Недавно прошедший телесериал «Страсти по Чапаю» на Первом канале, судя по вопросам в мой адрес, вызвал массовый интерес у сарапульцев. Более 90 лет отделяет нас от трагических событий Гражданской войны. Казалось бы, пришло время расставить все по своим местам, дать оценку и расставить приоритеты. Тем более, перед современными кинохудожниками стояла непосильная задача – попытаться если не превзойти, то хотя бы сравняться с шедевром братьев Васильевых 1934 года и Борисом Бабочкиным в роли Василия Ивановича Чапаева.
Говорят, среди множества способов вывести на чистую воду вражеского лазутчика у советских контрразведчиков был такой: высыпать перед подозреваемым несколько картофелин и попросить: «Покажи командира». Каждый советский человек в 30-е, 40-е, 50-е, 60-е годы ХХ века знал, как в картошке найти командира! Настолько сильное влияние фильм оказал на несколько поколений советских людей.
К сожалению, режиссеру сериала «Страсти по Чапаю» Сергею Щербину не удалось выйти из рамок шаблона современного кинематографа и, как и в других сериалах, посвященных военным деятелям, — Георгию Константиновичу Жукову, Александру Васильевичу Колчаку и другим, зрителю предпочитают пересказывать подробности личной жизни в ущерб другим сюжетным линиям. Создается впечатление, что если у прототипа была счастливая семейная жизнь, он тут же перестает быть интересен современным режиссерам и продюсерам. Кроме этого, создатели сериала сэкономили на консультантах, из-за чего многие события, даже реально происшедшие в жизни В.И. Чапаева, остались для зрителя непонятными. Тем более, нельзя по этому произведению со столь богатым художественным вымыслом изучать историю России.
Первый и самый часто задаваемый вопрос связан с частым упоминанием в сериале Сарапула. Двадцать пятая дивизия и другие формирования под командованием Василия Ивановича Чапаева никогда не воевали ни под Сарапулом, ни за Сарапул. Дважды Сарапул брала другая дивизия Красной армии – двадцать восьмая, под командованием красного латыша Владимира Мартиновича Азина (Вольдемара Азинса).
Фильм начинается с сюжета о строительства церкви, но рядом с храмом создатели сериала почему-то разметили трактир. Этого не могло быть. Законодательством Российской Империи было запрещено размещать питейные заведения вблизи религиозных учреждений.
Во время всего сериала герои — и главные, и второго плана, и массовка — постоянно крестятся. Видимо, создатели фильма хотели подчеркнуть религиозность российского общества. Но проблема в том, что в русской православной традиции мужчины крестятся, сняв головной убор! Это воспитывается с детства. Да, под артиллерийским огнем, безусловно, человек мог обратиться к Богу и перекреститься, но и сама бомбардировка — ситуация экстремальная! А в фильме показано: все крестятся сплошь и рядом.
Следующая проблема — головные уборы снимают в помещении. Можете вспомнить «Собачье сердце» М.А. Булгакова или одноименную экранизацию, где профессор Преображенский, замечательно сыгранный Евгением Евстигнеевым, воспитывает членов жилищного комитета – кто может остаться в шапке, а кто нет. Иначе происходит, как в одном из сюжетов программы «Познер» на Первом канале, когда ведущий с гостем обсуждают отношение к религии и сходятся в том, что «я шапку в церкви всегда снимаю». Но это вопрос не отношения к религии, а вопрос воспитания и культуры. Да, большевики демонстрировали свое неуважение к религии и поэтому не снимали головных уборов в храме.
Начальник тыла чапаевской дивизии застрелился после того, как Чапай выгнал его из штаба в исподнем. Казалось бы, неужели настолько сильное унижение? Прошу прощения за подробности, но мужские кальсоны выпускала русская промышленность на завязках, позже на пуговицах или резинках. Даже если начальник тыла был в трофейном/импортном белье, но и там гульфики на кальсонах появились только в 20-е годы ХХ века. То есть, выгнать мужчину в нижнем белье – все равно, что нагишом – «мужское достоинство» практически не прикрыто.
Один из мифов фильма «Чапаев», не вошедший в «Страсти по Чапаю», который, безусловно, помнит старшее поколение, связан с психической атакой. «Красиво идут! Интеллигенция!». Да, корниловцы никогда не воевали в составе войск армии Колчака. Корниловцы воевали в Добровольческой армии на юге России. Но психическая атака была! И эта атака могла больше, чем другой сюжет, показать весь драматизм Гражданской войны. Именно психическая атака связывает Удмуртию с чапаевской дивизией: в нее против чапаевцев шли рабочие ижевского и воткинского заводов, объединенные в дивизию после подавления Ижевско-Воткинского восстания.
Создатели нового фильма сознательно или нет, но пропустили интернациональный момент Гражданской войны в России. Сюжет с гибелью Чапаева заимствован из фильма братьев Васильевых, хотя еще в советские времена было известно и ни от кого не скрывалось: охрана комдива состояла из красных венгров. После ранения в живот его, умирающего, переправили через реку Урал на плоту, где захоронили в прибрежном песке венгры-телохранители.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою деталью,
и лишь историку дана
возможность врать документально.
/И. Губерман/
А мог бы получиться хороший фильм. Актуальный. Именно сейчас, когда ужас Гражданской войны, пережитый нашей Родиной, не должен быть забыт. И любой призыв к Гражданской войне должен быть ледяным душем для сторонников революций любых мастей — и правых, и левых.
Источник: Известия УР
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.