Закрыть

РОЖДЕНИЕ
ЗВОНАРЯ

Марат Газизуллин
Журналист
6 июня 2019
Дмитрий Стрелков
Журналист
По традиции звонить в церковные колокола разрешается любому в неделю после праздника Пасхи, в Светлую Седмицу. Целых семь недель звонить во все колокола запрещено, подаются только сигналы, приглашающие к службе. Но с Воскресением Христовым каждый должен иметь возможность отметить праздник из праздников и торжество из торжеств, прервав молчание звонниц.

Корреспонденты информационного агентства «Сусанин» решили попробовать себя в колокольном звоне. Заручившись поддержкой Ижевской епархии, мы наметили пять храмов, которые показались наиболее интересными для посещения. Это были и самые большие соборы Ижевска, и совсем миниатюрный, фактически семейный, храм в микрорайоне Горка.
По словам отца Владимира Давыдкина, профессионального звонаря в прошлом, история колоколов в России совсем не проста.
По истории колокола нам были, как это ни странно, навязаны. На Руси колокола долго не принимали, они считались католическим атрибутом, символом. Но греки сделали большие подарки нашим царям. Они были вынуждены строить подколокольные сооружения. Таким образом потихоньку стало внедряться колокольное искусство и на Руси. А первое упоминание о колоколах было, когда Антоний Великий собирал средства на восстановление монастыря (ок. III - IV века н.э.). Он ходил и в колокольчик звонил. И люди знали, что идёт монах, которому нужно пожертвовать деньги.
о. Владимир Давыдкин
В итоге уже в XVI веке сложилась хорошо известная нам русская колокольная традиция, когда звонарь извлекает звук, приводя в движение язык, а не сам колокол.

В прошлые века была велика и социальная роль колоколов. В них звонили при пожаре, во время экстренного сбора жителей, например, на войну. Часто с ударов колокола начинались и бунты. За такое Иван Грозный даже повелел выпороть плетьми колокол в Великом Новгороде, после чего у него вырвали язык и увезли в Москву.
Звонить в колокола мирянам разрешили еще в XVIII веке. В 1918 году, когда на Пасху в Советской России звонили в последний раз, власть решила сковать языки колоколов цепями. Традиция вернулась в 1990-е. Постепенно новые и восстановленные церкви обретали свой голос. Часть приходов получила сохранившиеся старые колокола. В XX веке их прятали, даже закапывали в землю. Другие храмы получили полностью новую «семью» (или, как ее еще называли в старину, «звон») колоколов.

Светлая Седмица в 2019 году совпала с первомайскими праздниками, с 28 апреля по 5 мая. Это время еще называют «неделей рождения звонарей» и «гибели колоколов».

Неделя гибели колоколов

Оказывается, именно в Светлую Седмицу чаще всего и случаются с колоколами беды, вызванные излишне ретивым старанием неумелых рук. Случалось такое и в храмах Ижевска. Треснутые колокола чаще всего невозможно починить, их можно только отлить заново.
Новый набор колоколов - это всегда большие расходы. Сама колокольная бронза, которой требуются тонны, стоит серьезных денег. Даже самый скромный благовестник, крупнейший колокол в «семье», весит порядка 250 килограммов. Крупнейший известный в истории благовестник весил 202 тонны - это Царь-колокол. Отлитый в 1736 году, сейчас он стоит расколотый в Московском Кремле. Согласно лабораторному анализу, в сплаве Царь-колокола содержится 84,51% меди, 13,21% олова и около одного процента серы. Кроме того, на этот благовестник ушло 72 килограмма золота и 525 килограммов серебра.

Работа мастеров, которые сумели восстановить старинные технологии литья, тоже недешева. Поэтому чаще всего колокола льют на средства наиболее богатых прихожан. На таких колоколах часто есть надпись с фамилией жертвователя.

