Закрыть

Дмитрий Устинов — нарком СССР с кабинетом в Удмуртии

Новая страница в истории республики связана с именем маршала Устинова. Он помог превратить столицу Советской Удмуртии в столицу военно-промышленного комплекса всей страны.
Дмитрий Стрелков
журналист
19 октября 2020
История Камских заводов неразрывно связана со становлением военной мощи всего Российского государства. После Октябрьской революции, в начале 1918 года, не только Ижевский оружейный завод перешёл в руки новой власти, но также были конфискованы (национализированы) частные фабрики, которые к тому времени уже имели славную историю на внутренних и внешних рынках.

Так, государственной собственностью Советского государства стали производства, имущество и капиталы ижевских фабрикантов Петрова Ивана и сына его Василия, Николая Березина и Адриана Евдокимова. В августе 1918 года пронеслось Ижевско-Воткинское восстание. В следующем апреле Ижевск Ижевск захватили солдаты Колчака, изгнанные к лету большевиками. Хотя местные заводы не представляли собой «локомотив производства» в те времена, но отдавать противнику место изготовления огнестрела новая власть, конечно, не собиралась.

Советское оружие

Через три года после объявления автономии удмуртского народа, то есть в 1923 году, в регионе начали работу по «оздоровлению» заводов. Оборудование постепенно модернизировали и вновь начали выпуск охотничьего оружия. Годом ранее, в 1922 году, в Ижевске открыли Первую государственную фабрику охотничьих ружей, а в начале 1930-х годов Ижевские оружейный и сталеделательный заводы располагали мощностями по выпуску 450 000 винтовок. Основным и постоянным заказчиком ижевской стали оставались оружейные заводы Тулы. Туда отправлялись стволы для ручного пулемёта Максима-Токарева и болванки из стали для опытных револьверных стволов. Также крупным заказчиком стал «Авиатрест». Молодая страна начала активно осваивать небесную стихию.

Более подробно с историей ижевского оружия читатели могут ознакомиться в специальной статье «Сусанина».

В 1929 году на предприятии стали производить первые советские мотоциклы, а в 1933 году это производство выделили в отдельный мотозавод, в XXI веке он известен как АО «Ижевский мотозавод „Аксион-холдинг“».
На рубеже 1920-30-х годов важное место в работе ижевских оружейников занимали иностранцы — фирмы из Англии, Бельгии, Германии, Франции и Швеции отправляли в советскую Удмуртию большое количество станочного оборудования, которое позволило укрепить материально-техническую базу оружейного производства. Благодаря этим совместным усилиям в 1930 году в Ижевске модернизировали «мосинку», а в 1936 году в Красной Армии приняли автоматическую винтовку Сергея Симонова (АВС-36), чуть позднее и самозарядную винтовку Фёдора Токарева (СВТ 38-40). Это оружие будут использовать бойцы РККА в боях на Халхин-Голе и в войне с Финляндией.

С тех советских времён начинается история секретности и закрытости многих советских предприятий. До конца СССР во время Первомайской демонстрации никто не называл идущие колонны по специфике выпускаемой ими продукции. В мегафон диктор приветствовал «работников предприятия» и «рабочих завода». И все всё понимали, кто перед ними дружно идёт по улице Пушкинской.

Русская 3-линейная (7,62-мм) винтовка Мосина образца 1891 года
Источник: wikimedia.org
И наш оружейный завод стал числиться как «№ 180». В 1939 году его разделили на два — металлургический № 71 и машиностроительный № 74, в ведении которого оставили оружейное производство. Через пару лет началась Великая Отечественная война. Она продиктовала быстрый рост темпов производства.

Уже в 1941 году в сутки ижевские оружейники выдавали 12 000 «мосинок». Позже здесь освоят противотанковые ружья Дегтярёва и Симонова, авиационные пулемёты Березина, пистолет ТТ и револьвер Нагана. Летом 1942 года из машиностроительного завода № 74 выделили завод № 622, сегодня он называется Ижевский механический завод. Часть оборудования для него взяли с Машзавода, а также эвакуированных в Ижевск Тульского оружейного и Подольского механического заводов. Всего за четыре года войны Ижевский машзавод произвёл столько стрелкового оружия, сколько за 92 довоенных года вместе взятые — более 11 млн винтовок и карабинов, более 15 000 авиационных пушек, более 130 000 противотанковых ружей.

