В моем обывательском представлении интернет всегда был суперкомпьютером, спрятанным на островах в Тихом океане, где несколько IT-шников, давно осознавших, в чем смыл жизни, управляют огромным количеством информации и при желании могут выключить рубильник всему человечеству. Понимая, что мое представление о предмете несколько отличается от реальности, я с удовольствием согласился на предложение филиала компании «Ростелеком» в Удмуртии принять участие в пресс-блог-туре под названием «Кто организует связь».
Мероприятие началось в 8 утра в здании компании на улице Карла Маркса в самом центре Ижевска. Сотню раз проходил и проезжал мимо, а внутри никогда не был, как оказалось, зря.
После приветственного кофе инструктажа по технике безопасности, во время которого бывалый связист скептически осмотрел блогеров, беспрестанно тыкающих пальцами в свои гаджеты, и попросил их ничего, кроме собственных смартфонов по возможности не трогать, участники тура попали в большую комнату, размером с небольшой спортзал. Здесь располагается Региональный центр управления сетями или РЦУСС.
Можно сказать, что это электронный мозг всего регионального филиала «Ростелекома». На большой стене в РЦУСС видна интерактивная карта республики, где отмечены магистральные сети оптоволоконного кабеля и другие объекты компании, которые обеспечивают бесперебойные связь и доступ в интернет. Инженеры, работающие здесь, одни из самых опытных специалистов предприятия, они видят состояние сети в режиме реального времени и могут устранить неполадки, не связанные с механическим повреждением оборудования, удаленно, не выходя из офиса.
Еще в РЦУСС стоит большой телевизор, на котором круглосуточно идет эфир интерактивного телевидения «Ростелеком». Хотел было позавидовать, что у кого-то работа – целый день смотреть телевизор, но начальник центра Андрей Сурнин огорчил, отдельного специалиста для просмотра передач нет, и даже если сотрудники решат посмотреть в рабочее время, например, игру «Ижстали» в финале кубка «Братины», то их, скорее всего, накажут. Центр управления сетями круглосуточно прослушивается и просматривается, а каждое действие работника фиксируется автоматически. И дело вовсе не в желании поймать кого-либо за руку, так проще найти причину ошибки в действиях инженеров, если они ее допустят.
Спускаемся этажом ниже к двери с жизнерадостной надписью «помещение с повышенной опасностью». За ней – линейно-аппаратный зал где интернет можно увидеть, услышать и почувствовать кожей. Дело в том, что в этом помещении, допуск в которое имеют лишь несколько сотрудников компании, стоят стойки с коммутационным оборудованием, серверами, хранилищем данных интерактивного телевидения и многим другим. В помещении постоянно поддерживается прохладная температура воздуха, а сотни кулеров создают гул, приятный сердцу каждого сисадмина. Тысячи светодиодных лампочек, мигающих одновременно во всех углах помещения, словно нейроны головного мозга, сообщают о том, что прямо сейчас сотни тысяч людей набирают какой-то запрос в поисковике, смотрят фильмы, отправляют электронную почту. Доступ в сеть для жителей Удмуртии обеспечивается при помощи самого современного оборудования западного и азиатского производства. Кстати, как рассказали специалисты «Ростелекома», санкции хоть и наложили временный запрет на покупку высокотехнологичных товаров у европейских и американских производителей, последние не отказываются от своих обязательств по уже заключенным договорам и предоставляют все сервисные услуги.
Оборудование здесь никогда не выключается и не прекращается свою работу, все системы многократно дублированы на случай аварии или … военного конфликта. Именно на специалистов «Ростелекома» ложится обязанность по обеспечению бесперебойной связи в любой ситуации, при самом плохом раскладе событий. Кстати, поэтому связисты до сих пор поддерживают в рабочем состоянии старые аналоговые системы телефонной связи и даже телеграф. Этим приборам не страшны никакие радиопомехи и «глушилки». Само же аппаратное здание удмуртского фиала «Ростелекома» полностью автономно, и даже если его отключить от электричества на несколько дней, интернет и связь никуда не пропадут.
Следующая остановка участников блог-тура – служба технической поддержки клиентов. Этой структурой в удмуртском филиале «Ростелекома» хоть и руководят улыбчивые дамы, когда они начинают говорить, понимаешь, что в своем деле они разбираются не хуже хрестоматийного бородатого технаря в засаленной футболке.
Служба техподдержки разделена на несколько уровней, первый из которых это общение клиента и специалиста по телефону. Из сумбурного «у меня нет интернета и плохо телевизор показывает» сотрудник провайдера должен понять, что именно случилось у человека, попытаться исправить ошибку при помощи советов пользователю или удаленного доступа к оборудованию, а если дело в физической поломке оборудования, то отправить на адрес другого работника компании. Визит к пользователю – второй уровень технической поддержки.
Блогеры и журналисты попробовали себя в ролях оператора техподдержки и клиента, который плохо разбирается в технике. Проблему, пусть и не без подсказок настоящего сотрудника, удалось решить.
Небольшой обеденный перерыв и в путь. Примерно через 30 минут автобус останавливаемся посреди лесной просеки в Малопургинском районе Удмуртии. Теперь понятно, почему организатора просили надеть на ноги сапоги. В после, метрах в 20 от дороги, оказались два грузовика, возле которых красной ленто были огорожены места условного порыва кабеля. Оптоволоконная линия хоть и находится в метре под землей, иногда повреждается во время сельхозработ или из-за движения грунта. В таких случаях проблему из ижевского офиса не решить и к месту ЧП выдвигается аварийная бригада «Ростелекома». Это матерые связисты, которые не только прокладывают само оптоволокно по всей республике, но и готовы починить его в любое время дня и ночи, причем, залегать сеть под землей может и на солнечной лесной поляне, и в глухом лесу и даже в болоте.
Разные ветки магистральной оптоволоконной линии под землей соединяются между собой в специальных водонепроницаемых муфтах. Ликвидация условной аварии предполагает, что муфту нужно вручную выкопать из земли, очистить ее от грязи, вскрыть и найти причину поломки оборудования и устранить ее. Волокно, диаметр которого чуть больше человеческого волоса, спаивают между собой в специальном сварочном аппарате. Такой оптоволоконный «волосок» способен обеспечит доступом в интернет жителей среднего по величине города.
Плановые работы на магистральной оптоволоконной линии связисты проводят с 4 до 6 утра, когда нагрузки на сеть минимальные, а на устранение аварии у них есть лишь несколько часов. Неожиданную мораль полевых учений подводит заместитель технического директора филиала в Удмуртской Республике ОАО «Ростелеком» Александр Смирнов.
«Мы строим и ремонтируем оптоволоконные линии в Удмуртии, но мы не знаем, что именно в эту секунду времени передается по ним. Это может быть трансляция телевизионного матча, или видеоконференция медиков, на которой столичные врачи помогают делать операцию коллегам из райцентра. Если мы вовремя не восстановим связь, может оборваться не только интернет, но и человеческая жизнь».
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.