Закрыть

Жизнь онлайн при пандемии коронавируса

Небольшой обзор изменений организаций Удмуртии по переходу в digital-формат на фоне самоизоляции в стране
Дмитрий Стрелков
журналист
17 апреля 2020
Президент России Владимир Путин объявил незапланированные «каникулы» с 28 марта 2020 года из-за пандемии коронавируса. Глава Удмуртии ввёл в республике режим самоизоляции с 31 марта, также призывая людей, временно освобождённых от непосредственной работы, оставаться дома. Многие работающие граждане региона перешли в сложившихся условиях на дистанционку. Корреспондент информационного агентства «Сусанин» Дмитрий Стрелков собрал одни из самых актуальных примеров такой работы.

Окно возможностей

Распоряжением Владимира Путина органы власти остались в строю
Отделениям МФЦ разрешили «приоткрыть» двери с оговоркой, что посетители могут прийти к ним только в том случае, если необходимый вопрос нельзя решить онлайн. Органы исполнительной власти вовсе перешли на общение с гражданами только через интернет. Причём сложившаяся ситуация даже простимулировала жителей активно начать использовать онлайн-сервисы, которые им давно предлагались.
Ольга Абрамова
министр сельского хозяйства Удмуртии
Например, министр сельского хозяйства Удмуртии Ольга Абрамова сообщила, что более полугода хозяйства республики не очень интересовались возможностями электронного кабинета для получения субсидий, коронавирус поменял всё в один день. Минсельхоз объявил о приёме заявок на предоставление субсидий только в электронном формате. «Мы никогда не были так популярны, как сегодня», — сыронизировала министр, поблагодарив разработчиков системы.

Сам штат присутствующих в здании министерства сотрудников, по словам Ольги Абрамовой, сократился на две трети. Что не уменьшило эффективность работы силами удалёнки. В первый день самоизоляции 18 заявок от аграриев из разных районов Удмуртии направили в работу.
Старейший ижевский интернет-провайдер «Марк» также оказался готов к режиму самоизоляции в городе. В компании давно наладили онлайн-работу между всеми подразделениями. Обмен информацией, документацией, общение и совещания проходили дистанционно ещё до введения режима. Для бизнес-клиентов организовали систему электронного документооборота. Консультации по услугам, решение большинства вопросов, оформление заявок на подключение, авторизация — давно осуществляется через интернет.

Как никогда возросла необходимость в наличии интернета дома. Ведь это и досуг с онлайн-кинотеатрами, обучение с интернет-курсами. А также возможность оплачивать любые услуги онлайн.
Андрей Ханов
инженер проектно-сметной работы
Инженер проектно-сметной работы одной из организаций розничной торговли и сферы услуг Ижевска Андрей Ханов также является техником-программистом в школе. Он отметил, что в сложившихся условиях как раз стала очевидна неготовность некоторых сограждан не только к нахождению в интернете, но и к «жизни» в цифровом пространстве как таковом.
У меня в школе ещё не все работники адаптировались к новой цифровой реальности и не имеют навыков уверенного пользователя ПК. Не все, конечно. А так все ставят бесплатные программы, нарушая лицензионное соглашение, и подключаются к своему рабочему столу, вот и все технологии.
Андрей Ханов, инженер проектно-сметной работы
К сожалению, не все провайдеры ответственно подошли к ситуации. Собеседник отметил, что и в обычные дни интернет работает 50/50.
У меня в школе один сотрудник с телефона своего мобильный интернет раздаёт на компьютер, и это работает на порядок быстрее и стабильнее, чем «выделенка». Хотя проблеме уже несколько лет, пандемия тут не причём. У «Марка», «Эр-Телекома» тоже все жрут, но они как-то справляются.
Андрей Ханов, инженер проектно-сметной работы
Из положительного опыта в плане цифровизации Андрей Ханов отметил «Госуслуги» и портал налоговой — «вот молодцы, чётко работают; справку об отсутствии судимости на следующий день прислали». Также он похвалил работу технического отдела вневедомственной охраны, которая находится в ведении Росгвардии. «Приборы теперь могут удалённо программировать, не обязательно им везти», — сказал собеседник. В плане неформального общения с коллегами он использует программу Zoom.