Клеймо на винтовке Мосина 1924 года выпуска
Источник: wikimedia.org
После войны заводы Ижевска и Воткинска стали выпускать товары широкого потребления — сталь, прокат, локомобили, редукторы, домкраты, электропилы, циферблатные часы, мотоциклы, радиоприёмники и охотничьи ружья. Модернизацию же оружейного производства до 1980-х годов проводили в Ижевске на собственной технико-технологической базе. С началом холодной войны сотрудничество между СССР и ведущими промышленно развитыми странами стало объектом идеологической борьбы. Одним из внешних источников обеспечения оружейных предприятий Удмуртии стали оставшиеся поставки по ленд-лизу, а также поставки в счёт репараций. На Ижевский мехзавод прибыло 133 единицы трофейного оборудования. На Воткинский завод прибыло 353 единицы оборудования.
А в 1946 году в «закрытый» Ижевск привезли группу немецких конструкторов. В их числе был и изобретатель первой в мире штурмовой винтовки Хуго Шмайссер. Эти немецкие инженеры работали в КБ завода до лета 1952 года. В марте 1948 года на Ижевский мотозавод направили Михаила Калашникова для авторского участия в разработке технической документации и организации изготовления первой опытной партии его автомата АК-47 под патрон 7,62 мм. Опытная партия в 1500 штук была выполнена в этом же году, после чего успешно прошли войсковые испытания. В последующие годы здесь наладят выпуск всего семейства автоматов Калашникова. 8 апреля 1975 года Ижевский машиностроительный завод преобразовали в производственное объединение «Ижмаш». На предприятии продолжали выпускать охотничьи ружья. Они пользовались популярностью не только у советских граждан, но и шли на экспорт. Их покупали в Румынии, Болгарии, ГДР, Венгрии, Польше, Югославии, Швеции, Финляндии, Исландии, Судане, Афганистане, КНР, Корее, Индии, Иране, Ливане, Бирме, Индонезии, Вьетнаме, Пакистане, Турции, Йемене, США и других странах.

Несмотря на популярность продукции заводов Удмуртии даже за рубежом, регион всё ещё оставался «закрытым». Лишь в 1989 году в Ижевском аэропорту приземлится транспортный самолёт ВВС США С-141. Этот борт после беспересадочного перелёта из Франкфурта-на-Майне доставит американских инспекторов, которые начнут работу на Воткинском заводе в рамках договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который в 1987 году подпишут Михаил Горбачёв и Рональд Рейган. Но это уже совсем другая история...
Наш маршал
Превращение столицы Советской Удмуртии в столицу ВПК страны неразрывно связано с именем маршала Дмитрия Устинова. При этом сам Дмитрий Фёдорович успел побывать в Ижевске ещё задолго до Великой Отечественной войны. Итак, по порядку.

Д.Ф. Устинов (слева) с отцом Федором Сысоевичем, матерью Ефросиньей Мартыновной и братом Николаем. Самара, 1918 год
Источник: фонды музея имени М. Т. Калашникова (Ижевск)
Родился будущий маршал 30 октября 1908 года в Самаре в многодетной семье рабочего. В 1929 году Дмитрий Устинов стал студентом механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института, затем перевёлся в МВТУ имени Баумана. В 1932 году его студенческую группу в полном составе направили на укомплектование вновь создаваемого Ленинградского военно-механического института. Во время учёбы Дмитрий Устинов выезжал на производственную практику. Именно в ходе неё впервые он и посетил Ижевский завод осенью 1933 года.

Через год Устинов окончил Военно-механический институт и получил направление в только что созданный Ленинградский артиллерийский научно-исследовательский морской институт. Летом 1937 года Дмитрия Фёдоровича перевели в конструкторское бюро Ленинградского завода «Большевик» на практическую работу по созданию морских артиллерийских систем. В марте следующего года он стал директором «Большевика». Ещё через год завод наградили орденом Ленина. Удостоился высшей государственной награды и Устинов. Вручил ему орден председатель Президиума Верховного совета СССР, «всесоюзный староста» Михаил Калинин.

