В СК РФ пообещали тщательно проверить все заявления и обращения граждан Грузии.
Следственный комитет получил неопровержимые доказательства причастности высшего политического и военного руководства Грузии к совершению преступлений в ходе российско-грузинского конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Об этом сообщает пресс-служба Следственного комитета РФ.
СК продолжает расследование уголовного дела о событиях в Южной Осетии в августе 2008 года. В ходе следствия получены неопровержимые доказательства причастности высшего политического и военного руководства Грузии к совершению на территории Южной Осетии особо тяжких преступлений против личности и преступлений против мира и безопасности человечества. В частности, грузинские власти обвиняются по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство), ст. 356 УК РФ (применение запрещенных средств и методов ведения войны), ст. 357 УК РФ (геноцид), ст. 359 УК РФ (наемничество) и ст. 360 УК РФ (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой). Однако, как отмечает СК РФ, привлечение их к уголовной ответственности на территории РФ по российскому уголовному законодательству невозможно, поскольку действует иммунитет должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции, закрепленного нормами международного права.
В связи с этим для привлечения виновных к уголовной ответственности СК России намерен задействовать институты международной уголовной юстиции. В Следственном комитете назвали «бездоказательными» обвинения грузинской стороны о нарушениях со стороны российских военнослужащих в августе 2008 года. Соответствующие обвинения содержатся в жалобе властей Грузии, поданной в Европейский Суд по правам человека. «Утверждения грузинской стороны не соответствуют действительности», - говорится в сообщении СК РФ. В ведомстве подчеркнули, что при выявлении и пресечении преступлений в зоне конфликта никаких исключений для российских военнослужащих и граждан России не делалось. Поэтому в случае совершения любого преступления в отношении граждан Грузии, как мирного населения, так и военнослужащих, данным действиям незамедлительно была бы дана правовая оценка в установленном законом порядке. Однако, как отмечает СК РФ, в ходе допросов грузинские военнослужащие и мирные жители республики, в том числе этнические грузины, не сообщали о каких-либо противоправных действиях со стороны российских военных.
В последующем с 2009 по 2010 годы в Следственный комитет поступили обращения различных правозащитных организаций о якобы допущенных в ходе вооруженного конфликта со стороны российских военнослужащих нарушениях прав и свобод человека. По данным СК, каждое обращение тщательно проверяется в рамках уголовного дела. На данный момент ни по одному такому обращению следствием не получено данных о причастности военных РФ к совершению каких-либо преступлений на территории Грузии и Южной Осетии.
Между тем, чтобы окончательно принять законное и обоснованное процессуальное решение, СК направил компетентным органам Грузии 5 запросов о правовой помощи. Однако те «по надуманным основаниям» отказались оказать России правовую помощь по уголовному делу. Несмотря на отказ грузинской стороны сотрудничать с российскими следователями, в СК РФ пообещали тщательно проверить все заявления и обращения граждан Грузии.