Рискованный бизнес

Сильнее всего коронавирус ударил по предпринимателям
Из-за введённых режима самоизоляции и карантина в стране закрылись рестораны, магазины, торговые центры. Многие перешли в режим доставки, если это позволяет реализуемая продукция. Компания ижевского ресторатора Романа Никитина ежеквартально платит в бюджет Удмуртии 1,5 млн рублей налогов. С приходом пандемии всем его заведениям общепита пришлось закрыться. Самого же его судьба заставила остаться в столице Австрии без возможности вернуться.
Роман Никитин
ижевский ресторатор
— Я полетел в Вену за день, как отменили все регулярные вылеты в Россию. Печальнее всего, что в новостях читаю, как людей вывозят из разных стран планеты, а мне за три недели никто не написал и не позвонил. Пытался звонить несколько раз, но это оказалось бесполезно, трубки в посольстве никто не брал. Билет просто отменили. Обращался в авиакомпанию, там трубку брали, но отправляли к российским властям. Даже новые билеты могут через полчаса отменить, никаких возвратов нет. Общаюсь со знакомыми по учёбе в США, отовсюду сообщают, что никому не возвращают. Работаю удалённо, постоянно на планёрках.
— Через какие сервисы удаётся поддерживать работоспособность бизнеса?
— Сейчас мы все работаем только через Zoom, там у нас проходят планёрки три раза в неделю. Есть внутренние мини-планёрки, которые проходят в этой же программе внутри каждого отдела. Дальше работаем через Trello — программа для расстановки задач. Я как руководитель захожу на рабочий стол каждого сотрудника удалённо и проверяю, как задачи выполняются, какие сложности. Люди пишут, отмечают коллег из смежных отделов, кто мог бы помочь в решении.

Заведения все наши работают на доставку сейчас. Некоторые закрылись из-за того, что находятся в торговых центрах. По России у нас порядка 200 заведений, закрыто около 70%. У нашей кофейни «Coffee moose» на улице Пушкинской в Ижевске есть «окно с собой», где нам разрешили бесконтактно продавать кофе. Мы решили, что раз эта точка работает, то сделаем всем медицинским работникам все напитки бесплатными.

Буквально за несколько дней сделали специальные сайты по всем доставкам, все ушли в онлайн-заказы и онлайн-оплаты. Раз оффлайн-бизнес остановился, то появилось время доделать всю нашу онлайн-историю. Практически во всех наших заведениях мы сделали AppleWallet для того, чтобы человек меньше контактировал с наличными деньгами.
— Вы как-то поддерживаете своих сотрудников на удалёнке, чем они занимаются кроме работы?
— Сделали для всех них доступную электронную библиотеку. Каждый сотрудник может воспользоваться любой книгой, чаще всего они платные. Всё своё свободное время сотрудники могут заниматься повышением своей квалификации или осваивать какую-то новую профессию. Все книги и курсы оплачивает компания. Для нас важно, что сотрудник, даже если он захочет уйти от нас, был востребован на рынке. Ребята говорят, какую книгу они хотят, а мы её покупаем и присылаем.

Для безопасности сотрудников на удалёнку мы ушли раньше, чем вышел приказ. Знаешь, мы заметили, что буквально за неделю многим работникам офиса стало не хватать живого общения. Не думал, что они настолько от этого зависимы. Поэтому мы сделали онлайн-переговорку, где идёт неформальное общение. Она сделана «ВКонтакте», сегодня это лучшая переговорочная, по сути. Сейчас разрабатываем свой сервис по общению. Надеюсь, через три-четыре месяца запустим. Работники — это наше всё. Хотим, чтобы они чувствовали себя комфортно, поэтому делаем постоянно между ними онлайн-конкурсы. Последний был на самый смешной концептуальный рабочий стол.
— Как ты оцениваешь господдержку в условиях закрытия оффлайн-работы?
— Я не против того, чтобы власти не помогали вообще. Но против того, что говорят о помощи и не оказывают её. Это мне не нравится. Это как бизнес-курсы: «Вложи в них 300 тысяч и завтра получишь миллиард». Ни один из моих знакомых предпринимателей, ни одной живой истории, где бы дали нормальную рассрочку по аренде, арендные каникулы, рассрочку на кредит. Таких историй очень много. Банки говорят, что у них нет никаких подтверждающих документов от государства. Если в итоге и получишь такой кредит, возвращать же его тоже придётся. Для этого после снятия «карантина» придётся работать на 300-400% больше. Нас закрыли, но зарплаты нас обязали выплачивать.

Конкретный пример. Мне надо платить аренду. Прихожу к арендодателю просить арендные каникулы. Слышу в ответ: «О форс-мажорных обстоятельствах официального сообщения не было. Поэтому для каникул нет повода». Потому как владельцу придётся платить свои деньги. Я их тоже понимаю. Но у них только аренда, а у меня персонал, продукты.

