Вадим Долгов рассказал, что полученные ранее заверения от Минкульта УР не нашли продолжения.
Ижевск. Удмуртия. Доктор исторических наук, профессор УдГУ Вадим Долгов поделился мнением об отсутствии диалога между властью и обществом. Будучи членом Учёного совета при Музее искусств Удмуртии, он вновь привлёк внимание к теме развития этого учреждения культуры.
Напомним, в конце февраля профессор Долгов поделился с «Сусаниным» своими наблюдениями по поводу отсутствия диалога среди заинтересованных сторон. В конце марта на площадке Общественной палаты Удмуртии прошло совместное обсуждение всех актуальных проблем музея. В нём приняли участие инициативные граждане, учёные, руководство учреждения и министр культуры Удмуртии. В итоге была получена договорённость, что начатый диалог обязательно будет продолжаться.
По словам Вадима Викторовича, реальность разошлась с этими благими намерениями. Публикуем письмо учёного в редакцию без сокращений:
«Во-первых, меня как историка в ситуации с Музеем волнует проблема коммуникации власти и общества. На слушаниях в Общественной палате УР разговор развивался курьёзно. Сначала министр В. М. Соловьев попробовал применить к собравшимся «прямое внушение», популярное у чиновников: «Наш музей — прекрасный туристический объект, он вызвал восхищение специалистов из Петергофа. Материальная база поддерживается республикой на максимально доступном уровне. Выделено 20 миллионов на ремонт фасада».
Но, понимаете, в инициативной группе у нас кандидаты и доктора наук, заслуженные и народные художники Удмуртии: гипнозу министерских речей мы не поддаёмся.
Тогда министр шустро сменил тактику. На какой-то момент нам показалось, что он нас услышал. Мы были рады, что разговор налаживается.
Однако это впечатление оказалось обманчивым. Выйдя за порог, Соловьев полностью закрылся, перестал выходить на связь: не реагировал ни на звонки, ни на письма. Пришлось послать текст запроса через Госуслуги: на него по закону нельзя не ответить.
Министерство ответило отпиской.
Понятно, что специалисты, говорящие о том, что Музей находится в катастрофическом состоянии — это крайне неприятная для министра «музыка». Он спрятался «в домике», раз внушение не сработало.
Но разве так можно?
Как историк могу сказать, что нарушение коммуникации между гражданами и властью часто плохо заканчивается.
Министр — это не просто менеджер. Он определяет государственную политику в сфере культуры. Политика важна сейчас как никогда. Давайте всё-таки работать вместе!
Во-вторых, клубок проблем, в который превратился Музей.
Проблем множество. Самая главная из них: музея, по сути, нет. То, что называется сейчас Музеем — музеем не является. Лицо музея — постоянная экспозиция. Её как не было, так и нет. Нет не потому, что музей беден фондами. Дело в другом: руководство, как я начинаю подозревать, не понимает, как должен функционировать музей.
Почему в Лувре столетие за столетием экспонируется Мона Лиза Леонардо? Почему в Дрезденской галерее не прячут в подвалах Сикстинскую Мадонну Рафаэля? Почему в Русском Музее мы всегда на своих местах можем увидеть полотна Репина, Серова? Потому, что это непреходящая, вечная ценность.
Разве нам не важны наши собственные русские и удмуртские мастера? Поверьте, у нас есть чем гордиться! Есть то, что можно с гордостью показать детям, взрослым, гостям города и Республики.
Но для того, чтобы понимать это, нужно это любить.
И. о. директора А. В. Сергеева твердит о сорока выставках в год. Возможно, она хочет довести это количество до ста сорока. А потом и до тысячи ста сорока. Она, похоже, искренне не понимает, что музей — это храм, а не парк аттракционов. Сергеева повышает «показатели». Как тут не вспомнить «Историю города Глупова» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Увы.
Меж тем, много ценных экспонатов находится на грани гибели. Многое не покидает запасники. Знающие сотрудники, не имея возможности работать под непрофессиональным руководством, вынуждены были покинуть музей. Пройдёт ещё немного времени — и многое, многое может быть утрачено.
Помните, какой фразой кончается роман Салтыкова-Щедрина? «История прекратила течение своё». Ещё немного — и у нас случится то же.
Музею нужна поддержка общества, музею нужен профессиональный директор-искусствовед, музею нужно внимание власти».
Отметим, что Владимир Соловьев на встрече в Общественной палату УР подчеркнул, что вопрос постоянной экспозиции можно считать решённым. Но на её формирование необходимо полгода, за которые подготовят перечень работ и разместят их в большом зале на первом этаже музея.
«Сусанин» продолжает следить за развитием событий вокруг развития Музея искусств Удмуртской Республики.
Мы в соцсетях: #Телеграм #ВКонтакте #Одноклассники