. Восстановили порт, начали снова экономически развиваться и на этом могли бы остановиться. Но город решает восстановить свое былое достояние. 17 лет ведутся реставрационные работы и в 2007-м году замок открывают для посетителей. Примерно в этот же период в городе открывается выставочный центр инженерной анимации "Machines de l'ile", вдохновленный придумками великого уроженца Нанта Жюля Верна. За последние 15 лет запускаются многочисленные фестивали современного искусства, музыки, классической и современной, кинофестивали. В городе сосуществуют разнообразные общины, очень развита жизнь ассоциаций. Как говорит моя подруга, практически не бывает такого, чтобы житель Нанта не состоял бы в какой-нибудь общественной организации. В Нанте есть свой карнавал. Этот город очень приспособлен для жизни инвалидов, в частности колясочников. Много красивых мест, парков, зон отдыха, в них много детей с родителями.
Из Парижа все чаще люди переезжают жить именно в Нант. Про город можно услышать "развивающийся, университетский, молодежный".
А замок? Замок потрясающий. От него исходит очень мощная энергия жизни. В нем разместили музей города. Он очень современный, интерактивный. Еще там проводятся различные выставки и огромное количество разных мероприятий. А во двор можно прийти и просто погулять или устроить там пикник, что мы и сделали, когда в Нант приезжали с ребятами из Гуманитарного лицея выступать на фестивале русской культуры - и это был лучший день всей поездки. Место силы.
PS: Я вот часто думала, а какое место могло бы придать силы для развития Ижевска? Город-завод... А сегодня прочитала статью Ани Вардугиной про приезд Алексея Иванова (Алексей Иванов: О провинции на карте и в головах), а там как по больному "Мне не нравится, что ваш замечательный завод находится в таком заброшенном состоянии. Я буду писать и говорить об этом – о том, какой он прекрасный". Вот и мне не нравится. Хоть башню-то давайте восстановим...
Источник: Facebook
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.