При этом государствообразующие компании обязуют помогать микро-бизнесу. Например, Mail.ru Group выделил 2 млрд рублей на помощь ресторанам и общепитам. Все рестораны сейчас ушли на доставку. У тех, кто раньше сидел на ней, оборот упал примерно на 70%, потому что появилось множество конкурентов. Из-за того, что все туда ринулись — у нас нет такой ёмкости рынка не только в Ижевске, но и в Москве. Нет столько потребителей. Что же делать на выделенные деньги? В рекламном кабинете «ВКонтакте» появляются 2000 рублей. Что рекламировать, доставку? Но там сейчас все, это супербагровый океан. Каждый предприниматель действует в меру своей наглости.

Мне кажется, что больше людей «уйдёт» не от вируса, а от паники. Например, у меня знакомый открыл завод. Это уже не микро, а малый бизнес. Он вышел на 100 млн рублей. Все такие проекты открываются на заёмные кредиты. Он рассчитал финансовую модель, при которой ежемесячно сможет вносить за кредит деньги, оставляя себе 20-30%. Практически 95% бизнесов открываются так. Сейчас он закрыл завод. А предпринимателю надо платить кредиты, зарплаты и на что-то жить. А сколько работников теряют работу? Почти 70% россиян не откладывают деньги. Почему-то эту статистику никто не приводит.

Простые граждане

Одна из основных «отраслей» дистанционного процесса — образование
Учитель ижевской школы Юлия Ханова отметила, что в дистанционке особенно нового ничего нет. По её словам, основные технологии дистанционного обучения освоены педагогами.
Юлия Ханова
учитель ижевской школы
Из наиболее популярных — ЯКласс, Российская Электронная Школа, Skype, социальные сети. Из нового — освоила Zoom за неделю. Очень интересно освоить программу Kahoot, где можно создавать викторины и конкурсы, буду сейчас работать над этим.
Юлия Ханова, учитель ижевской школы
Будучи ещё и мамой первоклассника, она отметила платформу Учи.ру, которая очень интересна ребёнку.
Сам начал изучать английский язык, хотя в школе ещё нет такого предмета. А так, задания для обучающихся размещаются на сайте школы, в соответствующем разделе.
Юлия Ханова, учитель ижевской школы
Школьный учитель подчеркнула, что платформа дистанционного обучения важна, но ещё более важно — как ты используешь её ресурс, какую именно информацию планируешь донести детям.
Школьный учитель подчеркнула, что платформа дистанционного обучения важна, но ещё более важно — как ты используешь её ресурс, какую именно информацию планируешь донести детям.
Вячеслав Правдзинский
советник главы Удмуртии
Советник главы Удмуртии Вячеслав Правдзинский — отец двоих сыновей. По его словам, оба ребёнка с раннего детства на «ты» с гаджетами. И тут как с вещами — некоторые развивающие программы, купленные ещё для старшего, перешли по наследству младшему. В основном дети пользуются «Айпадом». Там отец собрал отдельные экраны с развивающими приложениями: пазлы, головоломки, интерактивные азбуки и коллекции звуков, рисование и музыка. Из развлечений там же игры, мультфильмы и аудиокниги.
Кроме этого, телефон – ещё и место встречи с родственниками: вечерние телемосты со мной, когда я в командировке, или созвоны с бабушками по выходным.
Вячеслав Правдзинский, советник главы Удмуртии
У его старшего сына, которому 11 лет, есть свой ноутбук, так как всё чаще в школе требуется делать презентации и доклады. Периодически занятия с репетитором проходят в «Skype».
Поэтому сейчас, когда детский сад и школа перешли на дистанционное обучение, это не стало чем-то сложным. Оба ребёнка нормально воспринимают такой формат, хотя настроиться на обучение, сидя дома в окружении массы отвлекающих факторов (от печенья на кухне до игры в соседней вкладке браузера), довольно сложно и получается не сразу.
Вячеслав Правдзинский, советник главы Удмуртии
У старшего — три-четыре урока в день в школе, занятие с репетитором, плюс «домашка» и факультативно — просмотр уроков на Яндексе и документальных фильмов. У младшего — по три занятия и днём один созвон с ребятами из группы, где они просто болтают и играют с педагогом. Основные платформы, которые используют ребята: Zoom и Skype. Домашняя работа у старшего в электронном дневнике, у младшего — в Google Classroom.
Диана Алексеева
корреспондент газеты «Удмуртская правда»
Своим распоряжением Владимир Путин «приравнял» сотрудников СМИ к медикам и полиции. Журналисты продолжают ежедневно работать, но многим из них разрешили делать это также удалённо из дома. Корреспондент старейшей в республике газеты «Удмуртская правда» Диана Алексеева рассказала, что, на её взгляд, особо ничего не изменилось, потому что вся её работа в основном связана с компьютером и интернетом. Сама Диана Васильевна трудится из пригорода Ижевска, проводя самоизоляцию в посёлке Италмас.
Никаких супер-пупер изменений я не ощущаю. Единственное, раз я живу за городом, я не могу ходить на мероприятия, которые проходят в Ижевске. У меня нет своей машины, и чтобы пойти на всевозможные встречи, дезинфекции, выезды — я на них не хожу. Просто потому, что я потрачу на дорогу два часа туда-обратно. Проще отправить туда людей, которые живут в городе.
Диана Алексеева, корреспондент газеты «Удмуртская правда»
Она видит для себя в удалёнке множество личных плюсов.
Могу подольше поспать и не тратить время на дорогу, «покраситься-нарядиться» и прочее. Можно за час до начала рабочего дня встать, позавтракать и начать работать. Дома мне комфортно, никто не мешает. Из минусов — стирается граница между работой и домом. Это уже одно место, нет какого-то перехода. Если раньше ты приходил в редакцию и понимал: всё, здесь ты работаешь; ты уходил и понимал, что всё, работа закончилась. На эмоциональном уровне был какой-то переход, что ты вышел из редакции и можешь немного расслабиться. Сейчас такого нет. Ты сидишь дома в небольшом, но постоянном эмоциональном напряжении.
Диана Алексеева, корреспондент газеты «Удмуртская правда»
Также, по словам собеседницы, на дистанционке, стало сложно контролировать работу журналистов. Непонятно, кто и чем занимается. В редакции ты всех видишь. Человек сидит на своём рабочем месте и что-то пишет, если же его нет, скорее всего, он где-то на выезде, работает на мероприятии. Сейчас ты не знаешь, пишет ли человек сейчас что-то в номер газеты, или он просто ничего не делает. Потому что на сайте параллельно от него тоже ничего не выходит. С этой точки зрения есть некий риск того, что кто-то просто воспринимает дистанционную работу как некие каникулы.