Как Сталин дотянулся до Успенского храма

Команда корреспондентов «Сусанина» отправилась за новым опытом в район Ижевска Зарека, в Храм Успения Божией Матери на улице Телегина. Это последний деревянный храм в Ижевске, сохранившийся с дореволюционных времен. Его построили по проекту архитектора Ивана Чарушина в 1915 году и освятили в 1916 году.
Это единственная в столице Удмуртии церковь, двери которой никогда не закрывались. Власти просто не решались на такой шаг. Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны люди потянулись к богу. Протоиерей Владимир Стефанов тогда собрал и передал в Фонд обороны 569,5 тыс. рублей пожертвований на постройку боевых самолетов «Александр Невский» и «Дмитрий Донской». Ответом и единственной наградой стала телеграмма, напечатанная на правительственном бланке с красным флагом, серпом и молотом. Охранной грамотой для Успенского храма стала скромная подпись в конце благодарности - «Сталин».

На звонницу Успенского храма журналистов сопроводил настоятель, отец Владимир Давыдкин. Назначенный сюда буквально пару месяцев назад, он уже готовит смену. В церкви есть свой юный звонарь, овладевающий секретами колокольного звона.

Начало карьеры звонаря

Звонить выпало Дмитрию Стрелкову. Он крестился, уже завершив обучение на историческом факультете УдГУ, где читается целый курс об истории мировых религий. Это был осознанный шаг взрослого, сформировавшегося человека.
Мои личные впечатления абсолютного полного восторга и радости. Потому что мне 35 лет и я впервые вообще, как человек православный, осмелился, забрался и позвонил во все колокола.
Дмитрий Стрелков
журналист ИА «Сусанин»
Первый урок колокольного искусства преподал Дмитрию Стрелкову сам Владимир Давыдкин. С появлением больших, тяжелых колоколов и со строительством новых высотных колоколен появились и более жесткие правила безопасности. Служащие храма присматривают, чтобы по неосторожности никто не свалился с колокольни или не повредил колокол.
Опытный звонарь отец Владимир рассказал, что важна не сила удара, а чувство ритма. Важна и координация движений, поскольку один звонарь управляет сразу несколькими колоколами. В распоряжении звонящего множество веревок и педалей, к которым привязаны языки крупнейших колоколов. При этом бережное отношение к колоколу позволяет получить более чистый звон. Лупить изо всех сил просто нельзя. При таком ударе звук получается излишне резкий, говорят, что колокол «визжит». Язык должен ударить в стенку колокола одним точным решительным движением. Сразу после этого он должен вернуться на место, чтобы не было скрипа и дребезжания трущихся металлических деталей.

Колокола и звоны

У каждого колокола свое назначение, рассказал отец Владимир Давыдкин.
Колокола вообще нужны для того, чтобы человек, находящийся вне храма, мог знать, что в храме происходит. Издревле колокола имели чисто практическую ценность. Конечно, и увеселительную, но прежде всего практическую. Для того чтобы можно было определить и разделить статус службы. Вседневная служба, великопостная служба, всенощное бдение, воскресное, пасхальное. Поэтому человек дома или на огороде может определить, какая служба идет.
о. Владимир Давыдкин
Всего же выделяют более сотни разнообразных рисунков звона. Говорят и о множестве традиций колокольного звона, возникших в разных местностях России. При этом манера каждого звонаря вносит свои нюансы даже в хорошо известные мелодии.

Каждый колокол бьет со своим темпом и характером. Самый большой - благовестник. Его язык достаточно тяжел и приводится в движение с помощью деревянной педали. Таких колоколов на самых крупных звонницах может быть до семи, как и педалей у звонаря. Благовестники создают ритмическую основу звона.
Есть средние колокола - подзвонные. Веревки от их языков крепятся на специальном столбике под левой рукой звонаря. Он бьет в них по очереди, если мелодия простая, или в соответствии с рисунком звона, который намерен извлечь. Их может быть и 10, и 15. Никакого строгого стандарта тут не существует.

Самые малые колокола - зазвонные. В них обычно бьют одновременно, связав от 2 до 4 веревок от языков вместе. Зазвонными бьют правой рукой, зазывая прихожан в храм и создавая мелодический рисунок. Эти колокола самые звонкие и звучат чаще остальных. Эти переливы многие и считают тем самым «малиновым звоном», хотя профессиональные звонари с таким упрощением их труда не согласятся.

Звонница Успенского храма невелика и набор колоколов довольно скромный, хоть и достаточный: благовестник, два зазвонных колокола и два подзвонных. Впрочем, для новорожденного звонаря Дмитрия Стрелкова такой простой набор - это идеальный вариант попробовать себя в новом деле.

