Интервью с антикризисным менеджером «Аптек Удмуртии» Анастасией Муталенко.
Первое, за что цепляется взгляд на здании «Аптек Удмуртии» - это ветхость фасада. Штукатурка отслаивается кусками, как кожа после загара. В голове рождаются грустные шутки про «разваливающиеся аптеки» или «тяжелое наследие прежнего руководства». Врожденная вежливость не позволяет задать такой вопрос антикризисному управляющему, но Анастасия Муталенко сама комментирует:
– Представьте, у вас есть выбор – отремонтировать фасад или помочь людям. Что вы выберете? Мы выбрали покупку мобильного диагностического комплекса.
Про госзакупки
Анастасия Муталенко руководила проектом ОНФ «За честные закупки». По долгу службы с Удмуртией почти не сталкивалась, в «индекс расточительности органов власти и госкомпаний» наш регион не попадал. Это и неудивительно, даже местный активист проекта Марат Хамидуллин, отменивший 69 закупок на сумму более 450 миллионов рублей – признаётся, что большая их часть проходила за пределами родникового края.
– Вообще, здесь в Удмуртии очень хорошие общественники по дорожной тематике – приёмка дорог, гарантийный ремонт, благоустройство дворов, закупки – всё находится на контроле.
Про реформы
Сейчас Минфин Удмуртии внедряет систему "WEB-Торги-КС", на которую переведут всех заказчиков. С учётом интеграции с системой госзакупок это позволит объединить в единый цикл управление закупками в соответствии с принципами федеральной контрактной системы.
Если 5-10 лет назад на то, чтобы подготовить тендерную документацию уходило несколько дней – теперь на стандартные номенклатурные позиции это будет занимать от силы полчаса. Нужно просто выбрать из каталога, и типовая документация сразу будет готова. С каталогом нам поможет Самара, у них он уже есть и всё работает именно так.
Все региональные закупки в данный момент переданы Минфину Удмуртии, но в дальнейшем заниматься ими будет отдельное казённое учреждение. Подход тоже изменится, больше не будет размещения «без вопросов», как это делало ранее Минэкономики. Если техническое задание нестандартное, и есть подозрение, что заказчик хочет закупить у конкретного поставщика, то такая документация будет возвращаться на доработку. Ранее в такой ситуации остальным участникам рынка приходилось выходить с жалобами в ФАС, который как правило оставлял их без удовлетворения – невозможно на обсуждение закупки какой-либо техники принести характеристики всех подходящих марок всех моделей, а без этого невозможно доказать, что под описание закупки подходит одна единственная.
Про Татарстан и Госсовет Удмуртии
В Татарстане создано специализированное республиканское предприятие, которое осуществляет закупки лекарственных средств и медицинской техники для нужд учреждений здравоохранения. Учреждение само проводит торги, закупая крупные партии, а потом уже без конкурсов поставляет продукцию в больницы. Это позволяет получать у поставщиков значительные скидки, да и в целом – общаться с производителем от имени целого региона гораздо проще, чем от лица одной больницы.
– Да, конечно это идеальный вариант, когда одно предприятие занимается закупками для всех больниц. Чтобы в какой-нибудь отдалённой больнице медсестре не приходилось за полставки выполнять эти функции. Удмуртия пыталась к этому прийти, но законодательно неправильно подошли и вот сейчас имеем претензии со стороны ФАС.
– Выйти с инициативой внедрить такую систему мы можем, но это не так просто. Мы выходим с инициативой в Минздрав, если там с нами согласны – они выходят на профильную комиссию Госсовета Удмуртии, если и там согласятся что такая реформа имеет смысл, то они готовят соответствующий закон, за который потом должны на сессии должны проголосовать депутаты.
Про оптимизацию
– Конечно расходы нужно сокращать. Представляете, небольшой населённый пункт, а у нас там больше тысячи квадратных метров площадей. Мы их отапливаем, содержим, несём огромные расходы. Но там такие помещения просто не нужны!
На данный момент Единая государственная аптечная сеть «ГосАптека» включает более 120 аптек и аптечных пунктов, расположенных на всей территории Удмуртии.
– Или взять, например, наши гаражи – мы ими не пользуемся, а их просят – и автомастерские, и шиномонтажи, и другие предприятия. Конечно вопрос нужно решать.
Про любителей удобств и социальную ответственность
– Мы социально ответственное предприятие, но у всего есть границы. Каждый день звонят – «откройте у нас аптеку, а то бывает живот прихватит, а до аптеки три километра бежать». И никого не волнует, что это не окупится. Мы и так содержим аптеки в небольших населенных пунктах, в которых они стабильно убыточны. Коммерческие сети в эти деревни не придут, а если и мы закроемся – то на доступности лекарственных средств это скажется очень сильно.
– Предприятие должно работать в плюс, потому что прибыль эту по уставу можно пустить на помощь республике. Вот сейчас мы приобрели мобильный медицинский комплекс и безвозмездно передали его минздраву. В Удмуртии есть много небольших населенных пунктов, невозможно в каждом из них построить больницу или поставить ФАП, поэтому мобильный комплекс для их жителей – настоящее спасение.
Про собственные препараты
– Нам запрещено рекламировать продукцию собственного производства. Но видимо работает сарафанное радио – продажи стабильно высокие, особенно антигриппина в сезон. Да и другие препараты, вот, например, противогрибковое средство у нас дешевле на порядок, чем разрекламированные марки, а помогает лучше. Люди приходят по рекомендациям знакомых.
– Может у вас и таблетка от смерти есть?
– Может и есть, зайдите в аптеку, поинтересуйтесь, – улыбается Анастасия.