Диана Алексеева отметила, что такая дистанционная работа — своеобразная проверка редакции на то, насколько сотрудники владеют современными технологиями, насколько умеют общаться, смотреть трансляции в соцсетях, насколько быстро могут подключаться к работе. Проверка на профпригодность.
Сидя в изоляции, я поняла, что мне вообще нормально в своей квартирке. Поняла, что я такой интроверт и не скучаю по людям.
Диана Алексеева, корреспондент газеты «Удмуртская правда»
***
Как и в любом разделе учебника по истории, в сложившейся ситуации в плане перехода в цифровое пространство успешными оказались те, кто вовремя «подготовился». Уверенное использование имевшихся до прихода пандемии коронавируса возможностей интернета сегодня оказалось весьма выгодным. Тем, кто в своей сфере избегал общения с «железом и цифрой», остаются «за бортом прогресса». Продлится ли режим самоизоляции в Удмуртии на май или лето, сказать сложно. Относительная «выгода» сегодня заметна в тех службах, кто раньше говорил «приходите и заполните». Теперь всё онлайн.

Возможность же усовершенствовать свой сайт или использовать готовую площадку в интернете в период «поветрия» предлагает реализацию максимума желаемых действий. Многие жители, привыкшие к живому общению, но порядочно соблюдающие режим самоизоляции, встречаются с друзьями в интернете, а не в сквере под окнами главы Удмуртии. Большинство собеседников положительно отзывались о платформе Zoom, которая до недавнего времени предоставляла бесплатно лишь 40 первых минут эфира. Сейчас же после этого времени всплывает сообщение о том, что бесплатный отрезок времени закончился, но для пользователей компания не собирается взимать плату, пока в мире свирепствует вирус.
Отметим, что преимущество Zoom заключается в том, что программа одна из первых отказалась от движка Adobe Flash в пользу новой технологии передачи видеоконтента в реальном времени — WebRTC (Web Real-Time Communication). Но это ни в коем случае не реклама. Потому как к Zoom весьма много претензий в плане сохранения конфиденциальности информации.
Редакция информационного агентства «Сусанин» рекомендует читателям быть внимательными при использовании любого цифрового контента. И главное — лучше оставаться дома.

Автор материала: Дмитрий Стрелков
19907