За две недели до войны, 9 июня 1941 года, Дмитрия Устинова назначили народным комиссаром вооружения СССР. Говоря современным языком, Устинов стал министром оборонной отрасли в 32 года. Дмитрий Фёдорович был одним из организаторов эвакуации промышленности в СССР во время Великой Отечественной войны из центральных районов на восток. Устинов также проявил себя как знающий и хорошо владеющий делом руководитель. Благодаря его усилиям была организована работа всего ВПК Советского Союза. Нарком в том числе возглавлял плеяду талантливых инженеров, конструкторов и руководителей производства.
За первые три месяца войны в восточные районы страны эвакуировали 1 360 крупных предприятий наркомата (министерства). 455 заводов разместили на Урале, 210 — в Западной Сибири, 250 — в Средней Азии и Казахстане. Перестройка народного хозяйства на военный лад была практически завершена к декабрю 1941 года. Вся эта масштабная работа в тылу позволила перестроить оборонную промышленность в кратчайшие сроки и дала возможность остановить наступления Вермахта. Коренной перелом в войне связан с битвой под Москвой 1941–1942 годов, после которой Красная Армия перешла в контрнаступление. 3 июня 1942 года Устинов получил звание Героя Социалистического Труда, а в 1944 году стал генерал-полковником инженерно-артиллерийской службы.

После Великой Отечественной войны с именем Дмитрия Устинова связана реализация атомного проекта Советского Союза. Дмитрий Фёдорович курировал разработку создания первой советской баллистической ракеты Р-1 и её дальнейшей модификации Р-2, созданных на основе трофейных немецких ракет Фау-1 и Фау-2.

Руководство Наркомата вооружения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Источник: фонды музея имени М. Т. Калашникова (Ижевск)
В 1961 году Дмитрий Устинов стал дважды Героем Соцтруда за особые заслуги в развитии ракетной техники, создание и успешный запуск первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту. В 1976 году Устинов становится министром обороны СССР, а также Маршалом Советского Союза.
Работа в Ижевске
В годы войны нарком контролировал работы по освоению нового оружия и развития производств. Именно по инициативе Устинова организовали производство № 622 — Ижевский механический завод.

«Жили мы прямо на заводе. Мой «кабинет», например, находился тогда в мало-мальски приспособленной для работы и жилья бытовке, рядом с помещениями, где располагались начальник цеха, технолог, начальник производства. Словом, весь местный штаб был, как говорится, всегда под рукой. Оперативные совещания я проводил ежедневно, примерно в четыре часа утра. Это было самое удобное время: оно обеспечивало ритмичность производства и позволяло без ущерба для текущих дел привлекать на них руководителей — начальников цехов, смен, участков, бригадиров, мастеров», — так вспоминал Дмитрий Фёдорович о своих поездках на Ижевский завод.

Ствольно-коробочное производство на заводе №74

Источник: iz-article.ru

После войны благодаря помощи Устинова на Ижевских машиностроительном и механическом заводах провели глубокую реконструкцию материально-технической базы. Непосредственно с именем маршала связано и возрождение производства мотоциклов в Ижевске, которое прерывалось из-за войны. В 1946 году по приказу Устинова на эти цели выделили 2 млн рублей из резервного фонда Совета Министров СССР.

С 1949 года на заводе начинают выпускать сложные приборы для ракетной и космической техники: высокоточная аппаратура связи и телеметрии, а также системы радиорелейной связи. В середине 1960-х годов на заводе организовали выпуск бортовой аппаратуры системы управления, которой оснащалась первая отечественная твёрдотопливная ракета «Темп-С».

Дмитрий Фёдорович был и инициатором строительства в Ижевске автозавода. Стоит отметить, что предприятие не числилось ни в одном перспективном плане развития Совета Министров СССР, но благодаря настойчивости маршала в Удмуртии появился автозавод, который стал мощным этапом в развитии города.
Автозавод был его детищем. От рождения замысла и до организации первоклассного, по международным меркам, предприятия Дмитрий Фёдорович Устинов шаг за шагом добивался того, чтобы всё было сделано на высоком научно-техническом уровне.
Воспоминания почётного ветерана «Ижмаша» Б. Ф. Файзулина
Само строительство нового автомобильного завода в Ижевске началось в 1965 году. Причина его постройки заключалась в росте благосостояния и спроса населения, а также для создания внутренней конкуренции автомобилям, производимых на АЗЛК и ВАЗ. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408».

Этот автомобиль произвели на площадях переоборудованного корпуса «Прогресс», принадлежащего «Ижмашу». В этом здании находился обходной вариант производства — с участками сварки, окраски и сборки.
Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись с АЗЛК. Но уже в 1971 году ввели в эксплуатацию главный конвейер основного автозавода в Ижевске. С этого времени площади корпуса «Прогресс» использовалась только для производства сидений.

