В замечательной лавке нижегородского Кремля я отоварился книжкой «Семиотика скандала». На фоне регулярных апелляций Энвиля к достижениям «Культурного альянса» это был знак. Вернувшись в Ижевск, я тут же позвонил Дмитрию Космину, который любезно пригласил сесть ему на хвост, то есть – совместно отправиться в Пермь на Всероссийский форум окормляемых небезызвестным Гельманом «заговорщиков».
Целостного рассказа о пермском вояже у меня написать не получится: неделя вышла трудовой. Поэтому, извиняясь за опоздание перед немногочисленными читателями, публикую отрывочные и, как водится, совершенно необязательные заметки «по ходу».
***
Губернатор Пермского края Олег Чиркунов до сего момента никаких симпатий у меня не вызывал. Оставаясь человеком, как говаривал покойный М.С.Паниковский, «с раньшего времени», я привык к тому, что глава региона должен быть представительным. Без синего костюма с красным галстуком ему, как мне казалось, совершенно не обойтись.
Чиркунов, красовавшийся на фото в собственном блоге завернутым в какое-то одеяло, в эту картину совершенно не вписывался. Не соответствовал губернатор нарисованному мной образу и на Форуме «Культурного альянса»: в пиджаке веселенькой расцветки, модных ботинках, без охраны… Но самое главное – вокруг него не обнаружилось представителей привычного нам «партхозактива», готового в любую минуту вольготно расположиться в президиуме.
Мало того, что Чиркунов говорил, в общем, толковые вещи. О повышении за счет культурных проектов инвестиционной привлекательности региона, уникальном пермском опыте, посещаемости фестиваля «Белые ночи в Перми» (430 тысяч человек – это, знаете ли, не шутки). Он, как выяснилось, на собственные деньги издал к открытию Форума брошюру «У города должна быть мечта».
Я ознакомился с ее содержанием. Там много интересного. Но позабавил один момент. Чиркунов пишет, в частности, о финансовой поддержке профессуры пермских университетов, о выплатах лучшим абитуриентам: «Сначала шестьсот, а затем тысяча таких абитуриентов (набравших 255 баллов по ЕГЭ – А.Ч.) появились в наших университетах. Увы, половина – на гуманитарных специальностях».
Это «увы» (не просто же так в тексте объявившееся) многое объяснило. Чиркунов проговорился, быть может, и нехотя. Стало ясно, что сотню-другую гуманитариев он охотно променял бы на десяток толковых физиков и химиков. Что, однако, с идеологией «Культурного альянса» совершенно не соотносится.
***
На открытие международной арт-резиденции мы опоздали. Пробки в центре города образовались такие, что стонущим по аналогичному поводу ижевским водителям пришлось бы закупаться валерьянкой. А пермяки – ничего себе, как-то живут и от автомобилей не отказываются.
Не отлынивают они и от посещения галерей, в том числе и таких – на взгляд человека старорежимного, более похожих на притоны: обшарпанные стены, туманного содержания плакаты… В углу что-то невнятное малюет какая-то девица, разбрызгивая краску на листы… Так и я умею!
Осматривая представленные публике художества, я заметил, что где-то внутри меня проснулся миниатюрный Никита Сергеевич Хрущев, начавший витийствовать в свойственном ему духе: «Пидарасы! Осел хвостом лучше мажет!» кричал плешивый карлик, и с ним в некоторых случаях сложно было не согласиться. Но я терпел, хотя заткнуть оратора не было никакой возможности.
Прав был Энвиль, заявивший по ходу осмотра, что молодежь «всегда вторична» (а представлены в арт-резиденции были работы именно молодых). Человек опытный, он отмечал: это было у Шемякина, а вот это – жалкая копия Уорхолла… Получались этакие художественные «нифеля» (если кто не в курсе, «нифеля» - это отходы от вываренного чая), которые, тем не менее, широко используются в быту.
- Ну и пусть себе используются, - подумал я тогда. – Это все же лучше, чем ничего. Никогда так не было, чтобы никак не было, говаривал Швейк. Что-нибудь из этого все равно получится.
Правда, миниатюрный Хрущев с этой сентенцией не согласился.
работа молодого автора
***
Плешивому карлику внутри суждено было заткнуться чуть позже, когда мы попали на выставку «Родина». Он просто не нашел, что сказать. Я же – ликовал. Потому как нельзя не восхититься замечательной «Путинианой» от «Синих носов»), в которой Путин выступает в качестве великого героя наших дней, заполняющим собой все культурно-политическое пространство.
Или потрясающей и очень смешной картиной «Заседание федерального собрания», на которой в мундирах изображены все, кто достал страну, ежедневно появляясь в телевизоре.
Любителям молочно-товарных дамских форм, уверен, обязательно полюбятся три нано-доярки «Инно, Нано, Техно!» (извините, но автора я не запомнил):
Меня же потрясли трехликий Серафим Саровский (как же это прекрасно исполнено!),
инсталляция «Черная дыра»:
и наконец-то увиденная живьем «Россия для всех» Дмитрия Гутова – изумительный по замыслу ответ тем, кто так любит разбираться в анализах крови:
***
Описывать выставку – все равно, что напевать, к примеру, «Кармен». Лучше один раз увидеть, тем более что, судя по всему, «Родина» будет представлена и у нас. А значит, холивары по поводу «очередных мерзких выходок Гельмана», «художников-богохульников», «оскорбленного православия» и «очернения действительности» гарантированы – если не в газетах, то в блогах – точно.
Ну и хорошо, коли так. «Скандал, - не устает повторять Гельман, - всего лишь инструмент продвижения», он – неотъемлемая часть культуры во все времена, о чем и пишут умные люди в приобретенной мной книжке. В конце концов, если показать труды Рафаэля первым христианам, они наверняка скажут, что это – чистой воды хулиганство и обязательно напишут об этом за неимением блогов где-нибудь на стене катакомб.
Мой внутренний Никита Сергеевич этого, правда, никогда не поймет. К тому же у него был повод ликовать. Пока шло открытие выставки «Родина», министр культуры Пермского края Николай Новичков выступал в прямом эфире какого-то местного канала ТВ. Параллельно шел опрос трудящихся на тему «Что можно посмотреть в Пермском крае?»
За выставки «Культурного альянса» в качестве приемлемого зрелища высказалось человек тридцать, Кунгурскую пещеру указало еще человек пятьдесят. Подавляющее большинство авторитетно заявило, что в Перми «вообще нечего смотреть».
- Ага, народ понимает, что к чему! Его на хромой козе не объедешь! – вопил мой маленький Хрущев.
- Ленивы и не любопытны, - отвечал я ему цитатой из автора, который до самой смерти оставался главнейшим российским хулиганом от искусства.
P.S. Прошу прощения за многословие и неважное, мягко говоря, качество фото.
Источник: http://lelik-ch.livejournal.com/40660.html
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.