Как у бабушки в деревне

Храм Святителя Николая Чудотворца в микрорайоне Горки построили
в 2005 году из светлого оцилиндрованного бревна. Храм увенчан тремя вызолоченными главками на каркасных барабанах. Внутри уютно, словно у бабушки в деревне. Выглядит церковь как пряничный домик.

Однако история его возникновения совсем не радужна. Храм на крови возвели на месте расстрела в 2004 году председателя совета директоров «Ижевского завода пластмасс» Николая Вострикова и его водителя, рассказал отец Иоанн Малов.
А младший брат его, Александр Востриков, построил этот храм. И в честь небесного покровителя погибшего брата Николая Чудотворца его и назвали. Конечно, я думаю, лучшей помощи для своего брата придумать не мог. Поэтому постоянно молимся возле его брата на этом месте. Как бы ты ни жил - всё равно склонить Бога таким образом легче всего на свою сторону.
о. Иоанн Малов
Это, наверное, самый маленький действующий храм Ижевска. С храмовым хозяйством справляются шесть монахинь. Церковь вмещает не более пары десятков прихожан. Под началом иерея Иоанна Малова нет ни пономаря, ни звонаря, ни дьяка. Признается, что в одиночку отслужить пасхальную службу для немолодого человека - тяжелый труд, который ему в радость. Но на возложенное на него послушание не жалуется.

В прошлом отец Иоанн, бросив работу инженера-двигателиста, закончил Нижегородскую консерваторию и стал профессиональным музыкантом. Он и рассказал журналистам «Сусанина», что звук «семьи» почти новых колоколов на миниатюрной звоннице выверен настолько точно, что звучит очень стройно и справляется с этим женщина.
Звонит монахиня Капитолина. Она хорошо справляется. Видимо, кто-то ей что-то показал. Мне очень нравится, как она звонит.
о. Иоанн Малов

Первый из новых

Храм Казанской иконы Божией Матери в Ижевске относится к Свято-Михайловскому собору Ижевской епархии, стоящему в ста метрах выше по склону.
Роль этой скромной церкви, находящейся как будто в тени огромного блистающего кафедрального собора, для православных Удмуртии недооценена. Это был первый новый храм Удмуртии, который строили по современному проекту и новым технологиям с 1996 по 2001 годы. Именно здесь советские еще строители Ижевска учились строить церкви.

Клирик собора отец Иоанн Сеньков рассказал, что на колокольне находятся восемь колоколов, отлитых в Воронеже. И это именно колокольня, а не звонница. Разница в том, что в звоннице колокола расположены горизонтально в ряд и находиться они могут как на башне, так и в специальном строении на земле. А колокольня - это не только высотное строение, но и способ размещения колоколов по кругу, так, чтобы колокола висели прямо в проемах окон башни. Звонница церкви на Телегина находится в небольшой башенке, а церковь в микрорайоне Горка обошлась простым металлическом каркасом, стоящим на небольшом постаменте.
Как оказалось, технический прогресс добрался и до колокольного звона. Международный центр колокольного искусства в Санкт-Петербурге придумал, как заменить живого звонаря на автоматику. Аппарат по команде тянет за веревки так, как это делают лучшие звонари страны, и исполняет сотни звонов, записанных в его памяти. «Электронный звонарь» запрограммирован на разные перезвоны, рассказал отец Иоанн.
В определенный момент можно набрать команду на телефоне и выбрать, какой нужно звон: будничный благовест, венчальный, погребальный или пасхальный. Каждый час система отзванивает куранты.
о. Иоанн Сеньков
Верующих на колокольню пускают организованными группами. Вместе с нами поднялись еще и молодой человек с девушкой, которые случайно услышали, что отец Иоанн повел нового звонаря набивать руку. Когда мы спустились, священнику пришлось еще пару раз подниматься на колокольню, с пришедшими на наш перезвон «новыми звонарями». Отказать священник не мог.

Как стать святым

Собор Александра Невского за почти два века своего существования пережил пожары, гражданскую войну, разорение, советский кинематограф и снова вознес кресты над Ижевском уже в конце XX века.
Улыбчивый священник Димитрий Сырчин рассказал корреспондентам информагентсва «Сусанин», что построить первый каменный храм в Ижевске решили после опустошительного пожара 1810 года. Возвели церковь по проекту заводского архитектора Семёна Дудина буквально за три года, хотя в те времена храмы строились десятками лет. Освятили в 1823 году. В 1929-м храм закрыли и разобрали колокольню. В 1932 году здесь открылся кинотеатр «Колосс». Вернули храм верующим в 1990-м, а освящение восстановленного собора произошло в 1994 году.

