Стоя на воскресной службе в храме, заметила одну семью. И она настолько привлекла мое внимание, что я отвлеклась даже от хода службы. Мама с двумя детьми, дочке лет десять, пацану не больше пяти.
Служба в православном храме проходит стоя и длится примерно полтора-два часа.
Не каждый взрослый спокойно стоит все это время. А тут дети. И мое внимание зацепилось за них именно потому, что они были спокойны. Да, под конец видно было, что мальчик устал. Подошел сначала к сестре и головушкой уперся ей в спину. Потом сел на корточки. Но он не капризничал, не бегал. По слегка насупленным его бровям было видно, что он терпел. Но он терпел! И это ключевое.
Мне даже захотелось подойти к этой маме и спросить, как она воспитывает своих детей. Но даже из моего короткого наблюдения было понятно, что она не цыкает на него, не шипит, а мягко, с лаской, но твёрдо корректирует его поведение.
Чаще всего приходится видеть совершенно другую картину. Дети не могут просто присутствовать где-то. Они не могут спокойно сидеть и слушать, спокойно сидеть и ждать.
Секта вседозволенцев - так назвал таких ребят один православный священник. И я согласна. Они так ведут себя, потому что им все дозволено. И никто не является для них авторитетом.
Не так давно до меня дошло, что же такое воспитание. Воспитание это система убеждений, заложенная человеку. И вот именно эти убеждения дают повод человеку вести себя тем или иным образом. Откуда эти убеждения берутся догадаться нетрудно.
Из того, что слышит от родителей.
Из того, что наблюдает у родителей.
Из того, что говорят друзья.
Из того, что говорят в интернете.
И чуть позже у некоторых из самоанализа.
Давайте посмотрим на поведение вседозволенцев на уроках и допзанятиях.
Оно ужасно. Но понятно, что школа вынуждена с этим мириться. Не выгонишь ведь такого ученика. Конституция не позволит. А если учитель корректирует, то его могут и оскорбить.
Все настолько плохо, что с 1 сентября 2024 года вступил в силу закон о защите достоинства учителя. Т.е. только наличие закона может остановить, а не собственная этика.
Давайте посмотрим на допобразование. Особенно на коммерческое. Дети приходят и творят все, что хотят. В коммерческом допобразовании как правило каждый рубль на счету, поэтому порой терпят проявления невоспитанности только из финансовых соображений. И я не была исключением до некоторых пор.
Организация работы в Клубе юных инженеров Тесла помогла мне по-другому посмотреть на это. Для нас очень важна безопасность детей. И когда дети шалят, то есть риск не обеспечить эту безопасность. Поэтому шалунов мы не держим. За год работы я лично провела беседы с 6-ю ребятами. Один не услышал и продолжил гнуть свою линию, и мы вынуждены были его исключить из Клуба. Трое вняли и скорректировали свое поведение, потому что желание заниматься в Клубе перевесило желание баловаться.
Еще двое сейчас под моим контролем.
Самое интересное, что родители этих вседозволенцев утверждают, что когда их ребенку интересно, он может часами сидеть.Ну т.е. намекая, что это мы не обеспечили, чтобы ему было интересно. Или обвиняют нас, что мы не умеем найти подход именно к их ребенку.
Простите, но ведь система образования это не цирк с клоунами, чтобы все время развлекать. Хотя все чаще слышно про необходимость внедрять геймификацию в образование для того, чтобы было интересно. А может внедрение геймификации это борьба с симптомами, а не с причиной?
Никогда не бывает так, что человек занимается только интересными ему делами. Часто приходится делать то, что неинтересно. И вот с этим то и проблемы. И именно поэтому мама с детьми в храме привлекла мое внимание. Мальчику было явно неинтересно, но он продолжать просто быть, просто находиться на службе, не пытаясь выклянчить у мамы телефон или игрушку или еще что-нибудь. Он просто присутствовал там.
Способность присутствовать - это великая способность. Она дает основу для способности внимательно слушать. Не ждать, когда твой собеседник заткнется, чтобы высказать уже свое мнение, а просто слушать.
Способность присутствовать дает основу для терпения. Терпение очень важно, когда приходится заниматься рутинными и неинтересными делами.
Способность присутствовать дает основу для ожидания. Иногда ведь месяцами и годами приходится ждать.
Вывод-то какой? Не стоит потакать ребенку и занимать его только тем, что ему интересно. Пусть делает и неинтересные дела.
Стоит много, очень много разговаривать с ребёнком, чтобы он учился слушать. Стоит очень-очень много читать ему книжек, чтобы опять-таки развивать способность слушать.
А что касается вседозволенцев.... Нам теперь долго пожинать плоды нашего воспитания, но потихоньку стоит вводить рамки.
Наболело.
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.