Закрыть

Ижевск - "город-богоносец"

Чего только на встретишь по дороге на работу! Сегодня попался на глаза баннер, невесть кем размещенный на Удмуртской, напротив Северного кладбища. Зацепил краем глаза фразу «Прости нас государь» (именно так, без знаков препинания), а потому не поленился, и сфотографировал. Не зря…
[IMG ID=157]
О художественных достоинствах картины, изображающей «Царя-Искупителя», наверное, кто-то выскажется лучше меня. Как человек практический, я бы предложил демонстрировать этот образ нуждающимся в шоковой терапии. Хотя, не исключено, эффект может оказаться чрезмерным, вызвав у некоторых пациентов заикание и энурез.
Однако меня больше заинтересовала очаровательная в своей глупости фраза, авторство которой принадлежит, если верить баннеру, князю Николаю Давыдовичу Живахову. О присвоении Ижевску статуса «города-богоносца» мне слышать не доводилось, вот и решил проверить, что все это значит.
А значит это… Честно, я слов подобрать не могу. Начнем с того, что «Живахов» на самом деле Жевахов (еще точнее – Джавахишвили), и не «Давыдович», а Давидович. И писал он, разумеется, о «народе-богоносце». Соответствующую цитату из его сочинения «Причины гибели России» может найти каждый.
Однако читать полностью категорически не рекомендую. Жевахов, несмотря на регалии и чин «исправляющего должность товарища обер-прокурора святейшего синода, с оставлением в придворном звании» и при жизни считался фигурой комической.
В 1915 году этот кадр прибыл в Ставку с чудотворной Песчанской иконой, настаивая на том, что она должна быть торжественно пронесена по всей линии фронта. Таково, заявлял Жевахов, пожелание Божией Матери, высказанное ею лично в видении некоему полковнику О. (впоследствии содержавшемуся в психиатрической клинике).
Протопресвитер Георгий Шавельский, заведовавший в Ставке религиозными делами, Жевахова открыто и недвусмысленно послал. А после, в мемуарах, еще и рассказал о том, что Жевахов якобы обокрал Петроградского митрополита Питирима незадолго до кончины последнего.
Кто его знает, как там было на самом деле. Но доподлинно известно, что Жевахов после октября 1917-го обретался на подконтрольной белым территории, после чего благополучно эмигрировал в Италию. С этой страной его связывало приятное воспоминание о командировке в Бари, где они с протоиереем Николаем Восторговым на деньги Императорского Православного Палестинского Общества купили землю под строительство храма и странноприимного дома для паломников.
На должности заведующего подворьем Жевахов и окопался с 1920 года. Как деликатно указывают историки, пребывание его в должности сопровождалось массой конфликтов. Так, Жевахов через итальянский суд добился изгнания из храма всего наличного духовенства. А потом выжил и присланного в храм нового священника о. Сергия Ноарова, поссорившись с ним на почве дележа церковных пожертвований. Ноаров, как уверял всех Жевахов, являлся не кем-нибудь, а агентом мирового сионизма.
Несмотря на поразительную склочность, дремучий антисемитизм и воровство, Жевахов продержался в должности заведующего даже после национализации прихода итальянскими властями. И более того - умудрился получить ощутимую сумму в лирах, содействуя переходу земли в итальянскую казну.
Помер он в 1946-ом, не оставив сколь-нибудь заметного следа в истории. Публицистика Жевахова наполнена крайне сомнительной и удивительно скучной риторикой, а исследования «красного террора» - невероятной по своей глупости и чудовищной по содержанию антисемитской болтовней.
Так и забыли бы его, наверное. Но пронафталиненные труды Жевахова извлекли на свет «православные активисты», для которых, очень похоже, что «народ-богоносец», что «город-богоносец» - все едино.
Источник: ЖЖ

* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

1047
0