Также с 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров, которые были лицензированы от Renault и строились с помощью французских специалистов. С 1968 по 1973 года на заводе осуществлялась сборка фургона Москвич-434. В начале 1970-х на конвейер поставили первый и единственный в СССР легковой автомобиль Иж-2125 («Иж-Комби») с типом кузова лифтбек.

С конвейера сошел первый автомобиль - «Москвич-408»
Источник: ladaizhevsk.ru
С 1972 года завод освоил производство автомобилей-фургонов Иж-2715 и автомобилей с кузовом пикап Иж-27151 собственной разработки. Конструкторское бюро завода в дальнейшем разрабатывало внедорожники Иж-5 и Иж-14, а также легковые автомобили с двухобъёмными кузовами Иж-13, Иж-19, позднее превратившиеся в будущую серийную модель Иж-2126 «Орбита».

С 1975 года автомобильный завод стал подразделением в составе производственного объединения «Ижмаш», в начале 1990-х завод выделился в самостоятельное предприятие — дочернее акционерное общество «Ижмаш-Авто».

Как вспоминал бывший первый секретарь ижевского горкома КПСС, почётный гражданин Ижевска Михаил Зыков, во время визитов в столицу Удмуртии Дмитрий Устинов бывал на предприятиях и стройках города не менее 15-18 часов в сутки, беседовал с рабочими, интересовался их жизнью и бытом.

Семь раз Устинова избирали депутатом Верховного Совета СССР от трудящихся и служащих Ижевска. Он был депутатом II (1946-1950 годы), IV-XI созывов (1954-1984 годы).
Для нашего города приезд Устинова всегда был событием, ижевчане ждали этого дня. Хозяйственники на предприятиях, в цехах, отделах наводили порядок, готовили вопросы, которые надо решить с членом Политбюро, министром и депутатом Верховного Совета СССР. Хотя Устинов в первую очередь обращал внимание на оборонные заводы, мы получали его поддержку и в решении городских проблем.
— Михаил Зыков, книга воспоминаний о соратниках
Помогал народный избранник развивать и социальную сферу Ижевска. Благодаря Устинову появились своя телебашня, театр оперы и балета, 10 новых промышленных предприятий, 15 дворцов культуры, кинотеатры, стадионы, здание I РКБ на 1 000 мест, а также свой троллейбусный парк.

В 1979 году Дмитрий Устинов последний раз посетил Удмуртию. Указом президиума Верховного Совета СССР Ижевск наградили орденом Октябрьской Революции «за революционные и трудовые заслуги трудящихся, за вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков, за достижения в хозяйственном и культурном строительстве». Вручение ордена состоялось 7 сентября 1979 года во дворце культуры «Металлург». Высокую награду вручил член Политбюро ЦК КПСС Дмитрий Устинов.
Память и памятники
Скончался маршал Устинов в «День чекиста», 20 декабря 1984 года. Но история маршала после этого не закончилась. В Ижевск первому секретарю обкома партии Валерию Марисову последовал из ЦК КПСС запрос о согласии переименовать город в Устинов для увековечивания памяти маршала. Возражать ЦК было не принято, и город переименовали. Необычным стал сам факт переименования столицы автономной республики в честь политического руководителя. До этого в честь Брежнева и Андропова переименовывали лишь районные центры — Набережные Челны и Рыбинск.

Бюст в Ижевске в Сквере Победы

Источник: фонды музея имени М. Т. Калашникова (Ижевск)

Общественность республики возмутилась таким решением. В 1987 году под её давлением было принято решение об отмене переименования города, столица Удмуртии вновь обрела историческое название. В честь маршала в городе остался лишь один из районов — Устиновский.
Опросы жителей Ижевска показывают, что большинство не помнит о той роли, которую сыграл Дмитрий Устинов не только в развитии оборонных предприятий нашего города, но и в улучшении социальной сферы. Бюст маршала можно встретить в Ижевске у Вечного огня рядом с бюстом Михаилу Калашникову. А ещё есть и более романтический «нюанс». Хотя город Устинов просуществовал всего 900 дней и как места на карте его не существует, но напоминание о нём осталось в паспортах у людей, родившихся в этот период.

Автор материала: Дмитрий Стрелков
8813