К 2015 году столетние колокола собора пришли в негодность, и прихожане собрали деньги на новые. Планы по установке большого нового благовестника не сбылись. Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртии исследовало собор и пришло к выводу, что такая тяжесть может повредить несущим конструкциям колокольни. В итоге обошлись более скромным.

Священник продемонстрировал и работу «Электронного звонаря». И хотя все звонари рассказывали нам, что лучше живого звона ничего не придумано, начинающий звонарь Дмитрий Стрелков несколько приуныл. По его словам, чтобы так звонить, ему понадобится еще хотя бы одна рука, а лучше пара.
У «Электронного звонаря» есть еще один секрет популярности, рассказал отец Димитрий.
Не при каждом храме есть возможность иметь в штате профессионального звонаря. В некоторых населенных пунктах есть лишь один батюшка. А звонарь должен быть профессионалом. Он должен понимать нотную грамоту, подбирать мелодии. И зачастую те люди становятся священниками. Вот появился один звонарь, послужил какое-то время, позвонил, попономарил, и его рукополагают. Опять нет звонаря. Каждый раз проблема.
о. Димитрий Сырчин
С высоты Александро-Невского собора открывается уникальный для центра Ижевска вид с большой высоты - весь город как на ладони. И казалось бы - колокола установлены на втором ярусе колокольни, но это очень высоко. Требования безопасности и сложность подъёма не позволяют открывать доступ. Ударить в колокол можно на специальной звоннице во дворе церкви.

Но отец Димитрий не смог отказать паре любознательных прихожан, маме с крещенным здесь 8-летним сыном. На колокольне ребенок задал, возможно, главный в своей жизни вопрос: «Как стать святым?» Отец Дмитрий ответил: «Секрет простой. У нас есть книга, самая важная для нас - это Евангелие. Если будем руководствоваться этой книгой, будем стремиться к лучшему, но не будем стремиться к святости, Господь, я думаю, эти труды зачтет».

Завьялово

История села Завьялово неразрывно связана со Свято-Никольским храмом, которому лет больше, чем Ижевску.
В середине XVIII века здесь открыли приход из 12 деревень. А в 1754 году освятили и храм. Через 20 лет здесь Емельян Пугачёв разместил свой штаб. Церковь разорили, а священников и дьяков казнили. В XIX веке храм стал каменным, здание возвели по проекту Семёна Дудина.

Благочинный Завьяловского округа, настоятель храма, протоиерей Дмитрий Леонтьев рассказал «Сусанину», что в 1937 году церковь закрыли и превратили в клуб. Подобно многим, например, нылгинской, колокольню и купол разобрали.

В 1990 году храм вернули Церкви. Отец Дмитрий Леонтьев добрым словом поминает всех своих предшественников, особенно ветерана Афганистана, отца Сергия Кондакова.
Благодаря усилиям предыдущего настоятеля, который был как раз в начале девяностых, протоиерея Сергия Кондакова, храм был восстановлен. Потому что не было колокольни, не было и купольной части.
о. Дмитрий Леонтьев
В 1999 году архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай освятил храм.
Клирик храма Алексий Артемьев проводил журналистов «Сусанина» на колокольню. Во время Великого поста здесь завершили ремонт и открыли доступ для всех желающих. Традиция колокольного звона пользуется большой популярностью у прихожан. С оханьем поднимаются пенсионеры. Бросив велосипеды на ступенях храма, местные мальчишки наперегонки бегут вверх, чтобы ударить во все колокола.

Посещением храма в Завьялово «Сусанин» завершил свой маршрут по колокольням православных храмов Удмуртии в Светлую Седмицу. В следующий раз позвонить в колокола любой православный человек сможет на Пасху 2020 года с 19 по 25 апреля. В этот период по Церковному Уставу сотрясать окрестности храмов ударами в колокола можно хоть круглые сутки. Исключением может стать только время проведения литургии и вечерней службы, когда не стоит мешать молящимся.

Автор материала: Марат Газизуллин
8464