В среду, 20 марта, журналисты, а вернее делегации от СМИ республики соберутся на свой очередной съезд. Новость недостойная ни печати, ни трансляции. Во всяком случае, весть о съезде передаётся сегодня, в век информационных технологий, из уст в уста, как слух на сарафанном радио. Писать и вещать и правда не о чем.
Соберутся журналисты, в основном уровня руководителей. Послушают отчёт председателя и ревизионной комиссии, «чужих» не пустят, а пустят, так слова не дадут. Как не дали его пять лет назад Денису Пушину, который (это моё предположение) собирался говорить о положении журналистов и газеты «Совершенно конкретно», которую ждал неминуемый конец. Никто из этих журналистов-делегатов не протестовал, когда коллегу осекли. Хотя дело не в газете – мы все коллеги по цеху, давно привыкли к появлению и смерти отдельных СМИ и, думаю, относимся к очередному факту более-менее равнодушно. Подумаешь, закрылась – нас больше читать-покупать будут. Это не так. Нужна здоровая конкуренция на рынке, и если исчезает с него какое-то, казалось бы, ничтожное и примитивное СМИ, всё равно что-то невозвратно уходит вместе с ним. Но что меня никогда не оставляло равнодушным – это судьба коллег из умирающего СМИ. Думаете о них хоть кто-то печётся? Нет. Скорее будут пристраивать какую-то серость по знакомству, и непременно в процветающую газету, чем устраивать журналиста с опытом, оказавшегося в трудной ситуации. Сама была в такой шкуре, когда почти два десятка лет назад (вот как летит время!) оказалась разом без работы, без денег, без отпуска и отпускных. А были среди журналисток и матери с детьми, и беременные сотрудницы. Я что-то не помню, чтобы хоть о чьей-то судьбе поинтересовался тот же Союз журналистов. А вот этого как раз очень бы хотелось: чтобы у журналистов, посвятивших себя полностью и без остатка нелёгкому делу, - было такое надежное сообщество.
Работа журналиста на самом деле очень трудная, если, конечно, работать по-настоящему. Один раз была я в приёмной комиссии на местном журфаке. В творческих сочинениях абитуриенты писали: «журналистика – это интересно, это встречи с интересными людьми, со знаменитостями», «не хочу на ферме коровам хвосты крутить – журналистом работать легче». А кто тебе сказал, что легче? Журналист мотается в поездке целый день, а утром материал сдавать, или нет, тут же по приезде материал сдавать – на сайт, завтра это у всех на сайте будет… А встречи с интересными людьми? Собеседник опаздывает – ждёшь, сидишь под дверью, затем беседа и запись. Затем двух-трёхчасовая расшифровка записи с диктофона, затем обработка сырой беседы в материал, а тут вдруг термин непонятный попался. Так, надо уточнить. Интервью написано – надо завизировать у собеседника. Теперь наступает шлифовка некоторых моментов… Понятно, что журналисту с опытом эта работа даётся легче и быстрее. Профессия не отпускает даже по окончании рабочего дня – не успеваешь посмотреть новости – идёшь по сайтам, читаешь литературу или другие СМИ.
А вёрстка и макет газеты. Сегодня надо гораздо чаще обновлять макет газеты, чем это требовалось даже пять лет назад. Меняется подача материала, фотографий. Надо быть в курсе всего, постоянно смотреть за новыми тенденциями на рынке СМИ. Что, так сказать, модно. Как сегодня подаются иллюстрации и так далее. Сдача газеты и формирование номера – это гонка за графиком, во время которой надо успеть прочесть все материалы, которые сданы, задать вопросы журналистам и фотографу, порулить дизайнерами и корректорами, отобрать лучшие фото, не забыть и поставить на лучшее место рекламу, проследить за пометкой «реклама», поставить возрастное ограничение и проч. Когда сдаёшь газету – жизнь сосредоточивается только на одном-единственном номере – номере завтрашней газеты. Нет ничего вокруг – ни городских улиц, ни машин, ни твоего дома (как он далеко!), ни концертов, ни кино, ни даже порой полноценного обеда… Кажется, вся Вселенная только вот здесь – в этих трёх комнатах, где рождается номер завтрашних «Известий Удмуртской Республики». Номер сдан! И вокруг возникает жизнь! Твоя личная жизнь!
Многие журналисты республики работают в таком бешеном темпе, отдавая себя целиком избранной профессии. Нас так учили работать! К сожалению, начиная с середины 90-х в журналистский цех пришло много случайных людей. Эти люди как-то устроились в профессии, что-то пишут, но совершенно не хотят жить по правилам профессии. Не хотят лишний раз проверить факт, цифру, берут сомнительные источники информации, не удосуживаются лишний раз связаться с собеседником, не готовятся к беседе и командировке. Когда начинаешь говорить об этом, удивляются, считают, что придираешься. Раньше было так: «не кончал журфаков» - стань ровней профессионалам, учись сам, читай учебник, изучай работы маститых авторов. Сейчас, на мой взгляд, отношение к профессии изменилось, труд журналиста кажется лёгким. «Да вы всё из интернета переписываете!» Пока в обществе существует такое мнение, пока в рядах журналистов остаются случайные люди, нас будут называть обидным словом «журналюги».
Поверьте, обществу также нужны профессиональные журналисты, как врачи и учителя-профессионалы, а не просто люди с дипломами. Сегодня очень много разных потоков информации, и журналист должен умело управлять этими потоками, следить за дозировкой позитива и негатива, иначе скончается наш пациент-читатель от передозировки или с ума сойдёт. Некачественная журналистика так же вредна для здоровья, как неверно выписанное лекарство.
Итак, через два дня откроется съезд местного отделения Союза журналистов России. Мне хочется, чтобы о нём заговорили СМИ и коллеги. Чтобы были приняты действительно революционные решения, чтобы наш цех вспомнил о насущных для отрасли проблемах, нашёл пути их решения, создал, наконец, свой сайт или организовал тусовку на Фейсбуке, как в группе газеты «Известия Удмуртской Республики». Давайте создадим местное Большое жюри и наконец дадим слово всем, кто хочет выступить. Нам, журналистам, скрывать друг от друга нечего.
Источник: Facebook
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.